Философская кунсткамера и бестиарий
Ангелы на острие иглы, два меча и бритва Оккама
В этой части узнаем, почему вопрос-мем «сколько ангелов может уместиться на острие иглы» — историческая несправедливость, как в Новое время решали проблему соотношения церкви и государства через аллегорию двух мечей и что за принцип «бритва Оккама».
📌 Ангелы на острие иглы
Существует распространенное представление о том, что средневековые философы рассуждали о вопросах очень далеких от реальной жизни, не имеющих никакого практического значения. Например, о том, «сколько ангелов может уместиться на острие иглы».
🧵 Авторство этой формулировки приписывается протестантскому богослову 17 века Уильяму Чиллингворту. Протестанты, противопоставляющие себя традиционной, католической теологии, часто сгущали краски и обвиняли представителей католической схоластики во всех мыслимых и немыслимых интеллектуальных грехах. Чиллингворт приводит фразу «Может ли миллион ангелов сидеть на кончике иглы?» как пример бессмысленного вопроса.
Существовал ли такой вопрос в средневековой философии?
📚 Самый близкий пример мы находим в трудах величайшего средневекового мыслителя Фомы Аквинского. Его главный трактат «Сумма теологии» содержит вопрос: «Может ли несколько ангелов находиться в одном месте, в одно время?». Вопрос нетривиальный, потому что ангелы считаются бестелесными существами — они состоят лишь из чистого интеллекта, значит не имеют материального воплощения и материальной протяженности. Поэтому чисто логически ничто не мешает бесконечному числу ангелов находиться в одном и том же месте. Тем не менее Фома Аквинский, как очень проницательный философ, говорит, что подобное предположение привело бы нас к противоречию. Он утверждает, что только один ангел может находиться в одном месте пространства.
👅 Впоследствии вопрос об ангелах на острие иглы стал популярным, потому что удачно срезонировал с некоторыми англоязычными выражениями. Сравните по-английски «needle point» (острие иглы) очень созвучно с выражением «needless point», что означает ненужный, бесполезный вопрос. К тому же само слово «ангел» (аngel) созвучно английскому «угол» (angle).
📐 В этом вопросе можно услышать и математическую задачу — сколько градусов угла может уместиться в одной точке? Представьте себе, что мы провели касательную к окружности. Геометрия доказывает, что касательная соприкасается с окружностью ровно в одной точке и образует определенный угол. Но чему равен этот угол? Получается, что он бесконечно малый, но при этом он не равен нулю. Возникает вопрос, а сколько это единиц угловой меры, сколько градусов или долей градусов составляет бесконечно малый угол?
➡️ Так, вопрос о том, сколько ангелов может уместиться на острие иглы, может иметь и важный математический смысл, как вопрос о том, чему именно равен бесконечно малый угол. Без решения этого математического вопроса европейская математика не смогла бы продвинуться вперед и никогда бы не возникло дифференциальное и интегральное исчисление. Таким образом, вопрос про ангелов на острие иглы не является таким уж глупым и бессмысленным, а мем, связанный с ним — это пример некоторой исторической несправедливости.
⚔️ Два меча
Часто в средневековой и более поздней литературе, посвященной обсуждению соотношения духовной и светской власти, мы находим упоминание двух мечей. Давайте разберемся, что это за мечи.
🛡 С одной стороны, в Средние века вооружение рыцаря действительно часто состояло из двух мечей, один из которых был более длинным, другой более коротким. С другой стороны, средневековые богословы придавали этим мечам не буквальное, а аллегорическое значение: большой меч означал более важную ветвь власти, а именно духовную власть — от Бога, а меньший меч означал светскую власть — от государя, точнее от императора.
💒 Также понятие двух мечей употреблялось во время долгой полемики между сторонниками папства и сторонниками императора Священной Римской империи. Сторонники папства утверждали, что большой меч — это меч духовный, религиозный, а малый меч — светский, государственный. Это значит, что государство должно подчиняться церкви, а император Священной Римской империи должен подчиняться Римскому папе. Естественно, что сторонники императора, среди которых было много интеллектуалов, философов и богословов, обосновывали идеи выгодные императору. Они критиковали концепцию двух мечей и оспаривали их соотношение.
🙏 Богословы пытались привязать аллегорию двух мечей к тексту Нового Завета. Например, в Евангелии от Луки передается беседа Иисуса Христа с апостолами на тайной вечере:
📖 «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. […] Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно».
👉 Упомянутые в этом отрывке два меча не имеют никакого отношения к духовной и светской власти.
Более интересное продолжение мы находим в Евангелии от Матфея:
📖 «И вот один из бывших с Иисусом простерши руку, извлек меч свой и ударил раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч мечом погибнут».
👉 И тут мы узнаем знаменитую фразу «взявший меч от меча и погибнет», но при чем здесь духовная и светская власть? Логика примерно такая: Христос не сказал «Брось меч свой», призывая прекратить насилие. Он говорит «Возврати меч», тем как бы намекая на то, что духовная власть имеет меч в своем распоряжении, просто она не должна им слишком уж вольно размахивать.
И наконец, есть еще одно место в Священном Писании, где упоминается меч — Послание Апостола Павла к римлянам:
📖 «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены, начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло — бойся, ибо оно не напрасно носит меч. Он Божий слуга отмститель, в наказание делающий злое».
👉 Здесь говорится о том, что в руках у духовной власти есть некоторый меч, который служит божественному отмщению.
➡️ Никаких прямых, открытых упоминаний доктрины двух мечей в Священном Писании не содержится. Тем не менее, в Новое время и в эпоху Просвещения в обсуждениях проблемы соотношения церкви и государства аллегория двух мечей часто используется. Например, на обложке книги «Левиафан» Томаса Гоббса, первой книги, в которой излагается теория общественного договора, мы видим гигантскую фигуру, составленную из тысяч людей, в руках она держит символы светской и духовной власти — меч и епископский жезл. Считается, что епископский жезл — это другая форма большого меча, тоже боевое оружие.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться🪒 Бритва Оккама
👤 Уильям Оккам (1285–1347) средневековый философ-номиналист, который родился недалеко от английской деревушки Окхем, но прожил большую часть своей жизни во Франции.
🙅🏻♂️ «Не умножайте сущности без необходимости». Уильям Оккам утверждал, что нужно обращать внимание на единичное, особенное, конкретные факты, а не на общие абстрактные умозрительные понятия и умопостроения. Как следствие, для него оказывается важным вопрос о поиске причинно-следственных связей. Оккам считал, что нужно следовать принципу «не умножайте сущности без необходимости». Что это значит? У простого явления должна быть простая причина, у естественного явления — естественная причина. Впоследствии этот принцип получил название «бритва Оккама» за то, что он отсекает, отрезает все ненужное, наносное и несущественное.
🌿 Разделение естественной теологии от чистой. При помощи бритвы Оккама происходит разделение естественной теологии, которая направлена на изучение природы самой по себе как божественного творения, от чистой теологии, которая занята познанием Бога как такового, его замысла и его чудес.
💡Понятие «бритва Оккама» оказалось очень устойчивым. Его взяли на вооружение ученые Нового времени, для которых поиск причинно-следственных связей стал главной задачей.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день