Акира Куросава
Эксперименты в кино: что изобрел Куросава
От вдохновения повестью Толстого до компьютерной графики снов: на примерах фильмах изучим новаторство Куросавы не только для японского, но и для мирового кино.
Поговорим о других фильмах Акиры Куросавы, на которые стоит обратить внимание👇
🧐 Фильм «Жить» — это философская, даже экзистенциальная картина, вдохновленная повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», где чиновник переосмысливает свою жизнь.
👶🏻 Сюжет фильма рассказывает о мелком бюрократе, который узнает, что смертельно болен. В этот момент он понимает, насколько бессмысленна была его жизнь. И он находит себе цель: создать детскую площадку.
Это экспериментальный фильм Куросавы. В нем он использует систему флешбэков.
Как это работает 🔻
Первая половина фильма — это традиционный рассказ: главный герой живет, преодолевает трудности. И вдруг умирает. А впереди еще половина фильма. Тут и возникают флешбэки: мы видим воспоминания его коллег, о том, каким он был и как изменился к концу своих дней. И мы снова погружаемся в его жизнь, но уже с осознанием, что смотрим на человека, который умер. Так мы оцениваем происходящее, как нечто более значительное.
✅ Для того времени это была совершенно новая структура повествования.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма «Красная борода»
Кадры из фильма «Красная борода»
Куросава был ультрагуманистом. И любил необычные структуры фильмов: например, деление картины ровно на 2 части. Проиллюстрируем это фильмом «Рай и ад».
💰 Преуспевающий бизнесмен должен решить, отдаст ли он все свое имущество похитителям, которые по ошибке выкрали не его сына, а сынишку человека, работающего у него шофером. Похититель — идейный. Он хочет не просто выкуп, он хочет все. Бизнесмен понимает, что жизнь мальчика зависит от него. Мы видим шикарный загородный дом главного героя, стоящий на холме — это метафора его превосходства над обычными людьми. Главный герой отдает все, что у него есть. И этот благородный поступок преображает его. На этом заканчивается первая половина.
🔪 Во второй половине бизнесмен становится героем второго плана. В фокусе — похититель, который украл ребенка ради мести всем богатым и счастливым. И эта месть не имеет никакого отношения к революции, он падает в глазах зрителя.
Первая часть нам показывает перерождение из буржуа в обычного человека, а во второй мы видим превращение здорового человека в черта, в неприкаянную душу. В финале эти две линии сходятся.
👹😇 Дом богача — это ложный рай, а похититель живет в трущобах, то есть в аду. Однако бизнесмен к финалу приходит к одухотворенным, а похититель так и остается в своем аду.
Куросаву можно узнать по компоновке фигур в кадре. Например, в решающей сцене «Рая и ада», когда герои узнают о похищении ребенка, все персонажи плечом к плечу собираются у телефонной трубки. В такой четкой компоновке есть театральный эффект, но это очень выразительно.
О фильмах «Додескаден» и «Ран»
В одном из последних фильмов «Сны» Куросава тоже экспериментирует: экранизирует свои сны при помощи обычной компьютерной графики. Помогла ему в этом компания Джорджа Лукаса.
Последний фильм Акиры Куросавы «Еще нет» 1993 года. Название говорит о том, что режиссер еще не все сказал, у него еще есть силы работать дальше, а он уже смертельно болен. Название взято из японской игры в прятки, где дети спрашивают: «Спрятался?». А другие отвечают «Еще нет».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день