Такэси Китано
Отличительные черты Китано
В работах Китано есть черты из разных жанров от традиционных сюжетов до авангарда. Посмотрим, как менялся его стиль и кто влиял на режиссера.
🗡 В начале карьеры Китано снимает классические якудза-фильмы. Стиль сдержанный, сюжеты напряженные: чувствуется влияние самурайской традиции. Но в некоторых картинах проявляются лирические ноты.
🔫 Китано трактует бандитскую тему по-новому. Он насыщает фильмы о якудза психологическими деталями, бытовыми историями и экзистенциальной тоской. В «Сценах у моря» и «Сонатине» есть импрессионистские зарисовки. Он не романтизирует бандитов, но показывает, что гангстеры умеют чувствовать, дружить.
👊 Жестокость. В его фильмах есть довольно жестокие сцены, но без ужасающих драк и кровавых фонтанов — Китано не перерасходует средства выразительности.
🧘 Проявление самурайского подхода через отсутствие суеты. Через камеру Китано созерцает мир. Камера либо не двигается, либо двигается медленно. Чаще используется статичная камера.
🤫 В монтаже Китано, как и Кар-вай, прибегает к недосказанности. Это эллиптический монтаж: способ повествования, когда из монтажной фразы удаляется центральный момент. Зрителю не показывают что-то очень важное, но оставляют сцены, обрамляющие это событие. Например, герою «Фейерверка» выкалывают глаза китайскими палочками, но мы видим только брызги крови и бандита. Все насилие осталось за кадром. Китано в этом напоминает Эйзенштейна.
💭 Ален Делон критиковал Китано за «всего три выражения лица», а критик Брашинский, наоборот, хвалил. «Бессловесный, не меняющий выражение лица, потаенно грустный, постоянно опасный», — в его представлении это часть эстетики мастера.
👣 С «Сонатины» появляется крадущийся саспенс. Медленный темп и тревожное ожидание помогают выражать гнетущую обстановку в опасном мире якудза.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКакие черты встречаем у Китано 👇
⚔️ В «Затойчи» обращается к традиционным сюжетам. Это схемы самурайского кино и оммаж национальной культуре.
🎇 В «Фейерверке» появляются черты авангарда. В этом постмодернистском фильме мы имеем дело с деконструкцией жанра. Китано не только продолжает исследовать жанровое кино, но и перестраивает его. Добавляет тему творчества, элементы мелодрамы, сочетает нежность с жестокостью.
🎦 Не забывает о комедийном прошлом и иногда возвращается к этому жанру. Получаются либо эксцентрические комедии, либо комедии в стилистике роуд-муви, например, «Кикуджиро», но всегда с элементом трагикомедии.
👏 Герои не хотят быть смешными, но именно поэтому смешны — в этом юмор Китано. Они попадают в дурацкие ситуации и сохраняют самурайское спокойствие, а зритель смеется, глядя на такой контраст.
🤹 В комедиях Китано нет клоунады. Мы встречаем только элементы эксцентрики в «Кикуджиро», но и они сведены к минимуму. Это юмор в стиле Жака Тати, герои которого редко улыбаются.
🗣 Китано говорил: «Юмор похож на насилие. И то и другое обрушивается на тебя неожиданно — и чем неожиданнее, тем сильнее эффект».
🧩 Как представитель авторского кино, он считает высшей мечтой проработать каждую деталь фильма. Но понимает, что это невозможно, поэтому увлекается рисованием. Это стремление исходит из желания нарисовать фильмы и стать тотальным автором каждой детали.
Что еще нужно запомнить про Китано 👇
🎶 Часто сотрудничает с композитором Дзе Хисаиси. Это любимый композитор Хаяо Миядзаки, который написал музыку для ленты «Навсикая из Долины ветров». Он много работал с Китано и четыре раза получал награду японской киноакадемии.
🎎 В «Куклах» тоже есть авангардное начало. Это настоящий авторский фильм, где режиссер не заигрывает с жанрами, а только снимает интересное ему. Яркое кино, где преобладает стиль.
✨ Режиссера заинтересовали стилистичекие изыски. Но несмотря на буйство красок, в повествовательной манере остается сдержанность и немногословность.
🎬 В поздние годы он делает авангардное кино и фильмы о якудза. Эти истории развиваются в его творчестве параллельно, ни одна не выходит из поля зрения.
🌟 В любом жанре главное для Китано — люди. Он исследует человеческие взаимоотношения. Мы привыкли думать, что все фильмы о человеке, но это не так: например, Эйзенштейн больше снимал о массах, а Тарковский — о поисках бога. Китано интересуется живыми людьми, какими бы они ни были: глупыми, хладнокровным, жестокими, лишенными смысла жизни. Он внимательно смотрит на них, принимает и сочувствует.
Тысяча и одна работа: как Китано столько успевает
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день