angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философская кунсткамера и бестиарий

Черепаха Зенона, демон Сократа, андрогины Платона

Начинаем говорить о необычных животных, богах и демонах, которых философы использовали в своих концепциях. Например, почему Ахиллес никогда не догонит черепаху и что за демон живет внутри каждого из нас.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

А теперь мы поговорим о странных существах, населяющих философские концепции — необычных животных, богах и демонах, придуманных мыслителями разных веков для иллюстрации своих аргументов. Вслед за этими удивительными созданиями мы пройдем дорогами известных мысленных экспериментов и логических парадоксов, которые помогут нам разобраться в некоторых важных философских учениях.

🐢 Черепаха Зенона

🤯 Тезис о немыслимости движения впервые выдвинул древнегреческий философ Парменид (540–470 до нашей эры): «Умопостигаемое Бытие вечно, едино и неподвижно». Его ученик Зенон (490–430 до нашей эры) стремился продемонстрировать этот тезис при помощи остроумно составленных парадоксов — апорий.

🧩 Апория — это разновидность парадокса, то есть безвыходного противоречия между двумя одинаково хорошо обоснованными суждениями. Особенность апорий состоит в том, что в них тезис обычно представляет собой априорное (доопытное) суждение разума, а антитезис — апостериорное (основанное на опыте) суждение о чувственно воспринимаемом мире вещей.

🤔 Одна из самых известных апорий Зенона — рассуждение об Ахиллесе и черепахе. Представьте себе, что медлительная черепаха и быстроногий Ахиллес состязаются в беге. Черепаха стартует на 10 шагов впереди своего соперника. Догонит ли Ахиллес черепаху?

🏃‍♂️ Можно ли помыслить, как Ахиллес перегоняет черепаху? Мы легко представляем, как Ахиллес догоняет и перегоняет черепаху за довольно короткое время. Но задача была не представить, а помыслить, то есть логически непротиворечиво схватить явление при помощи понятий. Логика подсказывает нам: чтобы догнать черепаху, Ахиллес сначала как минимум должен оказаться в точке, из которой она стартовала. На это он потратит некоторое время. Черепаха за это время уползет вперед, так что между ними снова будет расстояние — пусть и более короткое, но ненулевое! Чтобы догнать черепаху из текущего положения Ахиллесу снова придется переместиться в точку, где она находится на данный момент. Он опять потратит время, которое черепаха немедленно конвертирует в новое расстояние. И так до бесконечности!

➡️ Часто говорят, что описанная проблема легко решается с помощью понятия «бесконечно малых» величин, которыми оперирует дифференциальное и интегральное исчисления. В некотором смысле это верно, сегодня у нас есть математически непротиворечивые описания подобных процессов. Но в философском плане головоломка решена неокончательным образом, ведь само понятие «бесконечно малой величины» порождает еще больше проблем, чем решает. В современной математике разделы, посвященные различным видам бесконечности, самые спорные и неоднозначные.

👻 Демон Сократа

⚖️ Древнегреческий философ Сократ (469–399 до нашей эры) прославился своим парадоксальным высказыванием «Я знаю, что я ничего не знаю». Афинский полис приговорил его к смерти за его философские взгляды, которые будто бы «отрицали богов» и «развращали молодежь». На суде Сократ не стал оправдываться и не пытался разжалобить судей. Среди прочего он привел один остроумный аргумент: «Я верю в гениев и демонов. Гении и демоны — дети богов. Следовательно, нельзя утверждать, что я не верю в богов».

😈 Что именно Сократ называет своим даймонием? В традиционной древнегреческой мифологии гении и демоны — это низшие божества, или духи. Если гении обычно привязаны к определенному месту (отсюда выражение «гений места»), то демоны — к человеческой душе. По сути, демон — это некий голос бога, который мы слышим внутри своей души, — то, что сегодня мы обозначаем понятием совесть. Особенность сократовского демона заключалась в том, что он никогда не советовал, что надо делать — но всегда отвращал от поступков, которые делать точно нельзя.

🗣 «Началось у меня это с детства: вдруг — какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен делать, а склонять к чему-нибудь никогда не склоняет. Вот этот-то голос и не допускает меня заниматься государственными делами. И кажется, прекрасно делает, что не допускает».

➡️ Рассуждения Сократа о «внутреннем демоне/гении» стали основой этических учений многих античных мыслителей. Так, Марк Аврелий писал, что «философствовать — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна». В современной культуре закрепился штамп про «внутренних демонов», с которыми человеку приходится бороться, но это представление берет начало в романтической философии 19 века и не имеет никакого отношения к Сократовскому даймонию.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;