angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вонг Кар-Вай

Стиль

Узнаем о режиссуре Кар-Вая и поймем, как он относился к кино. Сначала разберемся в контексте времени и гонконгской новой волне, а потом обсудим его методы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Энн Хуэй с «Золотым львом» за вклад в развитие кино на 77-м Венецианском кинофестивале, 2020

🎬 Этот термин объединяет гонконгских режиссеров 70-х и 80-х. Они реализовались в разных жанрах и были главной движущей силой гонконгского кино того периода.

👤 Назовем основные имена. Джон Ву снимал про полицейских и бандитов, а Цуй Харк — о боевых искусствах. Это «Однажды в Китае», «Бабочки-убийцы», «Лезвия», боевики с Жан-Клодом Ван Даммом. Еще одним режиссером была Энн Хуэй, она получила две награды Берлинского кинофестиваля.

🔊 Новая волна не только освежила кино, но и изменила его язык. Фильмы снимались на кантонском диалекте, на котором говорит большинство жителей Гонконга. Но до новой волны основным был мандаринский диалект — все из-за влияния континентального Китая.

💡 Представители используют новейшие технические достижения в кинематографе. Они экспериментируют, снимают на натуре, применяют синхронную звукозапись без переозвучания — так делали неореалисты и режиссеры французской новой волны.

🎞 Иногда режиссеры даже не подвергают отснятое постобработке. Но Кар-Вай так не делает: он всегда доводит свои фильмы до глянцевого лоска.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Модель головы Тони Люна Чу Вай, AliExpress

Почему Тони Люн Чу Вай — один из лучших гонконгских актеров в истории

Вонг Кар-Вай, Мартин Скорсезе и Харви Вайнштейн во время приема в честь Вонга, Lighthouse International Theater, Нью-Йорк

Чем вдохновляется Кар-Вай 👇

🤫 Режиссер не любит говорить о предпочтениях. Он не составляет списки любимых режиссеров и фильмов. Говорит, что много ходил в кино в детстве вместе с мамой. Они смотрели и европейское авторское кино, и гонконгское жанровое.

💄 В 60-е в Гонконге чаще всего снимали мелодрамы, а не фильмы о боевых искусствах. Тогда мелодрамы считали исключительно женским кино. Кар-Вай рассказывал, что картины с платьями, прическами и помадами повлияли на его творчество — это мы видим в «Любовном настроении».

🍁 Его впечатляли фильмы классиков. Например, интерес к Мартину Скорсезе и его «Такси» проявляется через цвет. Отсылки к Микеланджело Антониони и Альфреду Хичкоку появляются в «Любовном настроении». Еще он любит Бернардо Бертолуччи и Ясудзиро Одзу, а особенно его «Осень в семействе Кохаягава».

📺 Современные режиссеры тоже нравится Кар-Ваю. Он хвалит Квентина Тарантино и Кристофера Нолана.

🚦 Из гонконгских режиссеров наиболее влиятельным стал Патрик Там. Его считают наставником Кар-Вая, который воспитал в нем любовь к цвету. Но вообще любовь к цвету характерна для азиатских режиссеров — мы встречаем ее у Куросавы, Одзу, Моу.

📖 Еще на Кар-Вая повлияла литература. Ему нравятся латиноамериканские писатели. Действие «Счастливы вместе» происходит в Буэнос-Айресе, а в «Любовном настроении» звучит латиноамериканская музыка.

📚 Он любит романы Мануэля Пуига и Хулио Кортасара. Как раз у латиноамериканцев и представителей магического реализма он позаимствовал склонность к мозаичным структурам, разбитому нарративу.

📽 Кар-Вай говорит, что на съемках черпает вдохновение из музыки, атмосферы и игры актеров. Они получают мало информации о героях и должны самостоятельно дополнять и развивать характеры.

Мэгги Чун на конкурсе красоты

Мэгги Чун — одна из первых актрис Кар-Вая

Как Вонг Кар-Вай использует цвета

Что нужно знать о режиссерских приемах Кар-Вая 👇

🎭 Полагается на интуицию и любит работать без сценария. Режиссер всегда много импровизирует и дает это делать актерам. С одной стороны он раззадоривает их творческое начало, а с другой изнуряет, потому что делает огромное количество дублей.

🖍 Кар-Вай считает, что снимать фильмы по готовому сценарию скучно. Так говорил и Андрей Тарковский. Правда, писать сценарии ему нравилось, но играть по написанному — тоже нет.

🎞 Не использует раскадровки и не планирует расположение камеры. Этим объясняется огромное количество дублей. Кар-Вай снимает одну и ту же сцену с разных точек и ракурсов, поэтому получается 30–40 дублей, из которых он выбирает самый подходящий. Это ведет к перерасходу бюджета и срывам дедлайнов.

🤝 Кар-Вай любит все контролировать, но понимает, что кино — это коллективная работа. Поэтому он ценит команду, которой можно доверять. У него есть постоянный художник-постановщик Уильям Чанг, оператор Кристофер Дойл и любимые актеры.

👁 Кристофер Дойл — гонконгский оператор австралийского происхождения. У него много кинонаград и опыта работы с разными режиссерами. Он сотрудничал с Чжаном Имоу, Эдвардом Янгом, Питером Чаном, Джеймсом Айвори, Джимом Джармушем и даже c чилийцем Ходоровски. Для Кар-Вая он снимал долго: от «Диких дней» до «2046».

☄️ Важные стилистические черты — атмосферность и ориентация на ретро. Мы путешествуем во времени в «Любовном настроении», «Диких днях», «Великом мастере», а в «2046» внезапно оказываемся в будущем.

🔔 Обращать внимание нужно и на музыку. Иногда из-за яркости и насыщенности цветов его кино сравнивают с музыкальными клипами.

🎥 Периодически Кар-Вай применяет рапидную, замедленную съемку. Он обращается к смещенной композиции кадра, когда композиция выстроена не по симметрии, а случайно, нечетко.

🔄 Отдельная черта — эллиптический монтаж. Это монтаж, в котором показывают событие без погружения в действия. Например, герой идет на кухню, надевает фартук, а в следующей сцене уже выносит готовое блюдо. Отсутствует сам момент приготовления, но все понимают, что еду готовил именно он. Так режиссер сохраняет недосказанность.

Лесли Чунг во время сольного концерта, Шанхай, 2000

Лесли Чун — актер и один из основателей кантопопа

👀 Мы часто спрашиваем, что интересного вы нашли или полюбили, но сейчас — о другом. Подумайте, какую из особенностей Кар-Вая, названных выше, вы пока не заметили?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;