Стэнли Кубрик
«Заводной апельсин»: история скандальной экранизации
«Заводной апельсин» — самый скандальный фильм Кубрика. В этой части разберемся, как режиссер принимал решение о публикации и как проходили съемки.
Теперь мы обсуждаем «Заводной апельсин» — фильм, снятый по одноименному роману-антиутопии Энтони Берджесса.
📕 Роман Берджесса великолепен сам по себе и уже стал классикой. Известно, что когда он сочинял роман, то ему диагностировали опухоль головного мозга и сказали, что жить осталось недолго. Чтобы обеспечить семью, писатель решил написать книгу, которая точно принесет прибыль. Берджесс не умер, а книга в итоге стала культовой.
🎬 Когда Кубрику впервые предложили снимать этот роман, он не заинтересовался в нем. Это были 1960-е годы, Кубрик работал над «Космической одиссеей», и его друг, сценарист, дал почитать роман Берджесса. Кубрик пролистал его и отбросил в сторону.
🗣 Его особенно смутил жаргон, которым написан роман. Этот язык, который Берджесс придумал для героев, — смесь английского и русского. Кубрик решил, что это невозможно экранизировать: зрители не поймут диалоги героев, поэтому книгу отложил и забыл про нее больше, чем на год.
👀 Вернувшись к книге и прочитав ее более внимательно за один присест, Кубрик понял, что она очень кинематографична и ее можно интересно экранизировать.
👤 С выбором актеров вышла заминка. В книге герою 15–18 лет — это явно взрослый подросток. Кубрик же на главную роль пригласил Малкольма Макдауэлла, которому уже было 27 лет. Режиссера очень вдохновила работа Макдауэлла в гениальном фильме Линдсея Андерсона «Если». Также режиссер понимал, что актер 15 лет или даже 18 лет эту роль так не сыграет: «Если Малкольм будет занят, я, вероятно, не стану снимать фильм». Малкольм ответил на предложение согласием, съемки стартовали в 1970 году.
🎥Съемки проходили в Лондоне и его окрестностях и заняли 6 месяцев. Премьера фильма состоялась в 1971 году в Нью-Йорке. Фильм вызвал живые споры и обсуждения в прессе из-за того, что в нем присутствовали избыточные сцены насилия и секса. А в Великобритании лента была снята с проката по требованию самого режиссера: Кубрик запретил показ фильма в стране, где он сам проживал. Запрет действовал до 2000 года.
⭐️ Фильм имел коммерческий успех и даже скандалы не помешали ему получить четыре номинации на Оскар. Фильм не выиграл ни одной статуэтки, хотя точно был этого достоин.
Кадры со съемок фильма
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О том, почему Кубрик не экранизировал последнюю главу романа
Обложки изданий романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» c 1962 по 2013 год
Давайте узнаем, как проходили съемки фильма 👇
🪐 Специально для съемок Кубрик искал футуристические здания, которые бы говорили нам о будущем. Некоторые декорации были построены специально для фильма: это бар «Корова», регистратура в тюрьме, ванная комната (куда же без ванной комнаты) и вестибюль дома писателя.
📽 Кубрик любил, когда все продумано и четко, но при этом допускал обсуждение на подготовительном этапе. Он мог прийти и спросить у актера, как он видит эту сцену, то есть момент соавторства он не отрицал.
👓 Актеры могли повлиять даже на выбор костюмов. Например, Малкольм Макдауэлл принес на съемки накладные ресницы, подарил их Кубрику в шутку, а Кубрик сказал: «Давай надевай». И вот так на глазу Алекса появился знаменитый аксессуар.
🎥 В фильме сочетаются разные приемы операторской работы: есть и академическая операторская работа (штатив или тележка, когда камера находится в закрепленной позиции), есть и ручная камера (например, сцену убийства богатой пожилой женщины Кубрик снимал сам лично с руки).
🌀 Декорации и костюмы в фильме Кубрик строит на сочетании китча, порнографии и высокого искусства. Именно поэтому герои так странно наряжены. Особенно это заметно по главным героям и представителям старшего поколения — родителям Алекса. Они одеты вызывающе, как стиляги, это пародия на культ молодости, который с определенного момента начал развиваться в мировой культуре.
📍 Кстати, автором костюмов этого фильма выступила итальянка Милена Канонеро, которая делала костюмы для фильма «Отель „Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона.
Интерьеры фильма «Заводной апельсин»
О значении музыки в фильме
❔ Центральный вопрос фильма: имеет ли право общество применять к преступникам коррекционную терапию?
🗣 Автор романа Энтони Берджесс был родом из католической семьи, поэтому религиозные проблемы свободы воли интересовали его с детства. Берджесс был верующим человеком, считавшим, что все люди грешны — но каждый из них способен сделать выбор в пользу добродетели. Писатель считал, что Алекс заслуживал наказания, но лишение его сознательного выбора между добром и злом — грех.
🗣 Стэнли Кубрик верил в парламентскую демократию. Он считал, что государство имеет право использовать свою власть лишь в той степени, которая позволит сохранить цивилизованность. По его словам, история «Заводного апельсина» показывает, что произойдет, если государство переусердствует в избавлении общества от «нежелательных элементов».
👉 А как по-вашему, адекватна ли такая терапия с точки зрения морали?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день