angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стэнли Кубрик

«Убийство», «Лолита», «С широко закрытыми глазами» и другие фильмы

В этой части разберем еще 6 фильмов великого режиссера: изучим историю создания, увидим их отличия и проанализируем значение для кинематографа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Разберем еще 6 фильмов Стэнли Кубрика: «Убийство» (1956), «Тропы славы» (1957), «Лолита» (1962), «Доктор Стрейнджлав» (1964), «Барри Линдон» (1975) и последний фильм режиссера — «С широко закрытыми глазами» (1999).

Давайте обсудим, чем интересен фильм Кубрика «Убийство» 👇

🔪 В оригинале фильм называется The Killing. Но это не просто «убийство», это еще и жаргон, который обозначает «большой куш», что ближе к смыслу фильма. Поэтому перевести его стоило именно как «Большой куш».

📽 Фильм относится к жанру фильм-ограбление и давно стал классикой. Снят он в 1956 году по роману Лайонела Уайта. Роман был написан во второй половине 1950-х годов, это время уже неклассического, а модернистского нуара, это такой ревизионистский нуар. Кубрик делает скорее стилизацию под нуар.

«Убийство» относится к ранней плеяде фильмов, снятых в подобном жанре. Первый фильм-ограбление — «Асфальтовые джунгли» (1950) Джона Хьюстона, затем во Франции были сняты «Мужские разборки» (1955). Поэтому Кубрик не просто делает фильм-ограбление, он работает с конъюнктурой, так как знает, что на жанре можно нагреть руки и получить деньги.

⭐️ Главную роль в ленте сыграл Стерлинг Хэйден, звезда голливудского кинематографа 1950-х годов. Этот талантливый актер как раз сыграл в «Асфальтовых джунглях» — это сознательная перекличка: Кубрик хотел привлечь зрителей.

🎞 В фильме есть некоторые новаторские моменты. Во-первых, в него врезаны документальные кадры, мы видим нелинейное повествование, а во-вторых, герои будто все на одном плане. Это полихарактерный фильм, где нет главного персонажа.

💡 Это образцовый поздний нуар и признанный шедевр в жанре фильма-ограбления. К тому же, это первый профессионально снятый фильм Стэнли Кубрика.

Кадры из фильма

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О мрачном антивоенном фильме «Тропы славы» (1957)

Кадры из фильма

О фильме Стэнли Кубрика «Лолита» (1962)

Фотографии Сью Лайон для фильма «Лолита»

Давайте поговорим о фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» — одной из картин с рекордно длинным названием.

🎞 Эксцентрическая комедия «Доктор Стрейнджлав» вышла на экраны в 1964 году. Этот фильм нарочито глупый: в нем много придурков, которые делают придурочные вещи, говорят придурочные фразы, и все это вызывает смех.

⚡️ Фильм вышел в разгар холодной войны (в год после Карибского кризиса), и события войны отражены в нем. В фильме рассказывается о ядерном противостоянии между Советским союзом и США, и о том, что из-за одного полусумасшедшего вояки и одного патриота может разгореться целая война, которая уничтожит Землю. Показано это безумно смешно: это самая черная комедия из всех черных комедий. В ней режиссер уничтожил планету не фантастическим способом, а вполне реальным — это особенно страшно и особенно смешно.

⭐️ Продюсеры сомневались в успехе фильма, поэтому им было важно участие комедийной звезды Питера Селлерса в главной роли. В фильме актер играет сразу три роли: президента США Меркина Маффли, полковника Лайонела Мандрейка и самого доктора Стрейнджлава. Несмотря на название кино, Доктор Стрейнджлав появляется в фильме буквально минут на 10, но зато его появление совершенно грандиозно.

👓 Доктор Стрейнджлав — один из самых смешных персонажей в истории кинематографа. Интересен внешний вид доктора, который был вдохновлен Ротвангом, изобретателем из фильма Фрица Ланга «Метрополис». Сходство отдаленное, но обратите внимание перчатку на одной руке.

🧤 Доктор Стрейнджлав — это бывший нацистский преступник, который работает на американскую ядерную программу. У Стрейнджлава «синдром чужой руки» — при этой болезни рука не подчиняется и живет своей жизнью. Рука Стрейнджлава все время поднимается в нацистском приветствии, а он все время пытается ее остановить и борется с ней. В одной сцене рука начинает его душить, и он сражается с ней. Это мощнейшая сатира на Америку, на Советский Союз, на ядерное вооружение, на холодную войну — и смешно, и страшно.

🎬 Это единственная и при этом безумно смешная комедия Кубрика. А еще этот фильм отражает апогей холодной войны: только-только миновал Карибский кризис: обычно об этом времени говорят с содроганием и ужасом. Кубрик рассказал о нем, смеясь во все горло, поэтому мимо этого фильма пройти невозможно. И нельзя не отметить блестящую работу Питера Селлерса, который сыграл три роли, и Доктор Стрейнджлав — его лучшая роль.

История закончилась гибелью Земли: в финале сплошные ядерные взрывы под песню «Will meet again», в исполнении Веры Линн.

О фильме Стэнли Кубрика «Барри Линдон»

Кадры со съемок

«С широко закрытыми глазами» — последний фильм Кубрика, который вышел уже после его смерти.

Давайте обсудим эту картину 👇

📙 Картина является экранизацией повести австрийского писателя Артура Шницлера «Новелла о снах» (1926). Шницлера дважды экранизировал любимый режиссер Кубрика — Макс Офюльс, и сам Кубрик под конец жизни решил обратиться к еще одной экранизации.

🌟 Главные роли в фильме сыграли Том Круз и Николь Кидман — одна из красивейших пар тех дней. После съемок они расстались, и многие утверждали, что это произошло во многом из-за фильма. Они взялись за роли супругов, которые переживают кризис в отношениях, и этот кризис развел их по разные стороны баррикад.

📽 Действие по сюжету развивается в Нью-Йорке, но съемки проходили в Лондоне с 1996 по 1998 год. Кубрик не выезжал из Англии, потому что боялся самолетов. У Круза и Кидман были открытые контракты — это позволяло Кубрику работать с ними ровно столько, сколько ему было нужно. В то время он уже был настолько почитаемым мастером, что молодые актеры согласились на любые условия. В итоге Кубрик снимал его неприлично долго и побил все свои рекорды по количеству дублей.

📢 Вокруг фильма была организована широкая рекламная кампания, при этом сюжет фильма сохранялся в секрете. В газетах обсуждались какие-то провокационные порнографический сцены, но накрученная скандальность потом всех разочаровала. В фильме все очень легко: эротика не нарушает никакие нормы приличия.

🗣 Отзывы критиков в год выхода были противоречивые: кому-то фильм очень понравился и его назвали его последним шедевром Стэнли Кубрика. Другие говорили, что лента неудачная и скомканная.

🎬 Это последняя работа Стэнли Кубрика, в которой он провел очень глубокое исследование личной, социальной и сексуальной проблематики. В то время эта тема была актуальна в первую очередь для американского и европейского общества. Но сегодня вопросы кризиса отношений стали актуальны и для нас.

Венецианская маска в фильме «С широко закрытыми глазами»

🎭 В «С широко закрытыми глазами» мы видим повторяющуюся деталь — венецианскую маску. Этот реквизит появился случайно: художник по костюмам Мари Аллен зашла в магазин Joca Masks и купила сразу несколько масок, сделанных в венецианской мастерской Kartaruga.

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;