angle-down facebook instagram vkontakte warning

Акира Куросава

«Расёмон»: новый способ повествования

Рассказывать историю не с одной, а с разных точек зрения: до «Расёмона» такого не было. Посмотрим, что еще изобрел Куросава, сняв этот фильм.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Поговорим о фильме 1950 года «Расёмон». Это второй по известности и цитируемости фильм Акиры Куросавы.

📖 «Расёмон» — экранизация новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще», а название фильм получил от другой новеллы того же автора — «Ворота Расёмон». С этим произведением у фильма нет пересечений, просто в фильме есть сами эти ворота, под сенью которых люди спасаются от дождя и обсуждают историю, которая случилась в чаще.

Вот что об этом пишет кинокритик Антон Долин 👇

🗣 «В 20-е и 30-е годы многие кинематографисты обращались к литературе модернизма, пытаясь взять ее энергию, новаторство, язык, композицию. Но на пленку слова не переносились. То, что терзало западную культуру, удалось реализовать японцу Куросаве, — в этом, пожалуй, залог его успеха в Штатах и Европе. Так, „Расёмон“ открыл новую главу в поэтике кинематографа».

👁 Этот фильм открыл новый принцип построение повествования: история рассказывается не с одной, а с разных точек зрения. Прием даже получит название «Rashomon effect».

🔴 А еще именно это кино открыло всему миру японский кинематограф.

Главное о фильме «Расёмон»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Акира Куросава на съемках

Фильм «Расёмон» не так-то легко понять. Свет на смысл картины проливают слова самого Куросавы👇

🗣 «Человеческие существа не могут быть честными с самими собой и о самих себе. Они не могут говорить о самих себе без приукрашивания».

Давайте посмотрим на художественные особенности фильма 👇

🔲 Минимализм. Эстетика «Расёмона» вдохновлена немым кинематографом и минимализмом.

Куросава говорил 👇

🗣 «Я всегда любил немые фильмы, я хотел восстановить их красоту. Я думал об этом, как мне помнится, в следующем ключе: одна из техник современного искусства — упрощение, и поэтому я должен упростить этот фильм».

Поэтому в фильме только три места действия: ворота, лес и внутренний двор. Это простейшие декорации. Но связано это не только с эстетикой минимализма, а еще и с тем, что студия выделила минимальный бюджет на этот фильм.

☀️ Камера, смотрящая на солнце. Этот фильм знаменит тем, что в нем камера впервые была наведена на солнце, показанное сквозь листву. На самом деле этот прием еще раньше был использован в фильме «Алчность», однако слава первого человека, который навел камеру на солнце, получил именно Куросава.

🎥 Хитрости оператора. Куросава хотел использовать естественный свет во время съемок, но в лесу его было мало, поэтому для освещения использовали зеркала, которые направляли на солнце.

А чтобы на черно-белой пленке ливень был заметен и в глубине кадра, Куросава добавлял чернила в воду машины, производящей дождь.

🎬 Обилие разных планов. Куросава часто снимал одну и ту же сцену одновременно разными камерами с разных точек. Это давало огромный выбор кадров при монтаже картины.

✂️ Особенности монтажа. Куросава иногда так ловко соединял короткие планы, что мы не замечаем монтажные стыки.

Куросавовед Дональд Ричи писал 👇

🗣 «В фильме 407 склеек, в два раза больше, чем в обычном фильме того времени, но половина склеек не привлекает к себе внимания».

Разбор сцены фильма «Расёмон»

Фумио Хаясака

🎶 Важная часть поэтики Куросавы — музыка. К самым известным картинам 40–50-х ее писал постоянный композитор режиссера Фумио Хаясака.

Для «Расёмона» он сделал японскую адаптацию Болеро Мориса Равеля. Именно в музыке ярче всего проявляется слияние культур — западной и восточной.

То, что мы считаем классическим саундтреком к вестерну, зачастую оказывается цитатами музыки Хаясаки.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;