angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бастер Китон

«Шерлок-младший»

«Шерлок-младший» — классическая комедия Бастера Китона 1924 года. В советском прокате лента носила название «Одержимый». Изучим историю создания фильма.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Постеры к фильму «Шерлок-младший»

📝 Аннотация. Герой Бастер Китона — киномеханик, который мечтает быть знаменитым детективом, как Шерлок Холмс. Влюбленный в прекрасную девушку, он дарит ей шоколад и кольцо, но другой поклонник также соревнуется за ее внимание. Киномеханик безуспешно пытается выследить своего соперника, коварного типа, который украл часы из дома девушки и, заложив их, купил ей огромную коробку конфет. Ложно обвиненный в преступлении семьей девушки, убитый горем, Китон засыпает на работе во время демонстрации фильма. Ему снится, что он «входит» в экран и взаимодействует с персонажами фильма, теперь разыгрывающими ситуацию с украденными драгоценностями. Китон здесь выступает как детектив — «Шерлок младший», который, расследуя преступление, попадает во множество комедийных ситуаций.

🆕 Кинокритик Дэйв Кер назвал «Шерлока-младшего» дедушкой американского киноавангарда. По мнению Кера, Китон одним из первых нащупал и вскрыл связь между кинореальностью и миром подсознательных желаний.

🔝 В 1991 году картина попала в Национальный реестр фильмов США. А в 2000 году Американский киноинститут включил этот фильм в список величайших американских комедий — он находится на 62 строчке.

👴 В ленте роль отца главной героини исполняет Джо Китон — отец Бастера Китона. Он снимался в некоторых фильмах сына.

🎞 Оригинальное название картины — «Неудачник» (The Misfit). Производство фильма началось в 1924 году в Лос-Анджелесе. В тот период кинодеятели старались никуда не уезжать из Голливуда, все можно было все снимать в Лос-Анджелесе, поэтому и Китон тоже не заморачивался.

🎬 Китон упоминал, что сделал фильм только ради одной сцены — как раз той, где главный герой входит в пространство киноэкрана. Без этой сцены не было бы и фильма.

👉 Олег расскажет о своем знакомстве с «Шерлоком-младшим», а потом поговорим о работе над фильмом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Отношение к фильму «Шерлок-младший»

Кадры из фильма «Шерлок-младший»

🤝 Изначально Китон пригласил в качестве сорежиссера Роско Арбакла. Три года назад Арбакла обвинили в изнасиловании, и, хотя суд его оправдал, карьера Арбакла была разрушена, никто не хотел иметь с ним дела. Бастер Китон решил помочь другу и дать ему возможность заработать денег, так как у Арбакла было много долгов.

😡 Арбакл не решался работать под своим именем и использовал псевдоним Уильям Гудрич. И над «Шерлоком-младшим» он начал работать как Уильям Гудрич. Но по ходу работы случилась почти такая же история, как с Дональдом Криспом — Бастер Китон был вынужден отказаться от сорежиссера. Когда съемки начались, Арбакл с удовольствием вернулся на площадку, но однажды Китон не очень тактично указал ему на допущенную ошибку. Роско Арбакл обиделся и с тех пор был злобным, агрессивным, оскорблял актеров и других членов съемочной группы.

🎬 Китон осознал, что пережитый скандал плохо сказался на характере Арбакла, и решил, что с ним будет трудно закончить фильм. Тогда он организовал для Арбакла новый проект, над которым тот мог самостоятельно работать. Это был фильм «Красная мельница», и Арбакл отправился разрабатывать эту картину. Она вышла в свет только в 1927 году, и это дало основание второй жене Арбакла Дорис Дин потом утверждать, что «Красную мельницу» Арбакл делал позже, а тогда, в 1924 году он полностью снял фильм «Шерлок-младший», и все идеи и шутки принадлежат именно ему.

🩹 Создание фильма не обошлось без серьезных травм. Китон снимал сцену с участием железнодорожной цистерны, из которой на него вылился целый поток воды. Китон не ожидал, что поток будет настолько мощным: вода буквально пригвоздила его к земле. Китон очень неудачно упал — шеей на рельсу. Когда он встал, то почувствовал сильную головную боль и потерял сознание.

🤕 На протяжении нескольких недель у Китона болела голова, но он все равно продолжал работать. У него был повышенный болевой порог. А одиннадцать лет спустя, в 1935 году, Китону делали рентген. Тогда врач обнаружил следы перелома шеи. То есть Бастер Китон на съемках «Шерлока-младшего» сломал себе шею и продолжил работать, не обратившись к врачу.

Разбор сцены попадания в киноэкран

Бастер Китон в «Шерлоке-младшем» перемещает героя между привычной реальностью и реальностью киноэкрана. Разберем, как он это делает 👇

Производство картины заняло четыре месяца. Это гораздо дольше, чем производство любого другого фильма Китона — обычно он работал над лентами по два месяца. Это было связано не столько с трюками, сколько с довольно трудоемким процессом создания знаменитой сцены, когда герой оказывается внутри киноэкрана.

🧐 Многие операторы, монтажеры, мастера комбинированных съемок спрашивали у Китона, как он снял эту сцену. Ведь там действительно возникает иллюзия, что герой как будто перешагнул границу, которая разделяет экран и реальный мир. Для зрителей со стороны это выглядит просто, но если ты профессионал, то тебя это поражает.

🎞 Создав эту сцену, Китон внес значительный вклад в развитие техники комбинированных съемок и спецэффектов. Она сложна не только тем, что Китон переходит из одного пространства в другое. Там также идет монтажная последовательность: герой из одной сцены перемещается в другую, то есть меняются декорации, а положение самого героя в пространстве относительно камеры не изменяется. Этого добились при помощи землемерного приспособления: очень четко высчитывали, где именно должен находиться Китон — его голова, ноги, колено, и где должна находиться камера. Это очень сложная техническая работа, которая потребовала много времени.

🔮 Прием «кино в кино» относится к более широкому типу приемов. Например, в литературе можно вспомнить «Дон Кихота» — «книга в книге», также бывает «картина в картине». Сам прием называется мизанабим (от фр. mise en abyme), что значит «помещение в бездну». Этот прием также называют принципом матрешки — техника, применяемая в искусстве, когда какое-либо произведение мы видим внутри произведения, то есть внутри самого себя.

⚜️ Сам термин пришел из средневековой геральдики. Слово «abyme» значит миниатюрный герб, размещенный в центре герба. А в современном искусствоведческом смысле термин начал использовать французский писатель Андре Жид. В живописи прием можно встретить в картине Диего Веласкеса «Менины», где внутри картины мы видим самого художника, который пишет картину. А в кинематографе можно вспомнить «8 с половиной» Феллини или «Американскую ночь» Трюффо.

📺 Изначально фильм назывался «Неудачник», но в итоге его переименовали в «Шерлока-младшего». На экраны картина вышла 21 апреля 1924 года. Фильм более-менее окупился, хотя и не стал хитом. Сам Китон говорил, что фильм нормальный, но не грандиозный. Китон не вполне осознавал гениальность своего произведения, но это непосредственная реакция того времени. Разочарование в этом фильме подтолкнуло Китона сделать «Навигатор».

🌓 Отзывы критиков тоже были смешанными. Французский режиссер Рене Клер позже говорил,что Китон так мастерски применил технику мизанабим, что «Шерлока-младшего» можно сопоставить с еще одним шедевром, использующим эту же технику, но из мира театра — пьесой Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».

🌀 Известный французский киновед Адо Киру говорил, что этот фильм — один из шедевров, в котором есть элементы сюрреализма. Он заключает, что «Шерлок-младший» — одно из самых прекрасных сновидений в истории киноискусства. И Вуди Аллен обращается именно к этому фильму, когда делает свой шедевр «Пурпурная роза Каира» 1985 года.

🎥 «Шерлок-младший» — один из первых примеров феномена «кино в кино». А какие еще фильмы с таким приемом вы помните?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;