Вонг Кар-Вай
«Любовное настроение»
«Любовное настроение» — артхаусная мелодрама, уже успевшая стать классикой Кар-Вая. Поймем, почему фильм так любят и зрители, и критики.
Кадры из фильма «Любовное настроение», реж. Вонг Кар-Вай, 2000
📝 Аннотация. Гонконг, 1962 год. Су и Чоу снимают соседние комнаты в одной квартире. Их супруги все время в отлучке. Однажды Чоу узнает сумочку Су, подаренную ей мужем, — у его жены такая же. А Су узнает галстук Чоу, подаренный ему женой, — такой же есть у ее мужа. Оба понимают, что их супруги изменяют им друг с другом.
📌 Международный вариант названия — In the Mood for Love. По-китайски фильм называется «Годы, подобные цветам». Фильм вышел в 2000 году. За режиссуру, сценарий и продюсирование отвечал Кар-Вай.
💎 Фильм оценили в Гонконге и на крупнейших фестивалях. Его номинировали на премию Британской киноакадемии, он победил на французском «Сезара» и Каннском кинофестивале. Там он получил два приза — технический Гран-при и премию за лучшую мужскую роль. А национальное общество кинокритиков США признало его лучшим иностранным фильмом.
👥 Главные роли сыграли любимые актеры Кар-Вая. Это Мэгги Чун и Тони Люн. «Любовное настроение» иногда относят к своеобразной трилогии, образованной фильмами «Дикие дни» и «2046».
📈 «Любовное настроение» — классика мирового кино. Он входит в различные списки величайших фильмов всех времен и народов.
🚀 Вместе со «Счастливы вместе» фильм стал пиком развития творческого метода режиссера. Как сказал кинокритик Питер Брюнетт, Вонг Кар-Вай оказался в зените своего мастерства.
💥 У фильма было 30 вариантов окончательного монтажа. Но накануне Каннского кинофестиваля «Любовное настроение» собрали в том варианте, каким мы его знаем.
Кар-Вай говорил:
🗣 «"Любовное настроение" — самый сложный фильм в моей карьере, на данный момент, но в тоже время один из самых важных, я очень горд за него».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Фильмы в фильме: черты какого кино есть в «Любовном настроении»
Как готовились и запускали съемки 👇
🗓 Фильм был в производстве 2 года. Кар-Вай долго не мог определиться с названием и не понимал, в каком направлении развивать сюжет. Если «Чунгкингский экспресс» все-таки предполагал наличие какого-то сценария, то здесь его совсем нет.
💸 Режиссер стал и продюсером. Ему было удобнее самому искать деньги, распоряжаться ими и принимать решения без участия других людей.
🔃 Изначально фильм задумывался как неофициальный сиквел «Диких дней». Кар-Вай снова хотел перенести действие в 60-е. Но в конце 90-х, когда Гонконг уже передали КНР, Кар-Вай решил снять фильм «на большой земле»: не в Гонконге, а в КНР.
3️⃣ В 1998 он разработал концепцию фильма под названием «Лето в Пекине». Он должен был стать триптихом. Заметим, что у Кар-Вая есть идея фикс: снять фильм из трех историй. Но она никогда не сбывается. В итоге остается либо две истории, как в «Чунгкингском экспрессе», либо одна, как здесь.
🐲 Кар-Вай с оператором Дойлом приступили к съемкам без сценария. Они отправились на пекинскую площадь Тяньаньмэнь и незаконно начали снимать. Режиссер говорил журналистам, что хочет снять музыкальный фильм и лавстори, но скрывал, что на главные роли позовет Тони Люна и Мэгги Чун.
⚖️ При обсуждении с чиновниками возникли проблемы. Они хотели знать все заранее, но Кар-Вай с его любовью к импровизации не был к этому готов. Поэтому он начал думать об изменении концепции.
🍝 Так он отказался от идеи триптиха. Решил снимать один полнометражный фильм, который в рабочем варианте назывался «История еды». В ней рассказывалось о мужчине и женщине, которые делили друг с другом лапшу и секреты. В «Любовном настроении» герои действительно идут в лавку за лапшой и у них завязываются отношения. Из фильма вырезали откровенные сцены, чтобы сосредоточить внимание зрителя именно на настроении.
✈️ Режиссер переносит съемки из Пекина в Гонконг. В этом решении тоже есть след чиновников. Он хотел показать сюжет в середине века, но им не понравилась эта идея, ведь в то время страна переживала не лучшие моменты.
⛩ Оказавшись в Гонконге, Кар-Вай понял, что и он не подходит. Действие фильма начинается в 1962, но город сильно изменился с тех пор — изменились и цвета, и атмосфера, и архитектура. Кар-Вай нашел тот самый Гонконг в Бангкоке, поэтому остался там. А финальные сцены снимались в камбоджийском храме Ангкор-Ват.
Смысл через технику: разбор сцены из «Любовного настроения»
Что нужно знать о съемках и сюжете 👇
😮 Съемки без монтажа заняли огромный срок — 15 месяцев. Актеры очень уставали: в фильме были десятки дублей. А также им пришлось погружаться в историю, костюмы, литературу того времени. Мэгги Чун и вовсе росла в Англии, поэтому Гонконг 60-х не был ей близок и понятен.
👁 «Любовное настроение» — шестая совместная работа Кар-Вая и Дойла. Съемки затянулись, у оператора уже был другой контракт, поэтому он был вынужден уехать, а вместо себя оставить популярного Марка Ли Пинбина. Они оба есть в титрах, замена не сказалась на качестве работы из-за общего мастерства.
⚒ Кар-Вай хотел представить фильм в Каннах, но не успел домонтировать. Ему звонил директор кинофестиваля и торопил. По слухам, Кар-Вай закончил за день до открытия.
💭 Директор фестиваля внес вклад и в название фильма. Режиссер отказался от «Лета в Пекине», «Истории еды», но никак не мог придумать другое. Была идея назвать фильм «Секреты», но и ее забраковали. И вот он начал слушать альбом Брайана Ферри и наткнулся на песню Slave to Love. И ему в голову пришла фраза «In the mood of love», которая стала названием.
💑 Кинокритик Стивен Тео назвал отношения героев образцом китайской сдержанности и подавленного желания. Постельную сцену вырезали, поэтому перед нами и правда история платонической любви. Отсутствие секса — не только элемент недосказанности, но еще и пример эллиптического монтажа. Мы видим только намеки на нее: нижнее белье в кадре, изменение отношений героев.
🎦 Фильм сравнивают с танцем. Говорят о хореографии, изящном ритме вальса и операторской работе — подглядывающей камере, которая будто оставляет туманную дымку.
Вот что актриса Мэгги Чун рассказывала о съемках:
🗣 «В сущности мы, актеры, начали практически без ничего. Без сценария, без конкретной идеи о том, какую историю будет рассказывать фильм. Роли развивались во время съемок. Разумеется, прежде, чем включить камеру, Вонг Кар-Вай, говорил, что от нас требуется. Он заставлял нас просматривать материал вместе, а он способен снимать по 20-30 дублей!»
На съемках фильма «Любовное настроение»
Почему финал фильма непривычный для драмы и мелодрамы
1. Джеймс Стюарт в фильме «Головокружение», реж. Альфред Хичкок, 1958
2. Тони Люн Чу Вай в фильме «Любовное настроение», реж. Вонг Кар-Вай, 2000
Влияние классиков и режиссерские приемы в «Любовном настроении»
⛅️ Заметно влияние Антониони. Кар-Вай признавался, что во время съемок уличной дневной сцены уловил настроение режиссера и ощутил себя в его кино.
🎞 Еще режиссер говорит о влиянии Хичкока. Он сравнивает героя Тони Люна с героем Джеймса Стюарта в «Головокружении».
⭐️ В фильме два новаторских приема. Первый — кажущийся повтор похожих сцен, из-за чего возникает ощущение, что одни и те же события повторяются.
🧩 Второй — сборка одной сцены из разных. Мы видим разговор, героиня подходит к окну и нам кажется, что это один диалог, но на ней другая одежда. То есть это разные сцены, из которых собирается коллаж, и появляется ощущение, что это единая сцена.
⏳ У такого приема две причины. С одной стороны — безвременье любви. Героям совершенно неважны даты и часы, главное — быть вместе. С другой, так Кар-Вай спрессовывает время: история одновременно и длится долго, и показывается фрагментарно.
💍 У героев есть супруги, но режиссер их не показывает. Мы не видим их лиц, потому что они скорее выполняют роль функции, а не персонажей. В этом можно увидеть отсылку фильму Алена Рене «Хиросима, любовь моя».
🏨 Главный герой останавливается в 2046 номере гостиницы. Это намек на следующий фильм — «2046».
✏️ Кар-Вай долго искал название «Любовному настроению» — нужное нашлось только с четвертой попытки. Но давайте представим, что и его нет. Как бы вы назвали фильм?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день