Японская культура
Взаимное влияние Японии и Европы
Японская культура подарила европейцам вдохновение. Разберемся о взаимном влиянии культур Японии и Европы.
Когда в 19 веке Япония открыла границы, появилась необходимость создавать словари, чтобы общаться с иностранцами.
🤷♂️ Именно тогда выяснилось, что в японском языке нет слова «красота». Когда все вокруг красивое, нет смысла придумывать для этого отдельное слово, поэтому в понятие, которое мы называем «красотой», у японцев входит несколько разных аспектов.
🎐 «Ваби» — скромная простота. Красиво — не то, что ярко блестит, а наоборот, что-то скромное и с изъянами, которые добавляют вещи налет старины и очарование.
🌿 «Саби» — безыскусность, отсутствие руки человека. Так, самая вкусная и дорогая рыба — сырая, а самый красивый сад выглядит так, как будто там нет рукотворного труда.
💧 «Моно но аварэ» — печальное очарование вещей. Красота должна передаваться в легкой грусти, и если при взгляде на объект мы немного грустим и печалимся, это та самая истинная красота, вызывающая сильные чувства.
🐱 Сам иероглиф, который в современном японском языке означает «красивый» — 美, изначально использовался в значении «вызывающий умиление» — то, что сейчас называется словом «каваии». Таким образом, японское понятие «красоты» постепенно приспосабливалось к мировым стандартам.
В эпоху Эдо появляются знаменитые японские гравюры укиё-э. Гравюры можно было производить массово, поэтому они стоили дешевле и изначально предназначались для горожан, которые не могли позволить себе покупку картины.
👨👦👦 В создании гравюры участвует три человека:
▪️ художник, который рисует картину
▪️ резчик, который вырезает это изображение на доске (для каждого цвета нужна отдельная доска)
▪️ печатник, который пропечатывал все слои краски с помощью досок
🌈 Поэтому одним из важных достоинств художника укиё-э было умение передать всю красоту с помощью минимального количества цветов. Например, в своей знаменитой «Красной Фудзи» Хокусай использует лишь три цвета — синий, зеленый и красный.
🌊 Кацусика Хокусай — один из самых знаменитых представителей этого направления. Один из его главных циклов называется «36 видов горы Фудзи», но он не только рисовал пейзажи, но и иллюстрировал старинные предания, делал открытки суримоно и даже создал цикл работ, который называется «манга».
🎨 Когда в эпоху Мэйдзи Япония открыла границы. Гравюры укиё-э начали пользоваться невероятной популярностью среди западных искусствоведов и художников. Появилось даже отдельное направление в живописи — японизм, отражение которого можно увидеть в работах Ван Гога, Гогена и Клода Моне.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Печатная форма для изготовления гравюр
2. Из цикла 36 видов горы Фудзи, Кацусика Хокусай
3. Кукушка и азалии, Кацусика Хокусай
4. Призрак Оива, Кацусика Хокусай
5. Из цикла «Океаны мудрости», Кацусика Хокусай
6, 7. Манга Хокусая
8. Из цикла «Восемь видов Оми», Утагава Хиросигэ
9, 10. Из цикла «53 станции Хоккайдо», Утагава Хиросигэ
Европейские художники, которые вдохновлялись японской культурой:
1. Цветущее сливовое дерево, Винсент ван Гог
2. Портрет дядюшки Танги, Винсент ван Гог
3. Куртизанка, Винсент ван Гог
4. Мадам Моне в кимоно, Клод Моне
5. Литография, Анри Тулуз-Лотрек
В эпоху Мэйдзи страна открывается, и японцы начинают впитывать западные традиции.
🎨 Появляется живопись ёга, которая подражает европейским техникам. От традиционных японских материалов художники перешли к масляным краскам, а также стали практиковать живопись с натуры.
👨🎨 В Японию приезжают английские и французские карикатуристы, во многом именно они повлияли на развитие японских комиксов манга. Работы первого мангака Китадзава Ракутэн были ближе к европейским карикатурам, а не к нашему привычному представлению о манге.
🤜 Так как в эпоху Мэйдзи работа всей страны была направлена на стремительное развитие армии, это отразилось на всей культуре, в том числе и на комиксах — большинство из них создавались для пропаганды милитаризма.
💥 Первая манга, которая стала настоящим хитом, появляется только в 1947 году. Она называлась Син такарадзима («Новый остров сокровищ»). Ее автор Осаму Тэдзука использовал необычные для Японии сюжеты — позже он создал комиксы по мотивам «1001 ночи» и «Преступления и наказания». Таким образом художник пытался перенести читателей в совершенно непривычные для них миры, чтобы отвлечь от реальности послевоенной Японии.
1–3. Живопись Ёга
4. Первая манга Китадзава Ракутэн
5, 6. Манга «Новый остров сокровищ», Осаму Тэдзука
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день