angle-down facebook instagram vkontakte warning

Такэси Китано

«Фейерверк»

«Фейерверк» — криминальная и экзистенциальная драма Китано, получившая главный приз Венецианского кинофестиваля. Узнаем, как создавался фильм и на что обращать внимание при просмотре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Узнаем, как создавали фильм 👇

📝 Аннотация. Бывший полицейский Ниси вступает в кровавый конфликт с якудза, чтобы помочь вдове убитого коллеги, тяжелораненому и парализованному другу и своей смертельно больной жене. Вместе с супругой он отправляется в последнее идиллическое путешествие по Японии, хладнокровно расправляясь со всеми, кто пытается встать у него на пути.

🌸 Официальное международное название фильма — HANA-BI. «Хана» — цветы по-японски, символ жизни и любви. «Би» — огонь, символ жестокости и смерти. По задумке режиссера оба слова пишутся именно заглавными буквами.

📺 Творчество Китано — территория так называемого культового кино. «Сонатина», «Фейерверк», «Затойчи» — образцы направления.

«Фейерверк» получил главный приз Венецианского кинофестиваля. «Золотой лев» укрепил режиссерские позиции Китано. Из-за «Сонатины» о нем узнали на Западе, а вот «Фейерверк» утвердил Китано в статусе всемирно известного и уважаемого режиссера.

🔴 Для японцев с 50-х годов очень важно иностранное, европейское и американское, признание. Все началось с «Расемона» Куросавы. Когда режиссер получает престижные награды мировых кинофестивалей, в Японии к нему относятся с большим уважением. Поэтому «Фейерверк» не только прославил Китано на весь мир, но и помог со статусом в Японии.

🏆 Критики отмечали необычный подход к гангстерской и полицейской теме и сочетание спокойствия и жестокости. Роджер Эберт сравнил фильм с «Жаждой смерти», популярным боевиком семидесятых. Он сказал, что «Фейерверк» — это «Жажда смерти», полностью избавленная от нарратива, клише и условностей, только чистая форма и чистый импульс.

🎬 «1001 фильм, который вы должны посмотреть, перед тем как умрете» — «Фейерверк» включен в этот список.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма «Фейерверк», реж. Такеши Китано, 1997

«Фейерверк» — деконструкция жанра якудза и полицейского кино👇

🧨 Основа «Фейерверка» — в дебюте режиссера «Жестоком полицейском». «Жестокий полицейский» — классический якудза-фильм, а в «Фейерверке» его схемы повторяются, но показываются иначе. Режиссер будто перепридумывает сам себя.

🖌 Появляется новая тема творчества. Она развивается параллельно со всеми остальными и главной сюжетной линией фильма.

🎨 Главная сюжетная линия — взаимоотношения героя и якудза, история кровавого пути. А параллельная тема — история его бывшего начальника, полицейского на пенсии. Он вышел на пенсию по инвалидности после перестрелки и спасался от депрессии, потому что его бросила жена. В этом помогли картины, которые он рисовал яркими фломастерами. Они вплетаются в ткань фильма и становятся мотивом: живопись как тема и эстетический прием.

🖼 Мы периодически вырываемся за пределы жестокого мира и оказываемся в светлом пространстве творчества. Такое противопоставление — тоже черта Китано, он любит работать на контрастах жестокости и нежности.

🤝 Китано любит немецкого художника Пауля Клее. Его иногда сравнивают с Шагалом. Вот это творческое, почти детское начало, которое присуще картинам, конфликтует с ужасами другой жизни.

Картины в фильме «Фейерверк»

Как Китано работал с темами и жанрами кино 👇

🔫 Он переосмысляет тему насилия. Китано показывает, что это не самоцель. В жанре якудза обычно наоборот, но он больше показывает губительную беспощадность. Насилие подчеркивает жестокость, а фильм становится историей о ее преодолении.

🔥 В контексте темы насилия важно вспомнить о названии. «Хана би» — огненный цветок. То есть что-то прекрасное и свежее рождается из огня и света. Но вместе с тем огонь — это смерть и жестокость. Так получается философское размышление о пути человека, который пролегает между красотой и ужасом, творчеством и депрессией, рождением и смертью.

🛡 У смерти нет морального истолкования. В жестокости полицейского помимо кодексов и предписаний есть еще и любовь к жене, которая выше их. Но перед смертью все остаются равны.

👨‍🎨 Картины в фильме — отсылка к пуантилизму, направлению неоимпрессионизма. Их писал сам Такеши Китано, когда восстанавливался после аварии.

🎈 В финале появляется девочка, которая запускает на берегу моря воздушного змея. Этот символический образ напоминает о «Смерти Венеции» Лукино Висконти. Девочка — дочь Такеши Китано. Сегодня она уже реализовавшееся актриса и певица Секо.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;