Философская кунсткамера и бестиарий
Лук и лира Гераклита, стрела Зенона и пещера Платона
Философы обогатили нашу культуру мемами еще до их изобретения. Познакомимся с первыми философемами в этом уроке: узнаем, как стрелять из мыслительного лука и почему мы не можем помыслить летящую стрелу.
😱 Как философы обогатили нашу культуру мемами еще до появления мемов?
🧬 Понятие мем часто встречается в книге «Эгоистичный ген» биолога Ричарда Докинза. В ней Докинз показывает, что в каком-то смысле люди просто контейнеры для генов. Реальные субъекты эволюции — те, кто борется за сохранение, существование, размножение — это гены, сидящие в каждом из нас и определяющие наше поведение.
🤹🏼♂️ Эту биологическую метафору Докинз переносит на понятие культуры и говорит, что и в культуре тоже живут не большие системы идей — идеологии, доктрины, а маленькие атомы, кирпичики, из которых все эти доктрины и идеологии состоят. Он называет их мемами. Мемы — это гены культуры, маленькие, но значимые объекты, это может быть слово, словосочетание, картинка, яркий образ, смысл, идея. Мемы, подобно генам в нашем организме, образуют очень разные сочетания, но они гораздо долговечнее, чем все исторически обусловленные системы мыслей.
🤔 Еще до появления слова «мем» в философии использовалось такое понятие, как философема. Философема — это некоторая стойкая единица философского смысла, которая однажды возникнув, сохраняется очень долго и становится частью самых разных учений, самых разных эпох, образуя причудливые комбинации с другими философемами.
Посмотрим на отличительные черты философем 👇
🧱 Философемы очень устойчивы. Возможно, именно благодаря им мы можем отслеживать преемственность философских учений разных эпох.
🕸 Философемы — омертвевшие единицы смысла. Их не стоит отождествлять с живым содержанием самой философии.
❗️ В философии, как мыслительной деятельности, смыслы должны быть живыми. В философемах смыслы застывают, кристаллизуются, обретают долговечность, но теряют свой непосредственно живой характер. К философемам, о которых мы будем говорить в этом уроке, стоит относиться как к диковинкам, не принимать их слишком всерьез, не считать будто бы именно в них и сконцентрировано все содержание философии. Это любопытные философские артефакты, которые до сих пор способны нас удивлять, но заменить философию как живое мыслительное усилие они не могут. Надо ли относиться к ним серьезно? Скорее нет. Могут ли они нас чему-то научить? Определенно — да.
🏹 Лук и лира Гераклита
💁🏻♂️ Гераклит — один из ярких представителей досократической философии. Учение Гераклита (ок. 544 г. до н. э. — ок. 483 г. до н. э.) было достаточно туманным и загадочным, оно обладало глубиной, которой до той поры греки еще не знали. Сократ, отзываясь о книгах Гераклита, сказал, что нужно быть очень умелым ныряльщиком, чтобы донырнуть до дна его книг. Считается, что Гераклит первым из древнегреческих философов стал учить о всеобщей текучести и о единстве и борьбе противоположностей. Эти две концепции легли в основу того, что впоследствии философы называли диалектикой.
🎯 Чтобы пояснить суть своей диалектики, Гераклит приводит яркий образ — лука и лиры. Посмотрим на боевой лук — в нем есть определенная внутренняя гармония. Гераклит неоднократно подчеркивал, что внутренняя гармония важнее, чем внешняя. Лук натянут — в нем есть некоторое напряжение контура, поэтому, когда мы хотим стрелять из лука, нам приходится натягивать тетиву. Когда мы натягиваем тетиву лука, его противоположные концы немного сближаются. Такое же напряжение контура возникает и на струнах лиры, натянутых на деревянную основу.
🔲 Гераклит показывает, что, если мы хотим научиться мыслить, надо уметь мыслить противоречиями. Наш разум отказывается соединять противоречия, нам кажется что либо темная, либо светлая, либо горячий, либо холодный. Наш рассудок привык противопоставлять противоположности, а надо уметь мыслить их в единстве. Если мы скажем, что добро доброе, а зло злое, то мы ничего не поймем ни про добро, ни про зло. А если мы задумаемся, то поймем, что иногда добро оказывается злым, а зло иногда оказывается добрым. В самом ярком добре есть маленький фрагмент зла, по крайней мере его возможность, а в каждом зле есть маленький фрагмент добра.
➡️ Мыслить как философ — значит уметь стрелять из мыслительного лука. Т. е. разводить как можно дальше привычные, сцепившиеся понятия. Так противоположности, которые мы привыкли представлять очень далекими, будут сближаться. Гармония сходящегося и расходящегося — это прообраз так называемого диалектического мышления, мышления мира в единстве противоположностей.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Стрела Зенона
💁🏻♂️ Зенон (ок. 490 г. до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Парменида, легендарного мыслителя, который впервые сформулировал проблему бытия и обосновал тезис о том, что бытие есть, что оно вечно, неизменно, неподвижно и едино. Можно сказать, что Зенон стремился доказать все то же самое, только от противного.
🤯 Зенон предлагает серию мысленных экспериментов, которые получили название апорий. Апория в переводе с древнегреческого — «безвыходное рассуждение», буквально тупик, в который заходит наш разум. Но это не тот тупик, в котором мы должны страдать от безвыходности. Это философское предложение подумать, где мы оказываемся, когда рассуждаем определенным образом, что нас привело в это место и правильный ли мы выбрали путь.
🔟 Известно около 10 апорий Зенона. Посмотрим на одну из них — мысленный эксперимент «Стрела», в котором Зенон хочет показать, что Парменид был прав, и что движение в каком-то смысле не существует 👇
🏹 Представьте себе летящую стрелу, попробуйте ее помыслить — у нее есть наконечник, длинное древко, оперение. Это стрела. Вы ее отчетливо помыслили. Но как вы можете помыслить ее летящей? Полет — это движение, для него нужно пространство. Как летит стрела? Перед ней есть какое-то пространство и позади нее тоже. Чтобы помыслить ее полет, нужно помыслить, как она перестает быть в одном месте и оказывается в другом.
🐛 Важно уточнить, что в каждый момент времени стрела равна самой себе. Стрела не может, как гусеница, немного удлиняться спереди, укорачивается сзади, постепенно переползая туда, куда его послали. В каждый момент времени она занимает определенное пространство, ее габариты остаются одинаковыми.
А теперь давайте поставим три важных вопроса 👇
❓Там, где стрелы еще нет, она летит? Ответ очевиден — там она не летит, потому что ее там еще просто нет.
❓ Там, где стрелы уже нет, она летит? И там она лететь не может.
❓ Там, где стрела сейчас находится, она летит? В том месте пространства, где стрела в данный момент находится, она именно находится, она занимает строго определенное место, от одной точки до другой, не больше и не меньше, а следовательно и здесь тоже она не летит.
➡️ Получается, что мы неспособны помыслить летящую стрелу. Вот такую вот головоломку Зенон предложил нам, подталкивая нас к тому, чтобы мы согласились с главным тезисом Парменида — с точки зрения бытия самого по себе, бытия чистого, бытия фундаментального, движения не существует.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день