angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сёрен Кьеркегор

Анализ понятия «ирония»

Ирония — сама жизнь. В этой части узнаем, как Кьеркегор представлял образ ироника и в чем видел его историческую роль.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

📕 «О понятии иронии». В своей диссертации «О понятии иронии» Сёрен Кьеркегор обсуждает романтическую и гегелевскую трактовки иронии, до конца не принимая ни ту, ни другую.

💔 Экзистенциальная ирония. В отличие от романтической иронии, объясняющей природу художественного творчества, кьеркегоровская ирония экзистенциальна. Она не риторический прием, а способ существования, своеобразный мостик между жизнью здесь-и-сейчас и трансцендентным.

🕰 Ирония, которая смотрит в прошлое. В отличие от гегелевской иронии, являющейся «повивальной бабкой» общественного прогресса, кьеркегоровская ирония смотрит не в будущее, а в прошлое. Она не стремится к рациональному исправлению действительности, а, скорее, служит лазейкой для ускользания от действительности.

🥊 Кьеркегор бросает вызов гегелевской системе, а вместе с ней и всей европейской традиции философской мысли.

◾️Гегель всегда говорил об иронии как о каком-то чудовище. Она выступает у него как злой брат-близнец рациональной диалектики. Не случайно, что, описывая метод Сократа, Гегель так много внимания уделяет его майевтике («искусству принятия родов души»), но при этом сократовскую иронию рассматривает как нечто чуждое и даже враждебное философской серьезности.

◽️ Кьеркегор защищает иронию как философский метод. Датский философ показывает, что мы унаследовали от греков рационализм и диалектику, но совершенно потеряли иронию как философский метод. Между тем, для Сократа и софистов ирония составляла суть философии, она позволяла преодолевать чрезмерную серьезность в некоторых вопросах и не скатываться в морализаторство.

◾️ По Гегелю ироник всегда несчастен. «Несчастное сознание» — это сознание о себе как о двойственном и противоречивом существе. «Несчастье» его в том и заключается, что оно несет в себе две чуждые друг другу сущности: простое неизменное сознание и сложное переменное сознание. Лишь уничтожив дуализм внутри себя личность обретает единство — этим единством становится разум.

◽️ Кьеркегор утверждает, что ирония не несет в себе такого негативного смысла. В сочинении «Несчастнейший» Кьеркегор анализирует варианты «несчастного сознания» на примере категорий отчаяния, надежды и делает вывод, что расщепленное сознание не имеет того негативного смысла, которое в него вкладывал Гегель. Напротив, оно открывает для мысли новые возможности, так как оказывается в положении между двумя планами бытия: планом действительности и планом возможности — действительным и теоретическим миром. Если даже ироник несчастен, он с гордостью и иронией переносит свое несчастье.

➡️ Таким образом, ирония у Кьеркегора оказывается не чертой характера легкомысленного, но несчастного, повесы, а одним из фундаментальных способов человеческого бытия в мире.

Будучи экзистенциальной характеристикой человека, ирония у Кьеркегора действует в истории, а не в искусстве.

🏡 Ирония есть сама жизнь, а не форма ее художественного отображения. Согласно Кьеркегору экзистенциальная ирония многолика, она не всегда может использоваться во благо.

Рассмотрим исторические примеры, которые приводит Кьеркегор:

🧠 Сократ — философ, насмехавшийся над общепринятыми догмами и умело приводивший своих собеседников из состояния «я знаю все» к состоянию «я знаю, что я ничего не знаю».

🔥 Нерон — император, который, по легенде, поджег Рим, чтобы испытать творческое вдохновение для написания трагедии.

🐴 Калигула — император, приведший своего коня в Сенат, чтобы поиздеваться над сенаторами.

💡 Различие между ними в том, что Сократ — отчаявшийся этик, он иронизирует не над самой моралью, но над догматическим морализаторством. А Нерон и Калигула — отчаявшиеся эстетики, они иронизируют над жизнью как таковой, относятся к ней как к игре, что порождает еще большее отчаяние и самоотрицание.

➡️ Таким образом, хотя ирония в большей степени свойственна эстетической стадии развития личности, на этической стадии она тоже может применяться — как рефлексивная позиция, позволяющая осознавать ограниченность этических категорий.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим на виды иронии, которые выделял Кьеркегор, и роль ироника в истории.

Кьеркегор выделяет два типа иронии👇

1️⃣ Метафизическая ирония — это тотальное отрицание всей действительности. На такую иронию способен только Бог.

2️⃣ Сдержанная ирония отрицает только «отжившую» часть действительности. На такую иронию способен человек, но не любой и не всегда: только в переломные моменты истории — ироник появляется тогда, когда одна парадигма уже себя исчерпала, а другая только начинает зарождаться.

💁🏻‍♂️ Роль ироника в истории. В отличие от Гегеля, Кьеркегор не пытается выставить ироника двигателем истории и проводником мирового разума. Ироник в чем-то схож с пророком, но в чем-то полностью ему противоположен👇

🗣 «Ироника можно в некотором смысле считать пророком, потому что он все время указывает на грядущее, но что это такое — не знает. Он пророк, но его положение противоположно положению пророка. Пророк идет рука об руку со своим временем, и именно из своего времени он различает грядущее. Как уже было сказано, пророк потерян для своего времени, но лишь потому, что он погружен в свои видения. Иронизирующий же вышел из рядов современников, он противопоставил себя своему времени. Грядущее скрыто от него, лежит за его спиной, а он должен уничтожить ту действительность, против которой он так враждебно настроен, на которую направлен его испепеляющий взор».

🕰 Ироник антиисторичен, но при этом внутриисторичен. Он побеждает прошлое, но при это остается заложником у него в руках👇

🗣 «Для индивида прошлое законно, его нельзя игнорировать. Для иронии же прошлого не существует, и связано это с тем, что она возникла из метафизических рассуждений. Она перепутала вечное „я“ с преходящим. Но у вечного „я“ нет прошлого, значит, нет его и у „я“ преходящего. Однако, вынужденная соблюдать правила приличия, ирония допустила существование прошлого, но только такого, которым могла играть, как ей вздумается. Ирония великодушно смилостивилась над мифологической частью истории — легендами и сказаниями. Собственно же история, та, где истинный индивид позитивно свободен, поскольку укоренен в ней своим прошлым, должна была отступить. В этой ситуации ирония повела себя как Геркулес в битве с Антеем, которого нельзя было победить, пока он стоял на земле. Как известно, Геркулес приподнял Антея и поборол его. Точно так же поступила и ирония с исторической действительностью».

Как связаны ирония и субъективность?

🤔 Ирония и субъективность. С точки зрения Кьеркегора, через иронию философ отказывается от положения абсолютного, объективного наблюдателя, вещающего с точки зрения вечности, а сам становится участником событий, заведомо признавая субъективность собственных суждений.

💡 Интересный факт: когда датский сатирический журнал «Корсар» подверг критике работы Кьеркегора за «непрофессионализм», он написал редактору открытое письмо с просьбой высмеивать его, как только возможно. Для него это был способ отстраниться от себя как от автора, сохранить ироническую дистанцию между собой и своими текстами.

Ирония у Кьеркегора — это неотъемлемая характеристика свободной субъективности.

🗣 «В иронии субъект негативно свободен; действительности, которая должна наполнить его содержанием, не существует, он свободен от тех уз, которыми связывает субъекта данная действительность; но он негативно свободен, а потому неустойчив, и положение его зыбко, так как ничто его не держит. Именно эта свобода, эти неустойчивость и зыбкость вдохновляют ироника, он опьянен безграничностью выбора, и если он нуждается в утешении по поводу потери того, что отмирает, он может найти его во множестве открывающихся перед ним возможностей. Но ироник не отдается во власть этого вдохновения, он преисполнен лишь разрушительного вдохновения».

🐣 Постирония. Кьеркегор настолько глубоко анализирует иронию, что приближается к понятию «постиронии», характерному для современной эпохи «метамодерна». Его экзистенциальная ирония постоянно балансирует между серьезностью и несерьезностью. Через такое отношение к миру ироник постоянно ускользает от мира, но при этом всегда остается внутри него. Ведь постирония — это дважды перевернутое высказывание: там, где ирония дистанцируется от реальности, постирония выдает саму иронию за реальность.

Игра псевдонимов Сёрена Кьеркегора

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;