Вонг Кар-Вай
Стиль
Узнаем о режиссуре Кар-Вая и поймем, как он относился к кино. Сначала разберемся в контексте времени и гонконгской новой волне, а потом обсудим его методы.
🎬 Этот термин объединяет гонконгских режиссеров 70-х и 80-х. Они реализовались в разных жанрах и были главной движущей силой гонконгского кино того периода.
👤 Назовем основные имена. Джон Ву снимал про полицейских и бандитов, а Цуй Харк — о боевых искусствах. Это «Однажды в Китае», «Бабочки-убийцы», «Лезвия», боевики с Жан-Клодом Ван Даммом. Еще одним режиссером была Энн Хуэй, она получила две награды Берлинского кинофестиваля.
🔊 Новая волна не только освежила кино, но и изменила его язык. Фильмы снимались на кантонском диалекте, на котором говорит большинство жителей Гонконга. Но до новой волны основным был мандаринский диалект — все из-за влияния континентального Китая.
💡 Представители используют новейшие технические достижения в кинематографе. Они экспериментируют, снимают на натуре, применяют синхронную звукозапись без переозвучания — так делали неореалисты и режиссеры французской новой волны.
🎞 Иногда режиссеры даже не подвергают отснятое постобработке. Но Кар-Вай так не делает: он всегда доводит свои фильмы до глянцевого лоска.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Почему Тони Люн Чу Вай — один из лучших гонконгских актеров в истории
Чем вдохновляется Кар-Вай 👇
🤫 Режиссер не любит говорить о предпочтениях. Он не составляет списки любимых режиссеров и фильмов. Говорит, что много ходил в кино в детстве вместе с мамой. Они смотрели и европейское авторское кино, и гонконгское жанровое.
💄 В 60-е в Гонконге чаще всего снимали мелодрамы, а не фильмы о боевых искусствах. Тогда мелодрамы считали исключительно женским кино. Кар-Вай рассказывал, что картины с платьями, прическами и помадами повлияли на его творчество — это мы видим в «Любовном настроении».
🍁 Его впечатляли фильмы классиков. Например, интерес к Мартину Скорсезе и его «Такси» проявляется через цвет. Отсылки к Микеланджело Антониони и Альфреду Хичкоку появляются в «Любовном настроении». Еще он любит Бернардо Бертолуччи и Ясудзиро Одзу, а особенно его «Осень в семействе Кохаягава».
📺 Современные режиссеры тоже нравится Кар-Ваю. Он хвалит Квентина Тарантино и Кристофера Нолана.
🚦 Из гонконгских режиссеров наиболее влиятельным стал Патрик Там. Его считают наставником Кар-Вая, который воспитал в нем любовь к цвету. Но вообще любовь к цвету характерна для азиатских режиссеров — мы встречаем ее у Куросавы, Одзу, Моу.
📖 Еще на Кар-Вая повлияла литература. Ему нравятся латиноамериканские писатели. Действие «Счастливы вместе» происходит в Буэнос-Айресе, а в «Любовном настроении» звучит латиноамериканская музыка.
📚 Он любит романы Мануэля Пуига и Хулио Кортасара. Как раз у латиноамериканцев и представителей магического реализма он позаимствовал склонность к мозаичным структурам, разбитому нарративу.
📽 Кар-Вай говорит, что на съемках черпает вдохновение из музыки, атмосферы и игры актеров. Они получают мало информации о героях и должны самостоятельно дополнять и развивать характеры.
Мэгги Чун — одна из первых актрис Кар-Вая
Как Вонг Кар-Вай использует цвета
Что нужно знать о режиссерских приемах Кар-Вая 👇
🎭 Полагается на интуицию и любит работать без сценария. Режиссер всегда много импровизирует и дает это делать актерам. С одной стороны он раззадоривает их творческое начало, а с другой изнуряет, потому что делает огромное количество дублей.
🖍 Кар-Вай считает, что снимать фильмы по готовому сценарию скучно. Так говорил и Андрей Тарковский. Правда, писать сценарии ему нравилось, но играть по написанному — тоже нет.
🎞 Не использует раскадровки и не планирует расположение камеры. Этим объясняется огромное количество дублей. Кар-Вай снимает одну и ту же сцену с разных точек и ракурсов, поэтому получается 30–40 дублей, из которых он выбирает самый подходящий. Это ведет к перерасходу бюджета и срывам дедлайнов.
🤝 Кар-Вай любит все контролировать, но понимает, что кино — это коллективная работа. Поэтому он ценит команду, которой можно доверять. У него есть постоянный художник-постановщик Уильям Чанг, оператор Кристофер Дойл и любимые актеры.
👁 Кристофер Дойл — гонконгский оператор австралийского происхождения. У него много кинонаград и опыта работы с разными режиссерами. Он сотрудничал с Чжаном Имоу, Эдвардом Янгом, Питером Чаном, Джеймсом Айвори, Джимом Джармушем и даже c чилийцем Ходоровски. Для Кар-Вая он снимал долго: от «Диких дней» до «2046».
☄️ Важные стилистические черты — атмосферность и ориентация на ретро. Мы путешествуем во времени в «Любовном настроении», «Диких днях», «Великом мастере», а в «2046» внезапно оказываемся в будущем.
🔔 Обращать внимание нужно и на музыку. Иногда из-за яркости и насыщенности цветов его кино сравнивают с музыкальными клипами.
🎥 Периодически Кар-Вай применяет рапидную, замедленную съемку. Он обращается к смещенной композиции кадра, когда композиция выстроена не по симметрии, а случайно, нечетко.
🔄 Отдельная черта — эллиптический монтаж. Это монтаж, в котором показывают событие без погружения в действия. Например, герой идет на кухню, надевает фартук, а в следующей сцене уже выносит готовое блюдо. Отсутствует сам момент приготовления, но все понимают, что еду готовил именно он. Так режиссер сохраняет недосказанность.
Лесли Чун — актер и один из основателей кантопопа
👀 Мы часто спрашиваем, что интересного вы нашли или полюбили, но сейчас — о другом. Подумайте, какую из особенностей Кар-Вая, названных выше, вы пока не заметили?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день