angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стэнли Кубрик

«Сияние»: самый популярный триллер

В триллере «Сияние» Кубрик выступил и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер. Разберемся, как ему это удалось и что получилось в итоге.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

О том, почему мы смотрим «Сияние» Стэнли Кубрика

Обсудим триллер Стэнли Кубрика «Сияние» (1980), в котором он выступил и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер.

📕 Фильм снят по роману Стивена Кинга, еще одного современника Кубрика — как Берджесс или Набоков. Главные роли исполнили Джек Николсон и Шелли Дюваль. Фильм получил разгромнейшие отзывы и мало кому вообще понравился. В свое время он получил номинацию на «Золотую малину» за худшую женскую роль и худшую режиссуру, но с тех далеких времен статус фильма полностью изменился.

⭐️ Сегодня это культовая картина, один из образцовых триллеров, который везде цитируется. Например, у Спилберга в фильме «Первому игроку приготовиться» (2018) история разворачивается в отеле Оверлук и внутри фильма «Сияние».

🎞 Это одна из наиболее популярных и известных в мире экранизаций произведений Стивена Кинга. Сам Кинг фильм не любил и считал, что это одна из худших экранизаций его прозы. Ему не понравился ни сценарий, ни выбор актеров, однако главная проблема этого фильма, по его мнению, это сам Кубрик, который «полностью лишен дара пугать».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О том, как Кубрик искал книгу для экранизации и нашел «Сияние»

❓ Как проходили съемки фильма?

🌀 Так как герой постепенно погружается в пучину безумия, чтобы не было ляпов при съемках, Стэнли Кубрик хотел снимать в хронологическом порядке. Абсолютно все съемочные площадки и декорации, сделанные для картины, были доступны для съемок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты только декорациями «Сияния».

🎥 Съемки длились практически год. Отдельно были построены декорации снежного лабиринта, где мальчик убегает от своего сумасшедшего отца. Для того, чтобы эти декорации соорудить, были использованы пенополистирол и 900 тонн соли, которая имитировала снег. Этот лабиринт был таким большим, что в нем действительно можно было заблудиться, причем собирали его не на студии, а на аэродроме рядом со студией.

🙇 Чтобы погрузить в нужную психологическую атмосферу, Кубрик показывал актерам «Голову-ластик» Дэвида Линча. Актерам доставалось: по словам Шелли Дюваль, ее роль требовала постоянного стрессового состояния, и в какой-то момент из-за огромного количества дублей она уже не могла больше плакать. Чтобы добиться от нее нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съемок потребовал от всей съемочной группы, чтобы никто на съемках не поддерживал Шелли и не говорил ей комплиментов, а сам Кубрик стал придираться к любым мелочам.

✍️ Сценарий постоянно переписывался, и дошло до того, что Кубрик придумал печатать его на цветной бумаге, чтоб у каждого актера был правильный вариант (в начале съемочного дня объявлялся цвет бумаги последнего варианта сценария).

🎦 Фильм стал одним из первых, где была использована система стабилизации камеры «стедикам». Со стедикамом снимались сцены, когда мальчик оказывается в лабиринте и Джек гонится за ним по лабиринту, причем на съемки был приглашен изобретатель стедикама Гарретт Браун, что опять же говорит о высоком уровне перфекционизма Кубрика.

Съемки фильма с использованием стедикама

Разбор сцены из фильма «Сияние»

В завершение обсуждения фильма давайте посмотрим, какие трактовки могут быть у этого кино.

❔ Смыслов в фильме много, самое простое — трактовать его максимально плоско, как историю о призраках. Отель «Оверлук» был построен на месте старого индейского кладбища, то есть земля проклятая. Призраки атакуют душу писателя и неудачника Джека Торранса. Он погружается даже не в пучину безумия, а в самый настоящей ад. В конце концов он начинает этому месту принадлежать. В финале мы видим фотографию 1930-х годов, где он вместе с гостями — он становится частью этого места.

🙇 Фильм можно трактовать иначе — с психопатологической стороны: главный герой сошел с ума, у него кризис среднего возраста — личностный или писательский. Он не может ничего написать, и все это заставляет его чувствовать себя жутко ничтожным. В запертом пространстве все его болезненные проявления усугубляются, и у него «едет кукушка».

👨‍👩‍👦А можно воспринимать этот фильм, как критический отзыв об американской цивилизации. Вот счастливая американская семья, почти рекламного характера, в стерильных условиях, как будто бы в колбе. И вот, что с ней происходит: отец пытается убить своего сына, муж пытается убить свою жену, то есть показан распад традиционных ценностей.

🗣 Некоторые исследователи так далеко заходят, что считают этот фильм критикой Америки или критикой белых американцев за притеснение нацменьшинств. Единственная жертва Джека в этом фильме — чернокожий повар; здание отеля построено на индейском кладбище. Американцы завоевали землю, убили индейцев, подчинили себе чернокожих, а теперь деградируют и сходят с ума. Трактовка интересная, но далекая от реальности.

🗣 Продюсер фильма Ян Харлан рассказывал, что изначально на главную роль Кубрик рассматривал трех актеров: Джека Николсона, Роберта Де Ниро и даже Робина Уильямса.

Кинг был категорически против Николсона, он предлагал Джона Войта. Кинг считал, что изначально Джек Торранс должен выглядеть как абсолютно рядовой американец. У Джона Войта среднее американское лицо, ничего не выражающее, а у Джека Николсона нотка безумия присутствует изначально. Поэтому зритель напрягается, когда его видит в первый раз.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;