Сёрен Кьеркегор
Влияние на мыслителей
Экзистенциализм, диалектическая теология и аналитическая философия. На какие ещё направления повлияли идеи Кьеркегора? Выясним в этой части урока.
Кьеркегор известен как основоположник экзистенциализма, но его идеи получили развитие и в других очень разных философских направлениях 20 века — диалектической теологии, аналитической философии, русской религиозной философии.
В своей последней работе Кьеркегор писал👇
🗣 «Для экзистирующего индивида его экзистирование и составляет высший интерес, и сама его заинтересованность в экзистировании и составляет его действительность. […] Будучи экзистирующим индивидом, он менее всего способен абсолютно и твердо отстаивать необходимость снятия этого диалектического элемента (экзистенции), так как для этого требуется среда рассмотрения, отличная от экзистенции, ибо экзистенция и является этим самым диалектическим элементом».
📌 Эти идеи Кьеркегора легли в основу религиозного экзистенциализма 20 века, особенно ярко представленного в работах немецких философов Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.
🔎 Мартин Хайдеггер заимствует у Кьеркегора сам метод — описание экзистенциалов человеческого бытия. Он подхватывает и углубляет такие понятия, как наличное бытие, заброшенность-в-мир, тревога, страх. Большое значение он придает ощущению человеком своей смертности — бытию-к-смерти.
🌟 Карл Ясперс в «Общей психопатологии» пишет о том, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни. Он развивает кьеркегоровское понятие Бога как живого и парадоксального Абсолюта и выводит из него идею «Объемлющего» как основу религиозного отношения к миру.
В начале 20 века в Европе появляется новый тип религиозной философии — так называемая «диалектическая теология».
🙏 Диалектическая теология. Эта новая теология называла себя «теологией кризиса», «теологией парадокса», «теологией слова Бога». Она глубоко восприняла субъективную диалектику Кьеркегора, которая устанавливала непреодолимую разумом противоположность между Временем и Вечностью, между человеком и Богом, между словом человека и Словом Бога. В качестве метода мышления она провозгласила парадокс.
📜 Карл Барт. Протестантский пастор Карл Барт в 1919 году публикует книгу «Послание к Римлянам», в которой призывает переосмыслить веру как решимость, а не как иррациональный постулат. Он отверг попытки свести христианское Откровение к морали, культу или идеям социальной справедливости, выступив против приспособления ее к потребностям современной цивилизации.
🕯 Рудольф Бультман, вслед за Кьеркегором, призывал отказаться от мифологизации религии и сохранять интеллектуальную честность. С его точки зрения, нельзя сохранять миф только потому, что он оказался в Библии. Необходимо переописать религиозное сознание как живой опыт Откровения и общения с Богом, а не транслировать житейские поучения и притчи.
💒 Дитрих Бонхёффер пытался сделать все выводы из экзистенциальной религиозности в современном мире, прошедшем через ужасные мировые войны. Он развивал идеи диалектической теологии в направлении «не-религиозной интерпретации» христианской веры в ставшем «совершеннолетним» безрелигиозном мире. Бонхёффер стремился возвратить Бога как в церковь, так и в светский мир. С его точки зрения, можно быть христианином и вне Церкви, ведь суть христианского существования — это «существование для другого».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Идеи Кьеркегора оказали влияние не только на «континентальную», но и на «аналитическую» философию 20 века — по крайней мере, на некоторых ее представителей.
🙅🏻♂️ Людвиг Витгенштейн. Вслед за Кьеркегором Людвиг Витгенштейн пишет о парадоксальности и трансцендентности этики. Он считает, что этика, как и все ценности, выходят за пределы мира и остаются в сфере невыразимого. Описать их на языке науки, в принципе, невозможно, потому что они касаются не фактов внутри мира, но особого субъективного опыта переживания «мира в целом».
🔬 Пол Фейерабенд. Философия «эпистемологического анархизма» Пола Фейерабенда во многом, как он сам признавался, была основана на кьеркегоровской идее принципиальной субъективности истины, ее встроенности в те или иные способы человеческого существования. Фейерабенд утверждает, что наука не обладает монополией на постижение истины, не должна прикрываться «святостью» научного метода. Ей необходимо вступать в диалог с религией, мифом и искусством как с альтернативными формами постижения действительности.
Идеи Кьеркегора оказали влияние и на русских религиозных философов Серебряного века.
🧠 Лев Шестов. В работе «Киркегард* и экзистенциальная философия» Лев Шестов исследует связь веры и разума. Вслед за Кьеркегором он утверждает их несоизмеримость: подлинная вера не может быть рациональной, ведь она основана на решимости, а не на фактах и доводах.
*Так звучит немецкое произношение фамилии философа.
▪️ Шестов рассматривает творчество и судьбу датского мыслителя в их единстве. Это полнее отражает название книги: философия Кьеркегора экзистенциальна не столько потому, что как-то относится к экзистенциализму как направлению в философии, сколько потому, что Кьеркегор переживал ее, он философствовал, чтобы жить, а не жил, чтобы философствовать.
▪️ Шестов согласен с Кьеркегором, что философия начинается не с удивления, а с отчаяния. Именно это острое, живое отчаяние, приводящее к подлинной вере, и является главным содержанием всех настоящих философских произведений.
▪️ В один ряд с Кьеркегором Шестов ставит Достоевского, Тертуллиана, Лютера и Паскаля, называя их вопиющими в пустыне, ведь немало таких, кто отказался принимать власть разума, парализовавшего свободу воли, и имел дерзновение требовать от Бога отчета за любое проявление зла.
💁🏻♂️ Николай Бердяев. Еще один русский философ 20 века, глубоко воспринявший идеи Кьеркегора — Николай Бердяев. Обосновывая свою философскую концепцию личности (религиозный персонализм), Бердяев часто ссылается на датского философа, хотя и полемизирует с ним. Именно мироощущение Кьеркегора и Достоевского навело Бердяева на мысль о «Новом средневековье».
🗣 «Новым средневековьем я называло ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа».
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день