Сёрен Кьеркегор
Трактат «Болезнь к смерти»
«Грех, вина и отчаяние — суть человеческой жизни». В этой части разберемся в диалектике отчаяния Кьеркегора.
⚰️ Отчаяние как смертельная болезнь. В трактате «Болезнь к смерти» Кьеркегор исследует экзистенциальные аспекты жизни отчаявшегося человека — как изнутри, глазами его самого, так и снаружи, «глазами Бога». Датский философ представляет отчаяние как смертельную болезнь.
🙏 Спасение от отчаяния — подлинная вера. В самом начале трактата Кьеркегор вспоминает евангельскую притчу о воскрешении Лазаря. Бездыханность, безжизненность мертвеца символизируют для него оцепенение воли человека, скованного отчаянием. Отчаяние — это когда надежда потеряна и все тонет во мраке безразличия, циничной опустошенности. Но так же, как Христос воскресил Лазаря, отчаявшегося человека может воскресить «подлинная вера».
💫 Надежда на исцеление — отчаяние пред Богом. Спасение из этого состояния внутреннего саморазрушения, тлена и гибели возможно лишь с приходом Христа, который должен всякий раз заново отваливать могильный камень со склепа, где томится каждая человеческая душа. Вот почему Кьеркегор повторяет, что отчаяние — это грех, но отчаяние пред Богом — уже надежда на исцеление.
😫 Отчаяние как грех. Кьеркегор утверждает, что отсутствие «подлинной веры» это и есть отчаяние. И оно представляет собой самый глубокий грех, который только может быть — неспособность принять, что для Бога возможно все. Отчаявшийся ограничивает себя сферой «реально возможного» и думает, что его спасение невозможно. Но он забывает, что для Бога невозможного нет. В этом и состоит основа греха — неосознанно подменять божественные возможности своими, рассуждая о перспективах спасения.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Сёрен Кьеркегор представляет отчаяние как ложный синтез своего «Я».
🙆🏻♂️ Расколотость личности. Отчаяние происходит из некорректного синтеза своего «Я». Некорректный синтез, в свою очередь, происходит из внутреннего конфликта в человеке. Согласно Кьеркегору, человек не сущность и не субстанция, а скорее постоянный процесс и отношение, чем законченная и однозначная вещь.
🗣 «Я это отношение, относящее себя к себе самому».
🌱 Отношение, относящее себя к себе самому. В чем же загадка этого отношения? Оно по определению парадоксально, ведь его суть в том, чтобы соединить смысл жизни с проживанием этой жизни. Бесконечный уникальный смысл с конечной и обыденной жизнью.
🗣 «Человек — это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости».
💡 Теперь понятно, почему отчаяние всегда приходит к человеку изнутри, а не извне👇
🗣 «Отчаяние — это внутреннее несоответствие в синтезе, когда отношение относится к себе самому».
☹️ Три стадии отчаяния. Кьеркегор пишет, что будучи болезнью духа, отчаяние может приобретать три образа:
🔹 неистинное отчаяние — отчаявшийся, не сознающий своего Я,
🔹 отчаяние перед самим собой — отчаявшийся, не желающий быть собою,
🔹 отчаяние перед Богом — отчаявшийся, который желает быть таковым.🗣 «Только проведя человека через все стадии его земного существования, — вплоть до порога самой смерти, — отчаяние раскрывает свою истинную природу преобразующей, вселенской силы».
🗣 «Христианин — единственный, кто знает, что такое смертельная болезнь. Он черпает из христианства храбрость, которой так недостает естественному человеку, — храбрость, получаемую вместе со страхом от крайней степени ужасного».🌟 Отчаяние — грех, через осознание которого приходит вера. Отчаяние — это грех. Но только через осознание греха приходит вера, а через веру — спасение. Доведенное до предела отчаяние, отчаяние перед Богом, способно придавать человеку силы и мужество. Признавая отчаяние конечным результатом мысли, Кьеркегор противопоставляет мысли веру. Его окончательная альтернатива либо вера, либо отчаяние. Жизнь, полная страдания, приобретает смысл и оправдание как путь к спасению через искупление. Страдание — дорогая цена, за которую всемогущий Бог продает человеку грядущее спасение.
Кьеркегор говорит, что из отчаяния есть только два выхода — возмущение и абсурдная вера.
😠 Возмущение. Кьеркегор считает, что возмущение — это неправильный выход из отчаяния.
Философ выделяет три вида возмущения:
🔹 Возмущение как непризнание греха: «почему меня называют грешником, я же не виноват?»
🔹 Возмущение относительно возобновления грехов: «да, я согрешил, но такова моя природа — почему Бог сделал меня подверженным греху?»
🔹 Возмущение относительно наказания за грехи: «вот я уже перестал грешить, почему же Бог продолжает меня наказывать?»
🙏 Абсурдная вера. Правильный выход из отчаяния — абсурдная вера. Примером человека, до конца прошедшего путь отчаяния и спасшего себя для Кьеркегора является библейский Иов. Иов был абсолютно добропорядочным и искренне верующим человеком. Но сатана поспорил с Богом, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и все его благочестие. В ответ Бог позволил сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Потеряв все самое дорогое, Иов был на грани безумия, но все же не утратил веру и не возроптал на Бога за необоснованные страдания. После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова: вскоре тот исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семеро сыновей и три дочери. Он прожил после этого в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, став примером терпения.
😥 Вина. Но как быть с тем, что Иов страдал безо всякой вины? Почему Бог вообще допустил такое испытание его веры? Кьеркегора вопрос вины очень волнует.
Кьеркегор выделяет три вида вины:
🔹 Моральная вина — это осознание ответственности за дурной поступок. Например, когда человек украл кошелек и знает это.
🔹 Трагическая вина — это соединение вины и невиновности. Например, Эдип убил своего отца, не зная этого.
🔹 Религиозная вина — это экзистенциал. Она не имеет объективной составляющей, а представляет собой лишь отношение к себе самому как к виновному. В чем? Ни в чем, и во всем одновременно. Это вина, которая целиком субъективна и невыразима словами. О ней невозможно рассказать никому, она только между тобой и Богом.
🙇🏻♂️ Религиозное покаяние. Кьеркегор утверждает, что для того, чтобы вина была полноценной, она должна быть следствием личного выбора человека, должна быть осознана. Кульминацией настоящей вины является религиозное покаяние, которое невозможно без осознания субъективности.
Отчаяние как диагноз и как задача
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день