Такеши Китано
«Фейерверк»
«Фейерверк» — криминальная и экзистенциальная драма Китано, получившая главный приз Венецианского кинофестиваля. Узнаем, как создавался фильм и на что обращать внимание при просмотре.
Узнаем, как создавали фильм 👇
📝 Аннотация. Бывший полицейский Ниси вступает в кровавый конфликт с якудза, чтобы помочь вдове убитого коллеги, тяжелораненому и парализованному другу и своей смертельно больной жене. Вместе с супругой он отправляется в последнее идиллическое путешествие по Японии, хладнокровно расправляясь со всеми, кто пытается встать у него на пути.
🌸 Официальное международное название фильма — HANA-BI. «Хана» — цветы по-японски, символ жизни и любви. «Би» — огонь, символ жестокости и смерти. По задумке режиссера оба слова пишутся именно заглавными буквами.
📺 Творчество Китано — территория так называемого культового кино. «Сонатина», «Фейерверк», «Затойчи» — образцы направления.
⭐ «Фейерверк» получил главный приз Венецианского кинофестиваля. «Золотой лев» укрепил режиссерские позиции Китано. Из-за «Сонатины» о нем узнали на Западе, а вот «Фейерверк» утвердил Китано в статусе всемирно известного и уважаемого режиссера.
🔴 Для японцев с 50-х годов очень важно иностранное, европейское и американское, признание. Все началось с «Расемона» Куросавы. Когда режиссер получает престижные награды мировых кинофестивалей, в Японии к нему относятся с большим уважением. Поэтому «Фейерверк» не только прославил Китано на весь мир, но и помог со статусом в Японии.
🏆 Критики отмечали необычный подход к гангстерской и полицейской теме и сочетание спокойствия и жестокости. Роджер Эберт сравнил фильм с «Жаждой смерти», популярным боевиком семидесятых. Он сказал, что «Фейерверк» — это «Жажда смерти», полностью избавленная от нарратива, клише и условностей, только чистая форма и чистый импульс.
🎬 «1001 фильм, который вы должны посмотреть, перед тем как умрете» — «Фейерверк» включен в этот список.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
«Фейерверк» — деконструкция жанра якудза и полицейского кино👇
🧨 Основа «Фейерверка» — в дебюте режиссера «Жестоком полицейском». «Жестокий полицейский» — классический якудза-фильм, а в «Фейерверке» его схемы повторяются, но показываются иначе. Режиссер будто перепридумывает сам себя.
🖌 Появляется новая тема творчества. Она развивается параллельно со всеми остальными и главной сюжетной линией фильма.
🎨 Главная сюжетная линия — взаимоотношения героя и якудза, история кровавого пути. А параллельная тема — история его бывшего начальника, полицейского на пенсии. Он вышел на пенсию по инвалидности после перестрелки и спасался от депрессии, потому что его бросила жена. В этом помогли картины, которые он рисовал яркими фломастерами. Они вплетаются в ткань фильма и становятся мотивом: живопись как тема и эстетический прием.
🖼 Мы периодически вырываемся за пределы жестокого мира и оказываемся в светлом пространстве творчества. Такое противопоставление — тоже черта Китано, он любит работать на контрастах жестокости и нежности.
🤝 Китано любит немецкого художника Пауля Клее. Его иногда сравнивают с Шагалом. Вот это творческое, почти детское начало, которое присуще картинам, конфликтует с ужасами другой жизни.
Как Китано работал с темами и жанрами кино 👇
🔫 Он переосмысляет тему насилия. Китано показывает, что это не самоцель. В жанре якудза обычно наоборот, но он больше показывает губительную беспощадность. Насилие подчеркивает жестокость, а фильм становится историей о ее преодолении.
🔥 В контексте темы насилия важно вспомнить о названии. «Хана би» — огненный цветок. То есть что-то прекрасное и свежее рождается из огня и света. Но вместе с тем огонь — это смерть и жестокость. Так получается философское размышление о пути человека, который пролегает между красотой и ужасом, творчеством и депрессией, рождением и смертью.
🛡 У смерти нет морального истолкования. В жестокости полицейского помимо кодексов и предписаний есть еще и любовь к жене, которая выше их. Но перед смертью все остаются равны.
👨🎨 Картины в фильме — отсылка к пуантилизму, направлению неоимпрессионизма. Их писал сам Такеши Китано, когда восстанавливался после аварии.
🎈 В финале появляется девочка, которая запускает на берегу моря воздушного змея. Этот символический образ напоминает о «Смерти Венеции» Лукино Висконти. Девочка — дочь Такеши Китано. Сегодня она уже реализовавшееся актриса и певица Секо.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день