Эмир Кустурица
Стиль Кустурицы
Узнаем, каким было югославское кино, и проследим, как Кустурица формировал свой стиль в его условиях, а потом и вне их, создавая собственное направление внутри национального кинематографа.
💬 Контекст важен, потому что югославский кинематограф специфический. Он никогда не достигал высот, которые были у польского, чехословацкого или венгерского кино. Но направления и мастера, вошедшие в историю, конечно же, были.
🎬 Пуриша Джорджевич, Душан Макавеев, Гойко Митич — все они показывали, что кино в Югославии развивается.
💃 Популярная актриса Мила Йовович тоже связана с Югославией. Несмотря на множество американских фильмов, у нее сербские корни и фамилия.
2️⃣ Наиболее интересными в истории югославского кино являются два периода. Это 60-е и начало 70-х, так называемая югославская черная волна — художественное направление между 1963 и 1972 годом.
👊 Направление критикует терроризм и социалистический реализм. Молодые режиссеры выступали против генеральной линии, искали новое звучание и нашли его в противостоянии официальной идеологии и официальному искусству.
📇 В те годы даже появился термин «титоизм». Это вид коммунизма, который был в Югославии — от фамилии Тито.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Политическая ситуация в Югославии
Какой была югославская черная волна 👇
📰 Термин появился в газете Borba. Его придумал провластный журналист Владимир Джович. Разумеется, он негативно отзывался о творчестве этих режиссеров.
🖤 Югославская черная волна появилась в шестидесятые. На нее повлиял французский поэтический реализм, нуар и две новые волны — французская и чехословацкая.
🌏 Заметен след Польши и Венгрии. Кино этих стран на социальную тематику тоже называли черным, потому что они рассматривали жизнь в темном свете. Например, «Пепел и алмаз» Анджея Вайды.
🎬 На югославов повлияло и новое немецкое кино. Прежде всего это фильмы Клюге и Фассбиндера.
Представители югославской черной волны — Душан Макавеев, Александр Петрович, Живоин Павлович.
🌗 Основная причина, которая позволила сформироваться югославской черной волне, — ослабление цензуры. Все дело в том, что в страну переместилось американское кинопроизводство и обратило все внимание власти на себя.
😥 Американские студии в 1950–1960-х переживали кризис. Съемки дорогие, кино редко выстреливает в прокате, люди мало ходят в кино. Хиппи-молодежь больше интересует секс, наркотики и рок-н-ролл, поэтому на киносеансы Хичкока, Кьюкора, Форда они не ходят: старыми лекалами их не завлечешь.
✈️ Снимать в Голливуде дорого, поэтому американцы и перемещаются в Европу. Они снимают в Италии на римской киностудии Cinecitta и в Югославии. Так появляются «55 дней в Пекине» и «Корабли викингов», например.
🔎 А югославские чиновники и цензоры контролируют их работу. Тито даже предлагает помощь с массовкой и ради этого задействует войска, показывая, что ситуация в стране хорошая. Из-за этого цензура и ослабевает.
🎭 Душан Макавеев снимает «Человек не птица» и «Любовная история, или Трагедия телефонистки». Они очень свободные, а своей трагичностью, иронией и сатирой напоминают о чехословацкой и французской новой волне. Но в 1970-м режиссер уехал из страны и признался, что на него совершались покушения.
💥 Режиссеры не боятся откровенных тем. Выходит эротический «В.Р. Мистерии организма».
🌊 В 1970-м пришло новое поколение режиссеров. Они опирались на опыт предшественников и продолжали снимать о Второй мировой войне. Но если раньше это был героический пафос, теперь он стал трагическим.
⏩ В 1980 году умирает Тито, общество движется к свободе. Кинематографисты уже не особо считаются с цензурой, в фильмах преобладает абсурдность, экспрессия, китч, национальный колорит, гротеск. И самым ярким представителем становится Эмир Кустурица.
1. Кадр из фильма «Андеграунд», реж. Эмир Кустурица, 1995
2. Марк Шагал. «Обручeнные и Эйфелева башня», 1938
Как формировался стиль Кустурицы 👇
🧸 Первые полнометражные фильмы — тема детства. В «Помнишь ли ты, Долли Белл?» главный герой — подросток, в фильме «Папа в командировке» — ребенок. Но потом они взрослеют и превращаются в персонажей «Жизни как чудо» и «Андеграунда».
🥀 Отдельный кластер героев — это цыгане. Это и «Время цыган», и «Черная кошка, белый кот». Их колорит и характерность привлекает Кустурицу.
⛺️ Кустурица создает цыганский эпос. Он рассматривает их вне контекста истории, ведь это кочевой народ, у которого нет привычной государственности и летописей. У русских есть «Слово о полку Игореве», у чехов — «Бравый солдат Швейк», у римлян и греков — мифы, у бельгийцев — Тиль Уленшпигель. А Кустурица создает эпос цыганам.
⏳Среди важнейших тем — история страны. Ведь почему он великий режиссер: художника определяет не только масштаб его дарования, но и масштаб тем, с которыми он работает. Кустурица не просто снимают историю, а работает с ней. «Папа в командировке» — это репрессивный 1948. «Андеграунд» — и вовсе история титоистского периода до 1992 года, начала Балканской войны.
💫 Для него характерны притчевое начало и юмор. Многие фильма напоминают притчи, особенно, конечно, «Андеграунд» или «Время цыган». А юмор самый разный — и невинные шутки, и шутки на грани фола, и сатира.
🔮 Фильмы Кустурицы часто фантасмагоричны. Магия и сновиденческая эстетика сближают Кустурицу с Феллини, его любимым режиссером. Он говорил, что им обоим присуще средиземноморское видение жизни. Кустурицу даже называют балканским Феллини.
🎨 На режиссера повлиял Марк Шагал. Он вдохновлялся его национальными мотивами и темой полета, которую потом отразил в «Андеграунде».
Кустурица говорил:
🗣 «Когда я учился в Праге, один профессор рассказал мне: разница между хорошим и плохим фильмом в том, что в хорошем персонажи преодолевают земное притяжение; тогда я сказал себе: почему бы не прямо заставить их летать, как у Шагала?»
💌 В творчестве Кустурицы много поэзии. Это сближает его с французским поэтическим реализмом. Он любит «Аталанту» и считает Жана Виго не только режиссером, но и поэтом.
🎭 Кустурица часто сочетает смешное и трагическое. В этом как раз заметно влияние Пражской киношколы и чехословацкого кинематографа. Его хвалят за витализм и жизненную силу, которые создают отдельную линию в творчестве и позволяют сформироваться балканскому мифу, а его делают амбассадором Балкан.
Что нужно знать о любимом композиторе Кустурицы 👇
🤝 Горан Брегович тоже родился в Сараево. Он музыкант, композитор и автор музыки к фильмам Эмира Кустурицы.
🏕 Они начали работать на съемках «Времени цыган». С 1988 года стартует сотрудничество режиссера и композитора.
💌 Музыка вошла в историю вместе с фильмами. С Игги Попом он писал музыку для «Аризонской мечты», работал и для «Андеграунда».
👑 Затем Брегович написал саундтрек к «Королеве Марго» Патриса Шеро. И если для Кустурицы он пишет разухабистую музыку с цыганскими мотивами, то для Патриса Шеро — тихую, ненавязчивую, таинственную.
😏 Патрис Шеро специально пригласил Бреговича. Он делал не классическую экранизацию Дюма, а пытался изнутри изменить жанр исторического фильма. Поэтому Шеро использует музыку с балканскими и цыганскими мотивами. А это совсем не связано с представлением о придворной музыке.
🎼 Брегович с Кустурицей часто обращались к народной музыке. Он адаптировал для кино местные песни и цыганские напевы.
🎺 Брегович дает концерты с музыкальным коллективом Wedding and Funeral Orchestra. Да, вы правильно перевели — свадебный и похоронный. На этих концертах он исполняет музыку из кино.
🎧 Он писал музыку не только для Кустурицы. В его списке — «1001 рецепт влюбленного кулинара» Наны Джорджадзе, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева.
📺 А Кустурица не только режиссировал, но и играл сам. На протяжении восьмидесятых и девяностых он появлялся в небольших ролях в камео, а потом сыграл большие роли в фильмах «Вдова с острова Сен-Пьер», «Хороший вор» и «Прощальное дело».
🎹 Мы уже поняли, что у каждого великого режиссера есть свой композитор. Музыку из каких фильмов вы любите?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день