Бастер Китон
Стиль режиссера
Бастер Китон был коммерчески успешным режиссером, но при этом и автором. Он привлекал других режиссеров к работе над своими фильмами, но это не мешало ему реализовывать собственные авторские задумки.
Бастер Китон за работой
🎥 При просмотре фильмов Китона часто можно заметить, что кроме Китона есть еще режиссер. А часто бывало и так, что режиссер другой, а Бастер Китон даже в титрах не значится как создатель картины. Но при этом историкам кино известно, что Китон был сорежиссером, а возможно, даже главным режиссером, просто он сам не прописал свое имя в титрах.
🤝 Китон часто работал в соавторстве по разным причинам. Мы уже знаем, что он нанимал других режиссеров, чтобы ставить драматические сцены. Также в фильмах Китона много трюков, встречаются сложные с технической точки зрения сцены. Поэтому ему нужны были соавторы: трудно самому и быть перед камерой, и выполнять сложные трюковые элементы. Например, Чаплин мог так делать, потому что он практически никогда не был подвешен на тросе на высоте 10 метров над землей, на него никогда не падали декорации. Он мог гораздо свободнее двигаться по съемочной площадке. А Бастер Китон то постоянно должен был совершать прыжки, то его к чему-то подвешивали, то бросали, поэтому он не всегда мог стоять за камерой, и ему необходима была еще одна пара глаз и рук.
🎭 Бастер Китон, как и любой другой комик, обязательно имел маску. Так, Чаплин практически никогда, до позднего периода, с маской не расставался. У него это маска бродяги — котелок, усики, выбеленное лицо, джентльменский костюм, где верх хорошо сидит, а штаны мешковаты, гигантские ботинки, тросточка и определенная походка. У Гарольда Ллойда была другая маска — успешный молодой человек, как правило, клерк или чиновник, может, без гроша в кармане, но подающий надежды, неунывающий молодой американец. На нем шляпа канотье и очки в достаточно толстой оправе.
😐 Какой же образ у Бастера Китона? У него тоже довольно строгий костюм и определенная шляпа — свиной пирог. Важнейшая часть маски Бастера Китона — это неподвижность его лица, как будто он вообще не владеет мимикой и не выражает эмоций. У Чаплина и Гарольда Ллойда достаточно живые лица, а вот у Китона оно каменное. Его часто так и называют — «человек с каменным лицом» или «великое каменное лицо».
👀 Хотя невозмутимое лицо Китона — его визитная карточка, оно появилось не сразу. Когда он только начал сниматься в кино, он часто улыбался и смеялся, например, в фильмах Арбакла. Только потом он разработал свою самую знаменитую маску. Некоторые историки кино утверждают, что лицо Китона все равно выражает множество эмоций. Прежде всего это делают его глаза. Он может не менять положение губ, может не делать вид, что ему грустно, может не рыдать и не улыбаться, но глаза все равно то улыбаются, то печалятся — взгляд Бастера Китона особенно красноречив.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎪 Свое неподражаемое «каменное» лицо Китон изобрел в детстве, когда работал с отцом в шоу «Три Китона». Отец подбрасывал его в декорации или зрительный зал, и маленький Китон заметил, что если во время трюка он строит комические рожицы, то зрители не особенно смеются. Поэтому он перестал смеяться и начал делать постное лицо — зрителей это веселило. Ведь это комическая ситуация: актера куда-то закинули, а он при этом с неподвижным лицом реагирует на свое положение.
🤸♂️ Бастер Китон с самого детства привык выполнять трюки на сцене. Иногда его отца за это арестовывали, обвиняя в жестоком обращении с ребенком. Но когда обследовали маленького Китона, видели,что на нем нет никаких синяков, отца отпускали. Сам Бастер Китон говорил, что он редко получал травмы или ушибался, потому что его научили правильно падать и приземляться на землю подобно кошке. Его даже прозвали «маленьким мальчиком, которого нельзя повредить». Он также рассказывал, что отец никогда его не обижал, а падения были вопросом правильного технического исполнения.
🌀 Сложные трюки — еще одна отличительная черта Китона. В те годы многие актеры делали самые жуткие трюки и были вынуждены работать как каскадеры. Например, Гарольд Ллойд, во время съемок сцены с хлопушкой или динамитом потерял палец. Роско Арбакл во время съемок обгорал. Но самые сложные и крутые трюки были именно у Китона. Если у Чаплина или Ллойда трюк — это лишь одна из составляющих образа и сюжета, то Китон как раз выстраивает фильм вокруг какого-либо трюка. В этом отношении Джеки Чан — последователь Бастера Китона, ведь он тоже комедиограф, выполняющий головокружительные трюки.
Движение в фильмах Китона
Китон развивал в своих картинах не только трюковую составляющую, но и был мастером пародии и предтечей киноавангарда 👇
🏃 Важная составляющая фильмов Китона — погони и экшн. Основой практически любого фильма является движение, потому что само кино — это череда движущихся картинок. У Бастера Китона не только красноречивый взгляд, он также в совершенстве владеет языком тела, как Чаплин. Чаплин говорил, что ногами играет чуть ли не больше, чем мимикой. И про Бастера Китона можно сказать примерно то же самое. Он очень гибок и предельно выразителен — сказывается и театральный опыт, и опыт работы в немом кино, потому что в немом кинематографе нельзя выразить эмоции словами, и приходится работать всем телом.
😁 Известный американский режиссер Лео Маккери вспоминал, что в 1920-е комедиографы пытались друг у друга украсть шутки. Но у Бастера Китона невозможно было ничего украсть, потому что он все придумывал сам, ни с кем не делился и реализовывал все во время создания фильма. Конечно, Китон работал над своими шутками не один, было несколько авторов, которые придумывали гэги, но самые гениальные шутки, как говорят историки кино, принадлежали именно ему.
🎭 Китон одним из первых начал осваивать и использовать пародию. Он начал делать это еще на сцене: он пародировал разных актеров, с которыми работал. Когда он пришел в кино, то тоже периодически пользовался пародией как инструментом: пародировал вестерны и мелодрамы. Когда мы смотрим фильм Китона, где герой признается в любви и вздыхает — это пародия на типичные мелодраматические клише. Самый значительный пародийный выпад Китона — это фильм «Три эпохи» 1923 года. Это полнометражный фильм, который воспринимается как высокая пародия на шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» 1916 года.
🌀 Китона также иногда называют дедушкой американского авангарда за фильм «Шерлок-младший». Там герой входит в киноэкран, то есть герой как будто из реального мира прокладывает себе путь в мир фильма, который идет в кинотеатре. Так получается фильм в фильме. Этот момент демонстрирует нам то, что Китон умеет анализировать язык кино на языке кино, а это один из принципов авангардного кино. Кинокритик Дэйв Керр отмечает, что Бастер Китон стоял у истоков американского киноавангарда.
Рекомендации для дальнейшего просмотра
🤸♂️ Мы говорили про трюки как важную составляющую творчества Китона. У вас есть любимый трюк? Какой и почему?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день