angle-down facebook instagram vkontakte warning

Сёрен Кьеркегор

Влияние на мыслителей

Экзистенциализм, диалектическая теология и аналитическая философия. На какие ещё направления повлияли идеи Кьеркегора? Выясним в этой части урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Кьеркегор известен как основоположник экзистенциализма, но его идеи получили развитие и в других очень разных философских направлениях 20 века — диалектической теологии, аналитической философии, русской религиозной философии.

В своей последней работе Кьеркегор писал👇

🗣 «Для экзистирующего индивида его экзистирование и составляет высший интерес, и сама его заинтересованность в экзистировании и составляет его действительность. […] Будучи экзистирующим индивидом, он менее всего способен абсолютно и твердо отстаивать необходимость снятия этого диалектического элемента (экзистенции), так как для этого требуется среда рассмотрения, отличная от экзистенции, ибо экзистенция и является этим самым диалектическим элементом».

📌 Эти идеи Кьеркегора легли в основу религиозного экзистенциализма 20 века, особенно ярко представленного в работах немецких философов Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.

🔎 Мартин Хайдеггер заимствует у Кьеркегора сам метод — описание экзистенциалов человеческого бытия. Он подхватывает и углубляет такие понятия, как наличное бытие, заброшенность-в-мир, тревога, страх. Большое значение он придает ощущению человеком своей смертности — бытию-к-смерти.

🌟 Карл Ясперс в «Общей психопатологии» пишет о том, что Фрейд описал природу животных инстинктов человека, а Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни. Он развивает кьеркегоровское понятие Бога как живого и парадоксального Абсолюта и выводит из него идею «Объемлющего» как основу религиозного отношения к миру.

В начале 20 века в Европе появляется новый тип религиозной философии — так называемая «диалектическая теология».

🙏 Диалектическая теология. Эта новая теология называла себя «теологией кризиса», «теологией парадокса», «теологией слова Бога». Она глубоко восприняла субъективную диалектику Кьеркегора, которая устанавливала непреодолимую разумом противоположность между Временем и Вечностью, между человеком и Богом, между словом человека и Словом Бога. В качестве метода мышления она провозгласила парадокс.

📜 Карл Барт. Протестантский пастор Карл Барт в 1919 году публикует книгу «Послание к Римлянам», в которой призывает переосмыслить веру как решимость, а не как иррациональный постулат. Он отверг попытки свести христианское Откровение к морали, культу или идеям социальной справедливости, выступив против приспособления ее к потребностям современной цивилизации.

🕯 Рудольф Бультман, вслед за Кьеркегором, призывал отказаться от мифологизации религии и сохранять интеллектуальную честность. С его точки зрения, нельзя сохранять миф только потому, что он оказался в Библии. Необходимо переописать религиозное сознание как живой опыт Откровения и общения с Богом, а не транслировать житейские поучения и притчи.

💒 Дитрих Бонхёффер пытался сделать все выводы из экзистенциальной религиозности в современном мире, прошедшем через ужасные мировые войны. Он развивал идеи диалектической теологии в направлении «не-религиозной интерпретации» христианской веры в ставшем «совершеннолетним» безрелигиозном мире. Бонхёффер стремился возвратить Бога как в церковь, так и в светский мир. С его точки зрения, можно быть христианином и вне Церкви, ведь суть христианского существования — это «существование для другого».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Идеи Кьеркегора оказали влияние не только на «континентальную», но и на «аналитическую» философию 20 века — по крайней мере, на некоторых ее представителей.

🙅🏻‍♂️ Людвиг Витгенштейн. Вслед за Кьеркегором Людвиг Витгенштейн пишет о парадоксальности и трансцендентности этики. Он считает, что этика, как и все ценности, выходят за пределы мира и остаются в сфере невыразимого. Описать их на языке науки, в принципе, невозможно, потому что они касаются не фактов внутри мира, но особого субъективного опыта переживания «мира в целом».

🔬 Пол Фейерабенд. Философия «эпистемологического анархизма» Пола Фейерабенда во многом, как он сам признавался, была основана на кьеркегоровской идее принципиальной субъективности истины, ее встроенности в те или иные способы человеческого существования. Фейерабенд утверждает, что наука не обладает монополией на постижение истины, не должна прикрываться «святостью» научного метода. Ей необходимо вступать в диалог с религией, мифом и искусством как с альтернативными формами постижения действительности.

Идеи Кьеркегора оказали влияние и на русских религиозных философов Серебряного века.

🧠 Лев Шестов. В работе «Киркегард* и экзистенциальная философия» Лев Шестов исследует связь веры и разума. Вслед за Кьеркегором он утверждает их несоизмеримость: подлинная вера не может быть рациональной, ведь она основана на решимости, а не на фактах и доводах.

*Так звучит немецкое произношение фамилии философа.

▪️ Шестов рассматривает творчество и судьбу датского мыслителя в их единстве. Это полнее отражает название книги: философия Кьеркегора экзистенциальна не столько потому, что как-то относится к экзистенциализму как направлению в философии, сколько потому, что Кьеркегор переживал ее, он философствовал, чтобы жить, а не жил, чтобы философствовать.

▪️ Шестов согласен с Кьеркегором, что философия начинается не с удивления, а с отчаяния. Именно это острое, живое отчаяние, приводящее к подлинной вере, и является главным содержанием всех настоящих философских произведений.

▪️ В один ряд с Кьеркегором Шестов ставит Достоевского, Тертуллиана, Лютера и Паскаля, называя их вопиющими в пустыне, ведь немало таких, кто отказался принимать власть разума, парализовавшего свободу воли, и имел дерзновение требовать от Бога отчета за любое проявление зла.

💁🏻‍♂️ Николай Бердяев. Еще один русский философ 20 века, глубоко воспринявший идеи Кьеркегора — Николай Бердяев. Обосновывая свою философскую концепцию личности (религиозный персонализм), Бердяев часто ссылается на датского философа, хотя и полемизирует с ним. Именно мироощущение Кьеркегора и Достоевского навело Бердяева на мысль о «Новом средневековье».

🗣 «Новым средневековьем я называло ритмическую смену эпох, переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхнационализму средневекового типа».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;