Философская кунсткамера и бестиарий
Черепаха Зенона, демон Сократа, андрогины Платона
Начинаем говорить о необычных животных, богах и демонах, которых философы использовали в своих концепциях. Например, почему Ахиллес никогда не догонит черепаху и что за демон живет внутри каждого из нас.
А теперь мы поговорим о странных существах, населяющих философские концепции — необычных животных, богах и демонах, придуманных мыслителями разных веков для иллюстрации своих аргументов. Вслед за этими удивительными созданиями мы пройдем дорогами известных мысленных экспериментов и логических парадоксов, которые помогут нам разобраться в некоторых важных философских учениях.
🐢 Черепаха Зенона
🤯 Тезис о немыслимости движения впервые выдвинул древнегреческий философ Парменид (540–470 до нашей эры): «Умопостигаемое Бытие вечно, едино и неподвижно». Его ученик Зенон (490–430 до нашей эры) стремился продемонстрировать этот тезис при помощи остроумно составленных парадоксов — апорий.
🧩 Апория — это разновидность парадокса, то есть безвыходного противоречия между двумя одинаково хорошо обоснованными суждениями. Особенность апорий состоит в том, что в них тезис обычно представляет собой априорное (доопытное) суждение разума, а антитезис — апостериорное (основанное на опыте) суждение о чувственно воспринимаемом мире вещей.
🤔 Одна из самых известных апорий Зенона — рассуждение об Ахиллесе и черепахе. Представьте себе, что медлительная черепаха и быстроногий Ахиллес состязаются в беге. Черепаха стартует на 10 шагов впереди своего соперника. Догонит ли Ахиллес черепаху?
🏃♂️ Можно ли помыслить, как Ахиллес перегоняет черепаху? Мы легко представляем, как Ахиллес догоняет и перегоняет черепаху за довольно короткое время. Но задача была не представить, а помыслить, то есть логически непротиворечиво схватить явление при помощи понятий. Логика подсказывает нам: чтобы догнать черепаху, Ахиллес сначала как минимум должен оказаться в точке, из которой она стартовала. На это он потратит некоторое время. Черепаха за это время уползет вперед, так что между ними снова будет расстояние — пусть и более короткое, но ненулевое! Чтобы догнать черепаху из текущего положения Ахиллесу снова придется переместиться в точку, где она находится на данный момент. Он опять потратит время, которое черепаха немедленно конвертирует в новое расстояние. И так до бесконечности!
➡️ Часто говорят, что описанная проблема легко решается с помощью понятия «бесконечно малых» величин, которыми оперирует дифференциальное и интегральное исчисления. В некотором смысле это верно, сегодня у нас есть математически непротиворечивые описания подобных процессов. Но в философском плане головоломка решена неокончательным образом, ведь само понятие «бесконечно малой величины» порождает еще больше проблем, чем решает. В современной математике разделы, посвященные различным видам бесконечности, самые спорные и неоднозначные.
👻 Демон Сократа
⚖️ Древнегреческий философ Сократ (469–399 до нашей эры) прославился своим парадоксальным высказыванием «Я знаю, что я ничего не знаю». Афинский полис приговорил его к смерти за его философские взгляды, которые будто бы «отрицали богов» и «развращали молодежь». На суде Сократ не стал оправдываться и не пытался разжалобить судей. Среди прочего он привел один остроумный аргумент: «Я верю в гениев и демонов. Гении и демоны — дети богов. Следовательно, нельзя утверждать, что я не верю в богов».
😈 Что именно Сократ называет своим даймонием? В традиционной древнегреческой мифологии гении и демоны — это низшие божества, или духи. Если гении обычно привязаны к определенному месту (отсюда выражение «гений места»), то демоны — к человеческой душе. По сути, демон — это некий голос бога, который мы слышим внутри своей души, — то, что сегодня мы обозначаем понятием совесть. Особенность сократовского демона заключалась в том, что он никогда не советовал, что надо делать — но всегда отвращал от поступков, которые делать точно нельзя.
🗣 «Началось у меня это с детства: вдруг — какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и не допускает меня заниматься государственными делами. И кажется, прекрасно делает, что не допускает».
➡️ Рассуждения Сократа о «внутреннем демоне/гении» стали основой этических учений многих античных мыслителей. Так, Марк Аврелий писал, что «философствовать — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна». В современной культуре закрепился штамп про «внутренних демонов», с которыми человеку приходится бороться, но это представление берет начало в романтической философии 19 века и не имеет никакого отношения к Сократовскому даймонию.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПрактический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день