angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философская кунсткамера и бестиарий

Кочерга Витгенштейна, чайник Рассела, китайская комната Джона Серла

Проблема либо есть, либо нет — о чем тут спорить? У Витгенштейна и Поппера это получилось: узнаем, почему кочерга, которую держал один из них, стала символом беспомощности неопозитивизма, и обсудим пару мыслительных экспериментов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🔥 Кочерга Витгенштейна

Кочерга Витгенштейна — это реальный объект, который фигурировал в знаменитом споре между двумя философами Людвигом Витгенштейном (1889–1951) и Карлом Поппером (1902–1994).

💥 О чем могли спорить Витгенштейн и Поппер? У философов было много общего, потому что оба выступали за то, чтобы решение философских проблем производилось с опорой на логику, аналитические рассуждения, хорошие и ясные аргументы, по возможности без поэтических метафор. Но были и различия — Витгенштейн считал, что в философии нет никаких подлинных проблем, а все философские проблемы — это просто языковая путаница, которая устраняется путем прояснения понятий и языка науки. Поппер считал, что существуют реальные философские проблемы и они заслуживают настоящего исследования, а логика лишь помогает философии находить их решения.

👨🏻‍🏫 Однажды Людвиг Витгенштейн присутствовал в качестве слушателя на лекции Карла Поппера о современных проблемах философии в Кембриджском философском обществе.

Когда Поппер заявил, что в философии есть настоящие проблемы, Витгенштейн вспылил и закричал:
— Назовите хотя бы какие-то примеры!
— Например, познаем ли мы вещи при помощи ощущений?
— Это логика, а не философия, дальше! — сказал Витгенштейн.
— Пользуемся ли мы индукцией или дедукцией в приобретении знаний? — спросил Поппер.
— И это логика, совсем не философия.
— Существует ли потенциальная и актуальная бесконечность? — не унимался Поппер.
— А это математика, совсем не философия! — закричал Витгенштейн, размахивая раскаленной кочергой.
И тут находчивый Карл Поппер сказал:
— Один из важнейших вопросов философии вопрос о том, существуют ли значимые нравственные нормы. Например, можно ли угрожать приглашенному лектору раскаленной кочергой?

Витгенштейн не нашел, что сказать в ответ на это, в ярости кинул кочергу на пол и выскочил из комнаты, громко хлопнув дверью.

Существуют ли вообще философские проблемы как таковые? История этого десятиминутного спора была очень важна для всей европейской философии 20 века. Кочерга Витгенштейна стала символом философской беспомощности неопозитивизма, который отстаивал сам Витгенштейн.

Иллюстрация к книге Дэвида Эдмондса и Джона Айдиноу «Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

☕️ Чайник Рассела

Современный философ Бертран Рассел (1872–1970) известен как последовательный и принципиальный атеист. В книге «Почему я не христианин» он аргументировано, ясно и логично объясняет, почему вера в Бога не заслуживает доверия.

😇 Можно ли при доказательстве бытия Бога ссылаться на то, что никто не опроверг его существование? Рассел говорит, что, с точки зрения логики, тот участник спора, который утверждает существование некоторого объекта, принимает на себя бремя доказывания этого существования. А тот, кто сомневается, имеет право задавать любые критические вопросы.

В качестве примера Рассел приводит такой мысленный эксперимент 👇

🪐 «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть мое утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку мое утверждение невозможно опровергнуть, разумный человек не имеет права сомневаться в его истинности, то мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающийся — достойным внимания психиатра в просвещенную эпоху, а ранее — внимания инквизитора».

🔭 Рассел задает вопрос: кто должен доказывать, что этот чайник существует? Для Рассела совершенно очевидно, что тот, кто заявляет существование фарфорового чайника, не наблюдаемого при помощи телескопов, и должен находить подтверждение своему тезису, а не наоборот. Такую же логику он предлагает применять в отношении тезиса о существовании Бога.

📌 Чайник Рассела стал символом споров о существовании Бога и логического анализа вопроса о том, на ком в споре лежит бремя доказывания.

Чайник Рассела стал символом споров о существовании Бога

🚪Китайская комната Джона Серла

Тема искусственного интеллекта — одна из самых популярных и острых в современной философии.

🧠 Может ли машина не просто имитировать мышление человека при помощи вычислений и операций, а по-настоящему мыслить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, современный американский философ Джон Серл предлагает провести мыслительный эксперимент, который получил название китайской комнаты.

Проведем мыслительный эксперимент 👇

🀄️ Представьте помещение, внутри которого находится человек. Этот человек не знает китайского языка, он понимает только английский. Также внутри комнаты есть большой справочник, объясняющий на английском языке, что делать с китайскими иероглифами, когда они поступят внутрь комнаты.

📘 Дальше через отверстия китайцы забрасывают внутрь комнаты листки с иероглифами. Они содержат некоторые вопросы на китайском языке. Обитатель комнаты не понимает смысла этих иероглифов, но он открывает свой справочник и читает «возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с таким-то иероглифом из корзинки номер два», информации о значении иероглифов в справочнике нет.

🤔 Человек, следуя инструкции, находит на карточку с подходящим китайским иероглифом и выбрасывает ее из комнаты. Снаружи китайцы читают эту карточку и воспринимают ее как осмысленный ответ, но на самом деле внутри комнаты не было никого, кто понимал бы китайские иероглифы.

➡️ Джон Серл показывает, что если даже со стороны кажется, что машина выполняет разумные действия и дает осмысленные ответы на наши вопросы, это совсем не означает, что машина мыслит. С точки зрения Серла, мыслить — это не просто оперировать какими-то символами и значками по правилам. Мыслить — значит понимать смыслы, а этого электронно-вычислительная машина по определению делать не может.

Китайская комната Джона Серла

«Уцелевшая библиотека» Карла Поппера

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;