angle-down facebook instagram vkontakte warning

Выстраивание контакта

Когнитивный уровень

Когнитивный, или интеллектуальный, контакт предполагает переход на более тесное общение. Выясним, почему это бывает непросто и как справиться с трудностями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Константин Кунах
Практикующий психолог-консультант

🧠 Когнитивный или интеллектуальный контакт происходит на уровне мыслей, знаний, понимания вещей. Он требует большей близости и глубины, чем формальный.

Такой контакт начинается с перехода от отсылок к существующей культуре, свойственных формальному уровню, к объяснению новой информации.

🛍 Например, с тем же продавцом в магазине у нас может быть когнитивный контакт: когда покупатель узнает, что нужного ему товара нет, и начинает разговаривать с продавцом о возможном решении этой проблемы.

💁‍♂️ Эта ситуация требует от обоих участников контакта передачи друг друг определенных знаний, согласования картины мира. Продавец должен выслушать, обдумать и предложить возможные решения, а покупатель, в свою очередь, выбрать из них наиболее подходящее.

➡️ В таких случаях предоставленной извне формы, которая используется при формальном контакте, — недостаточно. Участникам необходимо создать новую, выработать представление о конкретной уникальной ситуации.

Какие же условия необходимы для успешного когнитивного контакта?

1️⃣🤝 Желание вступить в контакт. Это обязательное условие для всех уровней, кроме формального.

2️⃣👅 Общий язык. В данном случае имеется в виду не только язык с точки зрения лингвистики, но и общая трактовка одних и тех же вещей. Часто люди могут воспринимать какие-то понятия диаметрально противоположно.

⛪️ Из-за этого, например, фраза «Бог не приемлет гомосексуальности» может с одинаковым успехом использоваться для пропаганды как религии, так и атеизма.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Когнитивный уровень контакта очень распространен — он позволяет нам непринужденно общаться с окружающими. Чаще всего мы находимся на нем в отношениях с приятелями, коллегами или однокурсниками.

Но на этом уровне может возникнуть проблемы 👇

1️⃣ ❌ Человек не хочет вступать в когнитивный контакт. Если один из участников хочет остаться на формальном уровне, это может стать причиной конфликта.

🍷 Например, если подвыпивший посетитель начинает делиться с барменом своими жизненными проблемами, а тот отказывается вступать с ним в разговор.

2️⃣ 🤜 Человек хочет более глубокого контакта. Обратная ситуация, когда когнитивного контакта недостаточно, тоже может стать проблемой.

💑 Например, девушка расстроена, и парень пытается разобраться в ситуации, решить проблему — оставаясь на когнитивном уровне. Тогда у них может начаться конфликт из-за того, что девушка просто хочет, чтобы ей посочувствовали — переход на следующий, эмоциональный уровень.

Как мы переживаем отказ вступить в когнитивный контакт

Мы поговорили о проблемах, которые могут быть связаны с когнитивным контактом. Теперь разберемся в способах их решения.

1️⃣❓ Самый эффективный способ восстановить когнитивный контакт — признаться в своей неосведомленности, в непонимании чужой картины мира.

🙅‍♀ У нас есть естественное стремление делиться с окружающими своей жизнью и картиной мира. Но проблемы могут возникнуть, когда нам кажется, что нас понимают, хотя на самом деле это не так.

💑 Так происходит и в описанной вчера ссоры парня и девушки. У девушки есть иллюзия того, что контакт состоялся, но это не так.

🤷‍♀️ Чтобы разрешить такие конфликты, нужно обозначить, что вы не понимаете человека, потому что вам не хватает информации о его картине мира.

2️⃣🗣 Еще один способ — поделиться своей картиной мира. Вместо того, чтобы задавать человеку множество вопросов о нем, можно рассказать ему о своих представлениях и дать возможность сказать, с какими из них он не согласен.

👥 В той же ситуации с плачущей девушкой парень может не расспрашивать ее, а просто сделать предположение и сказать, например: «Ты расстроена из-за того, что подруга не захотела с тобой встретиться?». В таком случае девушка либо согласится, либо начнет корректировать эту картину мира.

Именно на уровне когнитивного контакта работает большинство коммуникативных техник — способов расположить к себе собеседника.

Например 👇

🗣 Эхо — повторение того, что сказал человек.

👥 Перефраз — после того, как человек закончил мысль, пересказ ее другими словами.

👤 Резюмирование — подведение итогов после того, как человек поделился большим объемом информации.

Переход на следующий уровень контакте не обозначает отказ от предыдущего. Мы можем посочувствовать даже незнакомому человеку, но для качественного эмоционального контакта нам нужно понимание его картины мира.

✉️ Также когнитивный контакт — единственный уровень контакта, который может хорошо осуществляться дистанционно или заочно.

👩‍✈️ Те, кто хоть раз пытался дистанционно решить какие-то вопросы с государственными органами или почтой, знает, что формальный контакт на расстоянии работает не очень хорошо.

🤷‍♀️ Та же ситуация и с эмоциональным контактом — считывать и понимать переживания человека на расстоянии сложно.

📚 А когнитивный контакт вполне возможен и заочно, и даже в одностороннем порядке. Например, с автором книги — для того, чтобы понимать чужие идеи и картину мира, не обязательно общаться лично.

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;