Сёрен Кьеркегор
Трактат «Страх и Трепет»
Рассуждение об экзистенциалах до появления термина «экзистенциал». Выясним, как датский ученый пытался понять иррациональное содержание личности.
🌿 Экзистенциалы. В работе «Страх и Трепет» Кьеркегор рассуждает о понятиях, выражающих не свойства объекта, а способ существования (экзистенции) субъекта. Позднее Мартин Хайдеггер ввел термин для таких понятий — экзистенциал. Экзистенциалы не подчиняются логике привычных, объективных понятий, они отражают живое наличное бытие индивида, а не его мысли о своем бытии.
🥇 Кьеркегор предвосхитил все экзистенциалистские размышления о свободе 20 века — идеи Сартра, Хайдеггера, Камю, Ясперса. Кьеркегор показывает, что свобода не является психологическим состоянием человека и не сводится к политическим правам и свободам.
⛓ Свобода — это не то, чем ты обладаешь, а то, что обладает тобой. Свобода тесно связана с выбором, момент рождения свободы — это самый первый выбор, который человек делает в своей жизни. А самый первый выбор — это выбор «выбирать». Любой человек, который посмотрит на свое прошлое вспомнит тот момент, когда он выбрал выбирать по-настоящему, то есть брать на себя ответственность за то, что выбирает.
🙋🏻♂️ Свобода целиком заключена в акте выбора. Акт выбора и есть пребывание в свободе. Мы свободны не до выбора и не после, не на стадии планирования, когда размышляем и не стадии последствий. Мы свободны только в тот момент, когда совершаем выбор. Кьеркегор загадочно пишет:
🗣 «Сделав выбор, душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзтых небесах самую Вечную Силу».
➡️ Согласно Кьеркегору быть по-настоящему свободным — стоять в просвете бытия перед лицом Бога.
🗳 Кьеркегор высокомерно отзывается о политических свободах, демократии и борьбе за права. Он говорит, что все это лишено смысла. А те, кто просят больше свободы, просто не понимают, о чем говорят. Настоящая свобода в другом измерении.
🗣 «Люди никогда не пользуются той свободой, которую у них не отнять, но требуют той, которая им не принадлежит: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы слова».
Два других экзистенциала, которые Кьеркегор описывает в трактате «Страх и Трепет», это страх и бытие-к-смерти.
📘 «Страх и Трепет». Название книги как бы приглашает нас совершить путешествие от страха к трепету. Страх — неизменный, но нежеланный спутник человеческой жизни. Мы хотели бы избавиться от него. Кьеркегор предлагает вместо этого посмотреть глубже и узнать, почему на место одних страхов всегда приходят другие. Это происходит потому, что в их основе лежит нечто более глубокое — трепет, священный ужас бытия.
⚡️ Чем страх отличается от трепета? Трепет — это внутренняя основа, это не то же самое что сильный страх. Это страх в чистом виде, беспричинный, он не направлен на что-то конкретное. Трепет — это оборотная сторона того странного способа существования, который присущ человеку, оборотная сторона самой жизни. Потому что жизнь человека есть бытие-к-смерти.
⏳ Что такое бытие-к-смерти? Наша жизни складывается из часов, минут и секунд. Они текучи, как только они наступают, они сразу же отправляются в прошлое. Как говорил христианский богослов и философ Августин «мы всю жизнь только тем и занимаемся, что умираем каждое мгновенье». То, что мы называем проживанием жизни, по сути, является растянутым, длящимся умиранием. Смерть встроена в жизнь, потому что любая жизнь направлена к неизбежному финалу, она конечна и существует как устремленная к смерти. И человек — это то существо, которое понимает свою конечность, понимает что умрет и от этого не перестает жить.
⚰️ У каждого человека был момент, когда он впервые понял, что умрет. Это не то же самое, что осознавать смертность других людей или прочитать, что все люди смертны. «Я умру» — это очень интимное и очень острое переживание. Осознание того, что ты рано или поздно умрешь, навсегда меняет отношение к жизни. Только в этот момент человек начинает жить по-настоящему. В этом нет ничего приятного, это очень больно.
😨 Трепет — оборотная сторона бытия-к-смерти. Он выражает саму сущность личности, изначальную свободу существования, которая заключена в структуре времени и конечности жизни. Это истинная сердцевина личности. Все остальные эмоции, которые есть в человеке ненастоящие. Трепет — это не эмоции, трепет — сама жизнь. Этот глубинный личностный ужас человек не может передать никому, его невозможно выразить словами. Все остальные поверхностные чувства можно передать словами.
😞 Это непередаваемое иррациональное содержание личности делает нас одинокими. Потому что мы рождаемся в одиночку и умираем в одиночку. Рождение — это ужас, смерть — это ужас. Получается, что жизнь — это череда страхов, заключенная между двумя точками предельного ужаса и одиночества — рождением и смертью.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяСледующий экзистенциал — отчаяние.
😩 Отчаяние — это прыжок, который отделяет различные стадии развития личности. Переход на новые стадии всегда совершается не по доброй воле, а из глубины отчаяния. Он происходит, потому что человек ощущает, что у него нет другого выбора. Бытие выбрасывает человека с одного уровня на другой через страдания и отчаяние.
⚖️ Отчаяние — это хорошо или плохо? С одной стороны, хорошо, потому что, пройдя через его пик, человек оказывается на новом уровне и становится другим. Поэтому отчаяние связано с развитием личности. И все-таки отчаяние — это и слабость, здесь Кьеркегор выступает как христианский мыслитель. Христианство говорит, что отчаяние — это грех, отчаиваться нельзя, надо сохранять надежду.
❓ Как можно сохранять надежду, если человек понял, что жизнь предельно бессмысленна? Кьеркегор задает это вопрос и дает на него парадоксальный ответ — отлично. Именно потому, что жизнь бессмысленна, надо сохранять улыбку надежды. Это очень похоже на то, что говорит Альбер Камю в своей работе «Миф о Сизифе».
🧠 Философы на рубеже отчаяния. Анализируя историю европейской философии, Кьеркегор замечает, что многие мыслители прошлого, сами того не осознавая, доходили до определенных рубежей отчаяния, но зачастую останавливались на них. Кьеркегор приводит в пример Сократа и Декарта.
👴🏻 Сократ. Кьеркегор абсолютно уверен, что несмотря на то, что речь Сократа на суде иронична и в чем-то даже жизнеутверждающая, она полна внутреннего отчаяния. Сократ заканчивает речь словами: «Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме бога». Он говорит это с улыбкой, но Кьеркегор считает, что в глубине Сократ использует отчаяние свойственное трагическому герою. Сократ испытывает глубочайший конфликт — вину и ответственность, за себя и за свою жизнь, за всех людей, которые его осудили. Его внутренняя совесть, его даймоний не отпускает его. Наверное, трагедия Сократа в том, что у него была гиперболизированная совесть, которая не позволяла ему лгать, не позволяла брать деньги за обучение философии. Кьеркегор убежден, что Сократ дошел до уровня этического отчаянья. Но не перешел на религиозную стадию, не стал «рыцарем веры».
👨🏻 Декарт. Другой пример — Рене Декарт и его знаменитое «мыслю, следовательно существую». К этому принципу Декарт приходит путем методологического сомнения, он подвергает сомнению все то, что знал ранее, все то что прочитал в книгах, узнал в университете. Декарт описывает свое сомнение как часть рационального метода, без эмоций. Но Кьеркегор говорит, что для философа вот такое радикальное сомнение, может осуществляться как предельное отчаянье. Что значит сомневаться, что существует Бог? Сомневаться, что существует внешний мир? Что значит сомневаться, что существуешь ты сам? Каково это — сомневаться в этом не на словах, а по-настоящему? Это сомнение ужасно. Это сомнение, которое нельзя описать со стороны. Если представить эти переживания изнутри, можно понять, что это сомнение ввергло Декарта в глубочайшую причину отчаянья. Декарт остановился не смог шагнуть дальше и не перешел на религиозную стадию.
👤 История европейской философии — история трагических мыслителей-одиночек. Кьеркегор считает, что почти вся история европейской философии — это история трагических мыслителей-одиночек, которые разными путями приходили в ситуации отчаяния и иногда преодолевали их и выходили на следующий уровень, а иногда застревали на границе и создавали новые философские направления. Согласно Кьеркегору то, что мыслитель создал философское направление — верный признак того, что он не дошел до конца. Потому что дойти до конца — значит остаться одному, непонятым и парадоксальным.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день