angle-down facebook instagram vkontakte warning

Японская культура

Зарождение японской культуры

Япония то жадно впитывала культуры других цивилизаций, то закрывалась от них. Отправимся в ранние исторические эпохи в поисках истоков японской культуры.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Раевский
Историк-японист, переводчик и доцент факультета психологии МГУ

🧘‍♂️ Начало японского искусства и японской архитектуры в частности тесно связано с буддизмом. В начале 7 века строятся буддийские храмы:

▪️ Хорюдзи — старейшее деревянное здание в мире.

▪️ Якусидзи — храм с двумя пагодами, посвященный будде Якуси, отвечающему за здоровье. Его построил император для того, чтобы вылечить свою супругу, которая в тот момент тяжело болела.

▪️ Тодайдзи — огромный храм, построенный без учета масштаба.

Пагода — аналог индийской ступы (реликвария с мощами или памятника важному событию), но построенный в японском стиле.

🗿 В этот период начинает активно развиваться скульптура. Японцы строят огромных Будд — дайбуцу. Например, внутри храма Тодай-дзи находится статуя 15-метровой высоты. Также начинают появляться скульптуры буддийских божеств — до прихода буддизма японцы никогда не изображали богов, эта традиция появилась благодаря китайцам и корейцам.

📜 В период Нара появляется японская поэзия и создается первая поэтическая антология — Манъёсю («собрание мириад листьев»). Это уникальный для Японии проект, так как обычно стихи писали аристократы, а к этому произведению приложили руку представители всех сословий — от знати до лесорубов.

1–5. Хроюдзи

6–10. Якусидзи

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–5. Тодайдзи

6–9. Буддийские скульптуры в храме Тодайдзи

Дайбуцу:

1. Дайбуцу Нара (в храме Тодайдзи)

2. Дайбуцу Асука

3. Дайбуцу Камакура

4. Дайбуцу Нихондзи

Пятистишия из Манъёсю

✍️ Песня, сложенная старой служанкой Фубуки при виде скал горной цепи Ёкояма в Хата во время паломничества принцессы Тоти в священный храм провинции Исэ:

Над рекой прозрачной
Мхом не зарастает
Ни одна священная скала.
Пусть бы вечно ты была прекрасна,
Пусть бы вечно юною была!

✍️ Песня Яманоэ Окура, сложенная в тоске по родине во время пребывания в Китае:

Итак, друзья, скорей в страну Ямато,
Туда, где сосны ждут на берегу!
В заливе Мину,
Где я жил когда-то,
О нас, наверно, память берегут!

Как нам известно, в эпоху Хэйан Япония на одно столетие закрывается от китайского влияния и начинает развивать собственную культуру.

🎨 Живопись ямато-э. Особенность этих картин в том, что художник находится не в одной плоскости с тем, что он изображает, а как будто парит в воздухе и смотрит на все сверху. Линейная перспектива в ямато-э тоже отсутствует — из-за этого еще сложнее понять, откуда смотрит художник.

🌺 В отличие от европейцев, японцы не ценили реализм в живописи. Они настолько восхищались природой, что даже не стремились точно повторить ее красоту — так как понимали, что это невозможно. Поэтому японцы всегда стремились передавать красоту окружающего мира «намеками» — так, лицо девушки изображали двумя-тремя линиями, чтобы ее красоту нужно было не столько увидеть, сколько домыслить.

👁 Поэтому роль зрителя в восприятии картины была не менее важна, чем роль художника. Считалось, что ни один художник не сможет изобразить что-то красивее, чем воображение человека.

💭 Предположение — одна из ключевых особенностей японской культуры. Японец изображает не вещь, а ее символ. Когда философ Ролан Барт приехал в Японию и начал изучать ее культуру, то сказал, что японцы придумали постмодернизм (замену предмета знаком) еще за несколько столетий до того, как появилось это понятие.

📜 В эпоху Хэйан появляется традиция эмакимоно — живописи на свитках. Так как стен, на которые можно повесить картину, было мало, японцы рисовали на свитках, которые можно свернуть и убрать. Длина одного свитка могла достигать нескольких сотен метров — он не делился на отдельные изображения, а показывал динамичное развитие сюжета. Мультипликатор Исао Такахата говорил, что именно эта форма стала первым прообразом комиксов манга.

1–3. Иллюстрации к «Повести о принце Гэндзи»

4. Атака на императорский дворец (часть эмакимоно)

Пятистишия танка. Появились из любовной переписки, две главные темы — природа и любовь. Поэзию и всю литературу в целом создавали женщины и молодые девушки.
В танка четко регламентировано количество слогов: 5–7–5–7–7. Пройдет время, - и японцы выкинут две последние строчки за ненадобностью, и начнут писать трехстишиями.

🌒 В поэзии выражается еще одна важнейшая черта японского искусства — несимметричность. Все симметричное считается мертвым, поэтому необходима неравномерность, которая придает жизнь. Поэтому у всего мира (даже у китайцев!) в стихотворениях четыре строки, а у японцев — пять.

📚 В эпоху Хэйан появляются одни из важнейших произведений японской литературы — «Записки у изголовья» и «Гэндзи моногатари». Борхес писал о том, что японские девушки в начале 11 века создавали психологические романы, которые в Европе появились только в 19 веке.

🏯 Архитектура эпохи Хэйан. Так как в этот период было распространено многоженство, появляется такая архитектурная форма, как спальный павильон - "синдэн-дзукури". Это несколько разных помещений, соединенных террасами, в которых живут жены одного аристократа. Подобная архитектурная форма распространена в Японии до сих пор.

🌿 Символизм. Аристократы эпохи Хэйан практически не путешествовали и крайне редко выходили из дома. Благодаря такому образу жизни зародился типичный для Японии символизм. Вместо того, чтобы ехать в лес любоваться на сосны, аристократ мог посадить у себя в саду маленькую сосну — бонсай. Маленькое дерево было символом красоты целого леса.

1. Храм Фусими-инари тайся. Пример несимметричности в архитектуре

2, 3. Модели спальных павильонов

Японские пятистишия танка

Чем так мне жить, страдая и любя,
чем мне терпеть тоску и эту муку,
Пусть стану яшмой я,
и милая моя
останется со мной, украсив яшмой руку

Из «Исэ моногатари»:

В давние времена жил великий канцлер Хорикава. В день, когда пир, по случаю его сорокалетия, справлялся в доме на линии девятой, кавалер в чине тюдзе бывший, —
«Рассыпьтесь и сокройте
собою все, о, вишен
цветы! Чтоб старость,
грядущая сюда,
с дороги сбилась..»

В давние времена кавалер встретился с дамой, с которой так трудно встретиться было, и в то время, когда еще говорили друг с другом они, запел петух.
«Что это значит,
что поешь ты, петух?
Ведь в сердце моем,
что не знает никто,
еще темная ночь...»

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;