Стэнли Кубрик
«2001 год: Космическая одиссея»
Без этого фильма современная кинофантастика, даже «Звездные войны» и «Интерстеллар», была бы другой. Посмотрим, какие спецэффекты изобрел Кубрик и как он снимал «Космическую одиссею».
Мы говорим о легендарном фильме «2001 год: Космическая одиссея», который снят и выпущен на экраны в 1968 году.
❓ Почему фильм имеет культовый статус?
⭐️ Во-первых, он дал невероятный толчок к развитию мировой кинофантастики. Мы смотрим «Близкие контакты третьей степени» Спилберга и явно видим в фильме влияние Кубрика. Те же мысли посещают нас, когда мы смотрим «Звездные войны» Лукаса или «Интерстеллар» Нолана.
💥 Во-вторых, фильм повлиял на кино в целом, ведь в нем были использованы новаторские спецэффекты. В те времена даже не было компьютерных спецэффектов: Кубрик сам погружался во все стадии производства фильма и отдельно участвовал в создании спецэффектов. В итоге они произвели неизгладимое впечатление на публику и кинематографистов, а Кубрик получил за них свой единственный Оскар.
📽 После Кубрика снимать фантастическое кино абы как уже было невозможно: он поднял планку очень высоко. Без преувеличения этот фильм стал вехой и в области кинофантастики, и в области развития спецэффектов.
Почему нам важно поговорить о фильме «2001 год: Космическая одиссея»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДля создания эффекта вращения в Discovery в студии MGM была построена декорация-центрифуга. Максимальная скорость ее движения достигала 4,5 километров в час
Давайте посмотрим, как родился сценарий фильма 👇
📖 В основу фильма лег рассказ Артура Кларка «Часовой». Этот рассказ был опубликован в 1951 году. На его основе Кларк и Кубрик написали сценарий к фильму. Многие ошибочно думают, что Кубрик экранизировал роман Артура Кларка «2001 год: Космическая Одиссея», но нет — фильм снят по мотивам рассказа. А вот роман Кларк написал уже после выхода фильма.
🎞 После съемок фильма «Доктор Стрейнджлав» Кубрик хотел снять фантастику. Он подыскивал соавтора для написания сценария среди писателей-фантастов и вышел на Артура Кларка. Кубрик впечатлил Кларка тем, что хотел сделать высокохудожественный фильм о космосе. В итоге Кларк предложил ему 6 своих рассказов на выбор, из которых режиссер выбрал рассказ «Часовой».
🧬 Кубрик консультировался с учеными о том, как может выглядеть внеземная жизнь. Именно с этим вопросом он пришел к астрофизику Карлу Сагану: он хотел изобразить в фильме гуманоидов, но Карл отговорил его от этого. Это еще раз показывает перфекционизм Кубрика. Также он заставлял художников и декораторов изучать последние достижения науки при разработке транспортных средств и космических кораблей для своего фильма. Команду художников даже консультировали два эксперта из НАСА.
Стэнли Кубрик и Артур Кларк
О том, как появилось название фильма и что оно означает
❓ Как трактовать финал фильма?
☄️ Космическое дитя летит к Земле: это история не только о путешествии к дому, это история об эволюции человеческого разума. Человек — это не тело и не оболочка. Конечно, разум связан с оболочкой, но важнее всего именно интеллект. Мы видим в этой картине, как обычный астронавт — стандартная личность, вывалившаяся за пределы нашего мира, попала куда-то к сверхразуму, и проходит очень быстрый процесс сверхускоренной эволюции.
❓ В самом финале мы видим героя сначала молодым, в следующем кадре он видит себя пожилым, а через минуту он видит себя умирающим столетним стариком. Что это значит?
🧬 Это сверхбыстрая эволюция: когда ты живешь в своем теле, изменения носят количественный характер — ты становишься умнее, опытнее, старше. Здесь же происходит качественный скачок — это связано с началом фильма. В начале нам показана обезьяна, которая под воздействием черного монолита превращается в человека: она начинает использовать орудия труда и оружие. Так же и в конце показан еще один качественный скачок, когда обычный человек становится фактически сверхчеловеком.
👶 Умирающий герой перерождается в ребенка с огромными и умными глазами. Этот новый вид человека, новый Homo sapiens отправляется на Землю, как когда-то туда был отправлен черный монолит. Тут не случайно звучит симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса: в финал заложена идея постоянного и неостановимого прогресса разума во Вселенной.
Разбор финальной сцены фильма «2001 год: Космическая одиссея»
Кадры из фильма
⚡️⚡️ Многие кадры «Космической одиссеи» построены симметрично — это было визуальной находкой режиссера. Вспомните такие сцены и подумайте, зачем Кубрику понадобилась эта симметрия?
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день