Выстраивание контакта
Формальный контакт
Первый уровень контакта — формальный, например, как между продавцом и покупателем. Разберемся, как правильно его выстраивать и при этом избегать конфликтов.
Продолжаем разговор о формальном контакте. На этом уровне могут решаться самые разные вопросы, так как контакт не всегда ограничивается только формальной стадией. Давайте посмотрим почему.
Есть важное правило, которое касается всех категорий контакта. Даже если вы находитесь на более глубоких стадиях, это не отменяет наличие предыдущих.
➡️ То есть даже если у людей установлен более глубокий поведенческий контакт, в некоторых ситуациях они будут взаимодействовать только на формальном уровне. Это связано с тем, что функции, которые выполняет человек при формальном контакте, могут быть очень разными и касаться не только профессий, но и социальных ролей.
👫 Например, когда муж приходит домой и спрашивает у жены, что она приготовила на ужин, это вполне можно считать формальным взаимодействием в рамках патриархальной культуры. В ней приготовление ужина — функция, которую должна выполнять женщина.
Какие проблемы могут возникнуть при выстраивании формального контакта?
1️⃣ 👩🎤 Участники контакта принадлежат к разным культурам. Ортодоксальный мусульманин и европейская феминистка вряд ли смогут быстро выстроить даже формальный контакт.
Иногда происходит так, что люди из разных культур сходятся в какой-то нетипичной для себя среде, например, во время учебы за границей. А когда они сближаются или оказываются в более привычной для себя среде, у них начинаются конфликты на почве непонимания культур друг друга. В психотерапии это называют «культурный мезальянс».
2️⃣ 👩⚕️ Участник не согласен со своей ролью. Если врач не готов расценивать свою работу как услугу, которую он предоставляет клиенту, и требует сакрального отношения к своей профессии, это может стать причиной конфликта с пациентом, который мыслит в рамках рыночной экономики.
3️⃣ 👨💼 Один из участников хочет перейти на другой уровень контакта. Если покупатель в магазине начинает просить скидку на основании своих личных проблем — он пытается выйти на более глубокий уровень контакта. То же самое происходит если, например, работник почты говорит, что медленно работает потому, что у он один, а клиентов много, и вообще у него маленькая зарплата.
В таких случаях происходит либо переход на следующий уровень контакта, если оба участника на это согласны, либо начинается конфликт.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как можно выстроить формальный контакт и избежать конфликтов?
1️⃣ Обозначить культуру, в рамках которой вы находитесь, и свое место в ней. Для этого как раз существует униформа, которая сразу показывает функцию, выполняемую человеком.
2️⃣ Катехизация — включение человека в свою культуру. Например, когда клиент начинает рассказывать продавцу о своих личных проблемах, тот может напомнить о том, что в данной ситуации его задача — продать товар и не более того.
О процессе изменения культуры
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день