angle-down facebook instagram vkontakte warning

Акира Куросава

«Семь самураев»: образец дзидайгэки

Дзидайгэки — японская историческая драма о самураях. Куросава вдохновлялся вестернами, но добавил в фильм философии. Узнаем, почему кино стало культовым.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Кадры из фильма «Семь самураев» Акиры Куросавы

Фильм «Семь самураев» входит в список любимых фильмов Андрея Тарковского.

Вот что он пишет 👇

🗣 «Очень люблю Куросаву. Потрясающий режиссер. Один из лучших в мире, что тут говорить. Главное у Куросавы — это современный характер, современные проблемы и современный способ исследования жизни. Это же очевидно. Он не задавался целью скопировать жизнь самураев такого-то исторического периода. Средневековье у него воспринимается без всякой экзотики. Это настолько глубокий художник, у него такие психологические связи, такая проработка характеров, сюжетных ходов, такое видение мира, что его рассказ о средневековье все время наталкивает нас на мысли о сегодняшнем мире».

Тарковский и Куросава были друзьями. Куросава даже одним из первых посмотрел «Солярис».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим, как родилась идея этого культового фильма, который впоследствии переосмысливался другими режиссерами, адаптировался для национальных кинематографий и попадал в престижные рейтинги. Например, по данным журнала Empire, критики самым популярным фильмом считают именно «Семь самураев» 🔻

Фильм «Семь самураев» появился благодаря тому, что Куросава хотел снять фильм в жанре дзидайгэки. До этого он с ним работал в фильме «Гений дзюдо» и в «Идущим за хвостом тигра», но это были экранизации.

Теперь Куросава хотел сделать образцовый дзидайгэки, но с философской составляющей. Экшн, но умный 🧠

Вдохновлялся он вестернами. Однажды у Куросавы спросили: «Где вы научились строить композицию кадра? Вы изучали художников, японских живописцев?» На это Куросава ответил: «Я изучал Джона Форда» 🤠

Еще Куросава говорит 👇

🗣 «Все любят хорошие вестерны. Вестерны снимали столько раз, что в процессе возникла своего рода грамматика. И я выучился на этой грамматике вестерна».

Сначала он намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство из-за небольшого промаха, допущенного в течение этого дня.

Но сценарий не складывался. Куросава поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии. И они нашли. Куросава историю одобрил, но увеличил число героев с 1 до 7.

✅ И получился сюжет фильма: деревня ждет налета бандитов; крестьяне хотят защититься и нанимают самураев. Но так как денег на оплату услуг у них нет, они ищут только бедняков-ронинов — самураев без хозяина, готовых работать за еду. Так постепенно складывается группа из семи ничем не похожих друг на друга рыцарей-голодранцев, разрабатывающих вместе план обороны.

Кадр из фильма «Семь самураев» Акиры Куросавы

Маленькое, но важное новшество Куросавы👇

🤜🤛 В «Семи самураях» Куросава впервые в истории показывает не просто команду, которая справляется с неприятностями, а то, как эта команда постепенно собирается. Он дает характеристику каждому члену команды: один дурашливый, другой — главный, третий — веселый. Собранная команда должна решить задачу.

На этом простом сюжетообразующем приеме, впервые использованным Куросавой, будут построены многие фильмы: «Приключения Флика» и «Великолепная семерка», «Армагеддон» Майкла Бэя, «Бешеные псы» Тарантино и другие фильмы.

Как отправлялись в экспедицию, чтобы изучить жизнь самураев, как писали сценарий в сигаретном дыму, создали рецепт экшна и голыми нарыли в воду с карпом — советуем вам самый подробный рассказ о съемках от журнала Empire.

Акира Куросава с Тосиро Мифунэ

⭐️ Одним из любимых актеров Куросавы был Тосиро Мифунэ.

Мифунэ не был профессиональным актером, на студии Toho работал ассистентом оператора. Куросава его заметил и предложил роль. Куросава любил его за то, с какой скоростью тот мог менять эмоции. Многие ругали Мифуне за плохую дикцию, но режиссера это не останавливало.

🐅 Международная слава к нему приходит после фильма «Расёмон». Чтобы сыграть в этой картине разбойника Мифуне копирует пластику кошачьих хищников, наблюдает за тигром в зоопарке. Эта пластика, животная непритязательность, то, как он чешется в кадре или отгоняет мух как животное станут его визитной карточкой.

🏆 За работу с Куросавой он получил два приза Венецианского кинофестиваля. Но после «Красной бороды» их пути разошлись.

Потом Мифуне будет играть у других японских режиссеров и у Стивена Спилберга. За фильм «Самурай: Путь воина» он получит премию Оскар.

❤️ Когда он умер, его хоронили всей Японией. Настолько это был популярный и любимый актер.

Катана против огнестрельного оружия в фильмах Куросавы

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
26 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;