Эмир Кустурица
«Папа в командировке»
Теперь у нас «Папа в командировке». Это главный фильм югославского кинематографа 80-х, а может, и всей киноистории страны. Посмотрим, почему к нему так относятся.
Кадры из фильма «Папа в командировке», реж. Эмир Кустурица, 1985
📝 Аннотация. Действие происходит в Сараево в 1948–1952-е после разрыва Тито со Сталиным. Трагедия людей, попавших в жернова тоталитаризма, показана с точки зрения шестилетнего мальчика. Отец мальчика постоянно уезжает в командировки, и он — тот самый похотливый бабник, из-за которого страдает мать. Судьба наносит удар семье, когда отца по доносу любовницы арестовывают, а его жене и сыну приходится пережить три жутких года, полных горя и нищеты.
🗻 Считается, что в творчестве Кустурицы две вершины — «Папа в командировке» и «Андеграунд». Оба фильма награждены главным призом Каннского кинофестиваля и и представляют режиссера на мировой арене.
✍️ Сценарий фильма Кустурица писал вместе с Абдулой Сидраном. С этим сценаристом он уже работал в 1981 году, когда они создавали «Помнишь ли, Долли Белл?».
🗞 Сценарий написали всего за неделю. Причем в тех промежутках времени, когда Сидран был трезв. Кустурица признается, что тот был пьяницей: пока он не напивался, с ним можно было работать.
🏨 Они писали сценарий в отеле «Империал» в Дубровнике. По словам Кустурицы, в это время они чувствовали себя в укрепленном лагере и все, что их интересовало — как можно скорее завершить сценарий о критическом периоде в истории Югославии, о событиях, связанных с 1948 годом.
👁 Все события показаны глазами мальчика. Нам демонстрируют взгляд на жизнь взрослых и на свою собственную жизнь от лица ребенка.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКадры из фильмов Эмира Кустурицы:
1. «Помнишь ли ты Долли Белл?», 1981
2. «Время цыган», 1988
3. «Завет», 2007
Какие темы и смыслы Кустурица транслирует в фильме 👇
👨👩👦 Мы узнали, что смотрим на происходящее в фильме глазами ребенка. А на что смотрит он? Он смотрит на папу, маму, членов своей семьи, на замечательного колоритного дедушку в контексте тех исторических событий, которые происходят вокруг.
⚡️Действие происходит в конце 40-х годов, когда обострились советско-югославские противоречия. Иосип Броз Тито, югославский революционер, начал по-своему строить социализм-коммунизм. И многие югославы, в том числе часть элиты, которая все-таки поддерживала Сталина, подверглась репрессиям.
⚖️ Об этих конфликтах и рассказано в фильме. Мы видим, как отец главного героя-мальчика отправляется в концлагерь. История связана не только с его симпатиями к Сталину, но и с личными мотивами — это все усложняет.
Вот что говорил Кустурица об идее фильма:
🗣 «Речь шла о том, как отец Меша Золь, став жертвой любовной махинации, был уничтожен политически, и как судьба этого политзаключенного повлияла на становление его сына Малика».
💭 Фильм задуман и реализован в поэтическом ключе. Все происходящее — восприятие ребенка, это и добавляет поэтические ноты. Не объективный взгляд, а взгляд ребенка, позволяющий иначе увидеть исторические перевороты.
👶 Взгляд ребенка еще появится в творчестве Кустурицы. Он уже не прибегнет к маленьким протагонистам для рассказа, но рассматривать жизнь как чудо не перестанет. Мы увидим гротескные ситуации, абсурдные случаи, колоритных персонажей, безумство и много-много поэзии, включая полеты во сне и наяву.
📰 Конечно, Кустурица не застал то время, в 1948 он еще не жил. Но он много общался с родственниками и слышал разговоры отца с друзьями. Он с подростковых лет знал, как притесняли инакомыслящих, а его отец-оппозиционер напрямую был связан с противостоянием Тито.
Разбор сцены из «Папы в командировке»
Как готовились к съемкам фильма 👇
🚫 Тема 1948 года и концлагерей была табуирована, приступить к съемкам было непросто. Кустурица ходил на худсоветы, где его постоянно спрашивали, какая целесообразность у фильма, почему его нужно снимать и выделять деньги на то, что порочит историю.
🙅♂️ На заседании совета по поводу первого варианта сценария прозвучали упреки. Режиссера обвиняли в политической слепоте, слабом отражении сложности драматичной эпохи и значении антисоветских гонений в истории Югославии. Его попросили переписать сценарий.
📄 Через месяц Кустурица принес новый вариант сценария. Но все снова ругали его за непонимание сложности эпохи. Даже говорили, что фильм о сталинизме, а не об антисталинизме. Но он отвечал, что фильм выражает его протест против сталинизма, как всеобщей человеческой несправедливости.
⏰ Худсовет дал время для переработки сценария. Так планировалось избавить его от многочисленных двусмысленных размышлений, которые придают истории негативный характер.
🚉 Фактически действия Кустурицы заблокировали. Он решил уехать из Сараево в более либеральный, как ему казалось, Белград и там снимать картину. А может, и вовсе на Запад — такая альтернатива тоже была.
✈️ В аэропорту Сараево друг познакомил его с актрисой Мирой Ступицей. Она была женой экс-председателя Президиума Югославии Цвиетина Миятовича. Ступица организовала встречу Кустурице и Миятовичу, чтобы они обсудили фильм.
Кустурица так рассказал ему о планах:
🗣 «Это фактически продолжение „Помнишь ли ты, Долли Белл?”, но с возвращением в прошлое. История мальчика, который растет со своей матерью и ее братом после того, как отца арестовывают и отправляют в Голи-Оток — это название концлагеря, за историю с флиртом, в которой он не так уж и невиновен».
💬 Кустурица не хотел напрямую затрагивать тему концлагеря. Только планировал показать, как эти исторические события отражаются на судьбе ребенка.
🗣 «Это мелодрама, которая выводит на сцену тех, кто обычно живет на заднем плане».
📆 Несмотря на высокое заступничество, режиссер снял фильм только через два года после этой встречи.
🤝 Кустурица впервые поработал с замечательным актером Предрагом Манойловичем. Его чаще называют Мики Манойлович. Потом они еще будут сотрудничать в «Андеграунде» и «Черной кошке, белом коте». Благодаря фильмам Кустурицы, Манойлович прославился на всю Европу.
✨ Фильм представили в Каннах, номинировали на «Оскар» и «Золотой глобус». Но на Каннской церемонии Кустурицы не было. Приз передали директору студии «Форум-фильм Сараево», где снимали кино.
⚒ Говорили, что Кустурица не приехал на награждение, потому что помогал другу. Якобы ему понадобилось срочно вернуться в Сараево и помочь в укладке паркета. Но многие считают это отвлечением от правды, и все дело в политике. Фильм все равно считали скользким, и властям не нравилось, что он получает призы и расходится по миру.
🍼 Так много говорили о детях в кино, что самое время вспомнить и другие фильмы, где дети являются главными героями. Никаких критериев, кроме одного — вспомните фильмы, которые правда нравятся вам.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день