angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философская кунсткамера и бестиарий

Солнце мировой истории Гегеля, молоток Ницше, облака Шопенгауэра

Работа философа по мнению Ницше — «простукивать» наши идеи, ценности и смыслы, чтобы обнаружить в них изъяны. В этой части попробуем узнать, как устроена история, философия и наше восприятие мира по мнению разных мыслителей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🌞 Солнце мировой истории Гегеля

Философия основоположника диалектической логики Георга Гегеля (1770–1831) довольно сложна, но его схему мировой истории можно представить довольно просто благодаря его метафоре.

🌅 Солнце мировой истории восходит на Востоке, высшей точки зенита достигает в Греции и Риме, а дальше движется к закату в Западную Европу. Хотя западноевропейская культура является, с точки зрения всемирной истории, возрастом старости, закатом, здесь восходит другое солнце — так называемое солнце самосознания.

Гегель считает, что всемирная история имеет единый принцип развития — движение от несвободы к свободе, от варварства к разуму и цивилизации. На Востоке, считает Гегель, мы находим максимальные несвободу и варварство. Восточные цивилизации деспотичны, им известна только свобода одного, того, кто во главе, все остальные люди — рабы. В Древней Греции и Древнем Риме возникает идея гражданственности, полиса и республики, как общего дела. Здесь впервые знают уже не свободу одного, а свободу некоторых. Речь не идет о том, чтобы были свободны все, потому что и Рим, и Греция — это рабовладельческие государства, но свободны многие.

⚖️ Если свободны многие, то они учатся соизмерять свою свободу. Они понимают принцип «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого», и стремятся прийти к равновесию свобод. В более поздние века с развитием средневековой христианской культуры в Западной Европе возникает совершенно новое понимание свободы. Гегель утверждает, что благодаря христианству Западная Европа открыла для себя то, что свободны могут быть все, но для этого необходимо, чтобы возникло гражданское общество и правовое государство. Именно открытие правового государства, стало основой для того, чтобы каждый человек был свободен.

🤗 Состояние, когда свободны все, возможно только если среди людей вырабатывается моральное самосознание, которое Кант сформулировал в виде категорического императива «Поступай так, чтобы максима твоего поступка посредством твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» — нужно осознанно относиться к своим поступкам, соизмеряя их нравственным долгом, с другими людьми и со всем человечеством.

💡 Гегель называет образцом правового государства современную ему Прусскую монархию.

🔨 Молоток Ницше

Одна из самых ярких работ представителя иррационализма Фридриха Ницше (1844–1900) называется «Сумерки богов или как философствуют молотом».

О каком молоте идет речь? 👇

🚂 На самом деле имеется в виду вовсе не боевой молот древних викингов, а обычный инженерный молоток, при помощи которого специалисты простукивают сложные узлы машин и механизмов. Например, таким молотком инженер путей простукивает тормозные колодки во время остановки поезда на узловой станции. Если внутри детали появились какие-то пустоты или трещины, это будет слышно по звуку.

🗣 «Из брешей и пустот состоит дух их спасителей; но в каждую пустую раму вставили они химеру свою — Богом зовется у них эта затычка.» (Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»)

🕳 Молоток Ницше — это философский инструмент, при помощи которого можно простучать наши идеи, ценности и смыслы на предмет наличия в них внутренних трещин и пустот. Ницше подозревает, что современная культура содержит много наносного, лицемерного. Европейская альтруистическая мораль, христианская вера и новоевропейская наука несмотря на свою внешнюю красоту, могущество и силу, содержат принципиальные изъяны. Поэтому работа философа — подозревать, что не все так просто, находить слепые пятна европейской культуры, связанные с понятиями любви, справедливости, морали, разума и истины. Молоток Ницше — это символ нового философского метода и философии подозрения.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

⛅️ Облака Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788–1860) — это еще один яркий представитель иррационализма, который с большим подозрением относится к разуму, культуре, религии и прежде всего к представлению о счастье.

🧐 Шопенгауэр пытается исследовать, откуда взялась наша вера в то, что мы рождены для счастья и в то, что счастье — это естественная цель любой человеческой жизни. Шопенгауэр считает, что все ровно наоборот — человек рожден для страданий. Это не хорошо и не плохо. То, что человек всю жизнь страдает — это просто факт. Согласно Шопенгауэру, вера в то, что человек достоин большего — это глубокое заблуждение.

🌳 В книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр приводит метафору облака, которое пролетает над залитой солнцем равниной. Внизу простираются замечательные пейзажи: поля, леса, реки и озера, освещенные солнцем. Все восхитительно, но как только облако долетает до какого-то прекрасного места, его вдруг заволакивает тень и все уже не так красиво, как казалось издалека. Откуда же взялась тень? Легко догадаться — эту тень отбрасывает само облако. Точно так же, по мысли Шопенгауэра, живет человек.

😣 Человек смотрит в будущее и видит там радужные перспективы, смотрит назад в прошлое и видит там светлые деньки, а когда он смотрит в настоящее, то никогда не бывает счастлив. Потому что именно в настоящем, здесь и сейчас, человек всегда присутствует сам целиком, а не только своими мыслями. В моменте он всегда как бы отбрасывает тень на то, что видит вокруг. Вот почему человек может быть счастлив только в памяти или в ожиданиях, но он никогда не бывает счастлив по-настоящему, то есть в настоящем. Поэтому Шопенгауэр говорит, что человеку лучше попрощаться с ожиданием счастья и с иллюзиями, что он может прожить счастливую жизнь.

💡 Впоследствии, вольно излагая идеи Шопенгауэра, Пушкин написал: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;