Стэнли Кубрик
Особенности стиля: симметрия, детали и музыка
Кубрик любит смешивать разную эстетику и жанры в одной работе. Посмотрим на его режиссерский стиль и выясним, зачем и как он делал кадры совершенными.
Поговорим о фирменном почерке Стэнли Кубрика, обсудим его характерные приемы и стиль, а также узнаем фильм мечты.
Обозначим главные черты Кубрика-режиссера 👇
👤 Кубрик — полистилист, ему свойственно стремление работать в разных эстетиках. При этом он смог выработать свой узнаваемый режиссерский стиль: он складывается в первой половине, в середине 60-х годов. В основе стиля есть и любовь к симметрии, и герои, проявляющие тайные стороны своей натуры в переломный момент их жизни, и безумная скрупулезность в деталях, и внимательное отношение к музыке.
💥 Страсть Кубрика в том, чтобы каждый раз осваивать новый жанр, десантироваться на новую для него территорию. В начале карьеры в 1956 году он делает классический нуар — фильм ограбление «Убийство», потом в 1962-м он берется за экранизацию скандального околоэротического романа и снимает «Лолиту», потом он делает эталонную фантастику, потом снимает образцовую антиутопию «Заводной апельсин», затем — образцовый исторический костюмный фильм «Барри Линдон». Что дальше? Он снимает легендарный триллер «Сияние» и образцовый военный фильм «Цельнометаллическая оболочка».
➡️ Кубрик работает даже в тех жанрах, которые ему не близки. Триллер и хоррор были не свойственны Кубрику: он был рациональным и холодным режиссером. По словам Стивена Кинга, главная неудача «Сияния» — сам Кубрик, который недостаточно эмоционален и поэтому совершенно лишен дара пугать.
👌 Кубрик — перфекционист, что видно практически в каждой его работе. В «Барри Линдоне» дошло до того, что он превратил целый фильм в одну большую историческую реконструкцию. Он требовал, чтобы секретари и помощники выискивали информацию обо всём: как жили люди во второй половине 18 века, что они ели, чем занимались после обеда, и даже потребовал, чтобы ему нашли образцы презервативов того времени. В фильм это не вошло, но Кубрик знал об эпохе все.
📽 Важная черта Кубрика — это формальное совершенство: он вычищает кадр, делает так, чтобы актеры работали максимально четко, профессионально. Ему не так важен талант актера: тот для него просто инструмент, который выполняет определенную задачу. В этом он похож на Хичкока, который всегда говорил актерам: «Не играйте, не играйте, а просто делайте, что я говорю». Иногда такой подход считают немного холодным.
Стэнли Кубрик на съемках фильмов:
1. «Барри Линдон», 1975
2. «Сияние», 1980
3. «Космическая одиссея 2001», 1968
4. «Барри Линдон», 1975
5. «Заводной апельсин», 1971
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Стэнли Кубрик как «вещь в себе»
Давайте обсудим, как Кубрик подходил к съемочному процессу: как складывались его отношения с актерами и что в съемках было для него принципиально важным.
❇️ Работа Кубрика с актерами
🎬 Кубрик был знаменит огромным количеством дублей. Актеры очень страдали: Джек Николсон говорил, что на съемках «Сияния» Кубрик мог сделать 50 дублей только одной сцены. Но Николь Кидман, которая играла в последнем фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами», уверяет, что эти бесконечные дубли были необходимы. Актер 50 раз играет одно и тоже, и это его буквально вводит в состояние транса — он уже не осознает то, что он делает. По мнению Кидман, это и есть техника актерского мастерства Кубрика: «Подобный подход позволяет актерам погружаться в более глубокое пространство внутри них самих».
❇️ Работа с музыкой
🎵 Еще один важный момент в работе Кубрика — музыка. Он часто использует классику, вставляет произведения обоих Штраусов, Шуберта, Генделя или Шостаковича. При этом он может нанять современного композитора Венди Карлос, чтобы переложила классику на современный лад — это было в «Заводном апельсине». Там английская музыка конца 18-го — начала 19-го века (похоронная музыка, посвященная королеве Марии) в переработанном виде стала зловещей темой подростков-садистов.
❇️ Операторский подход
🎥 Кубрик начал с фотографии — это помогало ему ставить кадры и правильно их освещать. Как мы помним, его привлекали как консультанта по свету для фильма о Джеймсе Бонде. Там он соорудил такую сложную декорацию, что она оказалась не под силу даже крупному профессиональному оператору.
❇️ Работа с монтажом
🎞 Кубрик очень любил монтаж и мог проводить в монтажной по 10 часов в день. Когда работа уже была близка к дедлайну, он начинал многое переделывать. Кубрик был вдохновлен монтажной теорией Пудовкина, советского режиссера, считавшего, что кино во многом рождается на монтажном столе.
🗣 Кубрик говорил: «Я люблю монтировать, я люблю эту активность больше, чем другие фазы создания фильма. Монтаж — это уникальный аспект создания фильма, который не имеет никаких соответствий в других видах искусства; это настолько важный этап, который нельзя переоценить. Монтаж может создать целый фильм».
Cтэнли Кубрик за монтажом фильма «Барри Линдон»
О внимательном отношении Кубрика к монтажу
Давайте подробнее поговорим о новаторстве Кубрика и узнаем, в чем заключаются его личные режиссерские приемы.
📹 Кубрик использовал самую новую технику для создания кино. Спецэффекты «Космической одиссеи» — это чистой воды эксперимент и новаторство, как и использование «стедикама» в «Сиянии». Но особенно интересна сцена при свечах в «Барри Линдоне»: Кубрик настоял на том, чтобы не было дополнительного освещения. Сегодня даже на самую дешевую цифровую мыльницу можно снять сцену при одной свече. Но в те годы даже при 10–20 свечах освещение для съемки было отвратительным.
❔ Как Кубрик решил вопрос? Он купил специальные и очень дорогие объективы, которые использовались в лунной программе НАСА и обладали огромной светочувствительностью — Carl Zeiss planar, 50mm.
🎬 Кубрик по непонятной причине обращается к гомоэротическим сценам. Гомосексуалы присутствуют и в «Барри Линдоне» (офицеры в реке), и в «С широко закрытыми глазами» (портье). Это можно назвать некой фирменной подписью Кубрика, которая останется для нас загадкой.
🛁 В каждом фильме Кубрика есть сцена в ванной комнате. Мы либо просто видим ванную комнату, либо там происходит действие. Он вставляет ванную даже туда, где ее не должно быть. Например, в «Космической одиссее» главный герой попадает к инопланетянам. Сначала он заходит в ванную комнату и осматривает ее, и только потом он уже видит себя старого за столом.
🔇 Отличительная черта Кубрика — отказ от дубляжа в звуке. Кубрик с большой настороженностью относился к дубляжу своих фильмов на иностранные языки. По некоторым данным, он лично контролировал процесс дубляжа и запрещал распространять свои ленты в озвучивании, которое не получило его одобрения.
🗣 Продюсер Ян Харлан говорит об этом так: «Кубрик, как и я, считал, что это мошенничество. Только представьте, что в каком-нибудь русском фильме актеры начнут говорить по-французски, по-итальянски или по-английски. Это же абсурд. Дубляж фильмов — настоящая форма цензуры, которая способна от целого поколения скрыть, что есть другие прекрасные языки и культуры».
Об увлечении Кубрика Наполеоном и картине мечты
🎲 Сегодня мы обсудили, что Кубрик не жаловал систему Станиславского и предпочитал доводить актеров до изнеможения количеством дублей. Поговаривают, что когда Кубрик снимал «Спартак», Джин Симмонс, сыгравшая главную женскую роль в этом фильме, в какой-то момент настолько устала, что начала в шутку узнавать, с кем нужно переспать, чтобы ее сняли с роли. А Кирк Дуглас, который играл роль Спартака, ответил: «Когда узнаешь, скажи мне».
👇 Вспомним фильмы Кубрика и кадры, в которых на лицах актеров мы видим это самое изнеможение, и это только на руку их актерской задаче.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день