Сёрен Кьеркегор
Трактат «Или-или»
Дон Жуан, Агамемнон и патриарх Авраам. Что их объединяет и причем тут Кьеркегор? Выясним в этой части урока.
Первая большая и главная работа Кьеркегора — это трактат под названием «Или-или».
➿ «Или-или» — это выбор, альтернатива, свобода. В нем Кьеркегор показывает, что не существует единой свободы, у нее есть разные уровни. Он пытается показать глазами самого человека, как выглядят три разных лица свободы и описывает их в терминах трех стадий развития личности. В этой части мы рассмотрим каждую стадию.
1️⃣ Первая стадия — эстетическая. На этой стадии человек похож на типичного европейского романтика. Одинокий и непонятый он возвышается над всем обществом и живет только своими бесконечно глубокими переживаниями. Все важное для общества не имеет значения — для него переживания и ощущения важнее, чем мораль, общественная репутация, долг. На этой стадии для человека неважно отрицательные это переживания или положительные, важна их острота. Человек полностью живет в настоящем моменте и «срывает цветы наслаждения».
💘 Условная фигура этой стадии — Дон Жуан. Мы привыкли представлять его как коварного соблазнителя-негодяя, но на самом деле в нем нет ничего злонамеренного. Каждой новой женщине, которую он соблазняет, он честно говорит, что его цель — только наслаждение, он ничего не обещает и пленит женщин именно тем, насколько интенсивно он может испытывать непосредственный восторг от жизни. Дон Жуан живет настоящим моментом и интенсивно проживает каждое мгновение своей жизни. То, что он быстро меняет женщин — лишь следствие того, что он сам каждый день меняется и не может быть постоянным. Такова его природа.
👀 Имеют ли люди право упрекать такого человека? Философ считает, что взывать к совести Дон Жуана и призывать его к ответственности нельзя. Он предлагает посмотреть на мир глазами Дон Жуана. Его картина мира абсолютно не противоречива. Все моральные упреки субъективно для него ничего не значат, потому что его жизнь целиком в измерении настоящего момента.
🙅 Дон Жуан совсем несвободен. Кажется, что жизнь его — это абсолютная свобода. Но так ли это на самом деле? Кьеркегор обращает внимание на то, что свобода Дон Жуана ограничена только настоящим моментом. Он живет по принципу «или-или — все равно». Он постоянно делает, что хочет и в этом проявляется его свобода. Свобода есть, но самого Дон Жуана нет, потому что он каждый день, каждую секунду новый, и в этом его трагедия, которую он сам не может понять изнутри. Такого человека всегда что-то тяготит, он волен делать что хочет, и не понимает, почему с каждым разом ему становится все труднее и труднее получать наслаждение, отчего в его жизни так много пустоты и серости.
➡️ Проблема Дон Жуана в том, что он живет только настоящим моментом. Ему нужно осмелиться выйти из такого существования, взять на себя ответственность за прошлое и за будущее. Только так он сможет быть собой.
Посмотрим, как Кьеркегор представлял вторую стадию личности.
2️⃣ Вторая стадия развития личности — этическая. Внешне кажется, что человек отказывается от своей свободы. Но по сути, он обретает свободу, потому что впервые берет на себя ответственность. Кажется, что теперь у него нет выбора, но на самом деле он наконец-то впервые в жизни делает выбор.
💍 Переход на вторую стадию для мужчины совпадает с браком. Кьеркегор говорит, что как только мужчина женится, его жизнь становится другой. Теперь он несет ответственность за жену и детей. Он не живет лишь настоящим моментом, а отвечает за прошлое и планирует будущее.
✔️ Из этой структуры его существования вырастает мораль. Он выбрал выбирать. Дон Жуан, выбирая женщин на каждый день, не выбирал ничего, потому что не нес ответственности. Выбор без ответственности — это мучение. Когда человек впервые говорит, что готов взять на себя ответственность, его выбор начинает что-то значить.
📦 Ответственность — тяжкий груз. К чему может привести такая стадия? Наверное, она приведет его к спокойствию и гармонии с самим собой? Нет, Кьеркегор показывает, что, однажды взвалив на себя ответственность, нравственный человек будет возлагать на себя все больше и больше ответственности. Такова внутренняя логика этого уровня существования. Отказаться в какой-то момент от ответственности значит перечеркнуть сам ее принцип. Ответственность устроена так, что, однажды начав ее на себя взваливать, человек просто не имеет морального права остановиться. В пределе человеку придется отвечать не только за себя и свою семью, но и за свой город, свое поколение, культуру, все человечество. Это огромная моральная ноша.
👑 Образ второй стадии — царь Агамемнон. Он возглавлял войско греков, отправившихся на Троянскую войну. Лично его повод для войны не затрагивал, но он был вождем и должен был объединить армию. Он чувствовал ответственность за все греческие войска и объединившиеся полисы. По воле богов Агамемнону пришлось принести в жертву свою любимую дочь, он пошел на это, потому что отвечал за всю Грецию. Этот сюжет описан в трагедии Софокла «Ифигения».
🤷🏻♂️ У трагического героя совсем другая степень свободы, чем у эстетика. Он многое приобрел, но одновременно взял на себя большую ответственность. Трагический герой неизбежно ввергает себя в пучину отчаянья. Долг, нависающий над ним, давит его.
😞 Способ существования трагического героя — вина. У такого героя ответственность за все человечество трансформируется в глубокую вину, он ощущает себя виноватым за то, что не смог кому-то помочь, не успел что-то сделать. Он по определению всегда виноват. Эта вина ввергает его в отчаянье. И чтобы преодолеть его, ему приходится идти на новый уровень.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Трагический герой уже живет во времени, у него есть не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Новый уровень развития личности — жить в вечности.
3️⃣ Третий уровень — религиозный. На этом уровне для человека больше не имеют значения прошлое, будущее и даже настоящее. Значение имеет только вечность — Бог. Человек выходит за пределы морали и оказывается лицом к лицу с Богом. Когда человек выходит на третий уровень, остальные кажутся для него ничего не значащими, подготовительными стадиями.
😇 Бог выше любой морали. В морали человек имеет дело с общими правилами и принципами, например, «относись к другому так, как хочешь, чтоб относились к тебе». Пред лицом Бога человек понимает, что есть такое Единичное, которое выше всякого общего. Если раньше во имя морали человек был готов пожертвовать всем своим, даже детьми, то теперь во имя Бога он готов пожертвовать даже моралью, даже своей совестью.
🤯 Вера — парадокс. Объясняя это утверждение, Кьеркегор предлагает попробовать превратить жизнь в бесконечный парадокс. Попробовать забыть свой разум и сконцентрироваться на одной лишь вере, а вера противоположна разуму, она не терпит обоснований, логики, общих правил. Она всегда единична и устремлена в вечность.
🕊 Символическая фигура этого уровня — ветхозаветный патриарх Авраам, «рыцарь веры». Он согласно легенде должен был принести в жертву своего сына Иакова. Бог хотел проверить, крепка ли вера Авраама. Кьеркегор предлагает встать на место Авраама, представить, что он тогда испытывал. Какие чувства были в его сердце, когда по дороге к священной горе, на которой он должен был принести своего сына в жертву, он спрашивал «папа, куда мы идем?». Несмотря на глубокие переживания, несмотря на мораль, которая «кричит», что убивать своих детей нельзя, Авраам абсурдно, парадоксально верит в Бога. Его вера настолько крепка, что не требует обоснований. Авраам верит, что если ему удастся сохранить связь с Богом, все остальное не имеет смысла.
🔪 Убивал ли Авраам сына? Кьеркегор описывает парадокс. В Библии мы прочтем, что в последний момент ангел спустился и схватил руку Авраама с ножом, так Бог убедился в его вере. Но Кьеркегор утверждает, что по внутренней логике этого события жертвоприношение должно было состояться, потому что вера должна быть подтверждена. В вере не бывает на половину или на 99%, в вере либо все, либо ничего. Жертвоприношение должно было состояться, иначе оно бы ничего не доказало. Правда в том, что Авраам убил своего сына и доказал Богу свою любовь и в ответ «Бог сделал бывшее небывшим». Сын Авраама был спасен не потому, что казнь не состоялась, а именно потому, что она состоялась, в этом заключается парадокс. Это нельзя понять разумом.
🛡 «Рыцарь веры» обречен быть одиноким. Его никогда не поймет общество, да и сам он не понимает себя, ему это не нужно, потому что для него имеет значение только Бог и только вечность, а вся его жизнь — это постоянный парадокс. Это совершенно особый уровень свободы — свобода от всех правил ради того Единственного, что придает этим правилам смысл.
❗️Чтобы прочувствовать эти психологические и религиозные идеи Кьеркегора, мы должны оставить рассудок. Перевести эту парадоксальность на язык философских аргументов просто невозможно. Кьеркегор наполняет читателей отчаянием и чувством абсурда, он заставляет задуматься, быть может, так устроено все наше бытие?
➡️ Кьеркегор показывает, что у нас нет выбора. Философ не говорит, что каждый человек должен пройти через эти стадии, что это хорошо или желательно. Напротив, он говорит, насколько это ужасно, душераздирающе. Он показывает, что, по большому счету, у нас нет выбора. Когда человек переходит на новую стадию, он делает это не потому, что захотел, а потому что полностью исчерпал предыдущую. Исчерпанность бытия выталкивает человека через пропасть отчаяния на новый уровень. Кьеркегор подчеркивает, что это тяжело, что в этом нет ничего приятного, но, похоже, в бытие человека вообще нет ничего приятного.
Три стадии развития личности связаны между собой диалектически.
⚡️ Диалектика — это философское учение о единстве и борьбе противоположностей. У Кьеркегора каждая стадия развития личности является отрицанием, преодолением предыдущей. Но странным образом, отрицание отрицания не дает утверждения, как это было бы по законам формальной логики. Третья стадия является отрицанием второй, а вторая отрицанием первой. Но при этом первая и третья стадии не совпадают, это совсем не одно и то же.
Диалектику Кьеркегора отличает несколько качеств, она👇
💁🏻♂️ Субъективная. Кьеркегор показывает внутренние трансформации личности от первого лица, как их чувствует сам человек, поэтому его диалектика называется субъективной.
🙁 Негативная. Кьеркегор показывает, что все личностные трансформации не ведут ни к какой заранее заданной цели и не обещают человеку счастья или блаженства, а только лишь яснее обнажают ужас и абсурд его существования. У Кьеркегора диалектические стадии не завершаются никаким положительным синтезом (в отличие от Гегеля), поэтому его диалектику называют негативной.
👍 Качественная. Также ее называют качественной, потому что все изменения, которые происходят с личностью, нельзя описать никакими критериями или количественными формулами, степенями или мерами. Суть этих трансформаций целиком выражается в том, как они переживаются от первого лица, качественно, а не количественно.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день