Философия жизни
Анри Бергсон
Бергсон объяснил, почему иногда время то летит, то медленно тянется, а еще заложил основы теории эволюции. В этой части узнаем о его идеях.
В этой части поговорим о философии Анри Бергсона. Давайте посмотрим на самые яркие факты из его биографии.
💁🏻♂️ Анри Бергсон — крупнейший представитель иррационализма 20 века.
🎓 Родился 1859 году в Париже. После окончания лицея учился в Высшей нормальной школе, одном из самых престижных высших учебных заведений Франции.
👨🏫 Преподавал философию в Анжере и Клермон-Ферране, затем вернулся в Париж и преподавал в нескольких лицеях, после чего перешел в Высшую нормальную школу. В 1900 году получил кафедру в Коллеж де Франс.
📕 Международную известность Бергсону принесла его работа «Творческая эволюция».
⚡️ В 1914 году был избран членом Французской Академии. В том же году его работы попали в индекс запрещенных книг католической церкви — антиинтеллектуализм Бергсона рассматривается как вредный для римского католицизма.
🧠 В 1919 году вышел сборник очерков «Умственная энергия», в котором Бергсон обсуждает с Эйнштейном проблемы относительности.
🏅 В 1927 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».
😔 Вскоре после начала Второй мировой войны в оккупированном Париже от Бергсона потребовали зарегистрироваться в качестве еврея. Ему пришлось стоять в очереди в течение нескольких часов на холоде, чтобы заполнить регистрационный лист. Он заболел воспалением легких, от которого умер 3 января 1941 года. Он прожил 81 год.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Рассмотрим бергсоновскую концепцию внутреннего времени или длительности, как он его называет.
🕰 Внешнее и внутреннее время. Наверное, многие задумывались о том, что есть разница между внешним, физическим временем, которое определяется часами и секундной стрелкой, и нашим внутренним временем, которое развертывается в нашей душе, в нашем я. Внутреннее время не всегда совпадает с внешним. Иногда оно течет быстрее, иногда ужасно медленно. Мы не можем предсказать ускорение или замедление нашего внутреннего времени, и не можем его чем-то измерить — внутри нет единиц измерения, нет четко размеченных секунд и минут.
🌱 Жизнь как длительность. Заглядывая внутрь своего я, мы видим чистую длительность, на которую не нанесены какие либо градации. Это чистая длительность континуальна, непрерывна. Бергсон пытается показать, что это и есть чистое выражение жизни — континуальность. Между мгновениями жизни нет зазоров, нет никаких отметок, жизнь — это поток.
🗣 «Длительность есть сама ткань реальности».
Из концепции времени как внутреннего опыта получается, что 👇
🔹 Настоящее как субъективная длительность — это выражение нашего живого переживания, живого опыта.
🔹 Наш опыт — это поток сознания.
🔹 Время — это поток длительности.
🧠 Концепция памяти. Согласно Бергсону, память — это свойство нашего сознания, нашего опыта удерживать переживания сколь угодно долго. Память — это не мертвый фотоснимок чего-то, что уже прошло и осталось в прошлом. Это живая непосредственная связь, абсолютно реальное удерживание того опыта, который должен был уйти в прошлое. Поскольку наше внутреннее время эластично, мы можем его растягивать так, что то, что с точки зрения физики уже прошло, все еще остается частью нашего переживания.
Хорошим примером бергсоновской концепции памяти служит восприятие музыки 👇
🎶 Когда мы слушаем мелодию, в каждый момент физического времени мы слышим только одну ноту, да и то не целиком. Как же у нас получается воспринимать мелодию в целом? Мелодия не равна сумме прозвучавших нот. Представьте, что все ноты прозвучали вместе, в один момент — будет ли это мелодией? Чтобы услышать мелодию, нужно удерживать те ноты, которые прозвучали и предвосхищать те ноты, которые только должны прозвучать, таким образом как бы «растягивая» внутреннее восприятие, — говорит Бергсон. Внутреннее переживание мелодии связано с тем, что она реально продолжает длиться в нас, хотя внешне уже отзвучала. Это и есть память — живое внутреннее присутствие прошлого в настоящем, а не мертвый снимок.
🗣 «Есть просто непрерывная мелодия внутренней жизни, которая тянется как неделимая от начала и до конца нашего сознательного существования».
В более поздние годы зрелый Анри Бергсон прославился благодаря работе «Творческая эволюция».
🙌🏼 Вслед за романтизмом Анри Бергсон понимает бытие как творческую силу. Он считал, что рациональный научный метод не способен охватить жизнь как поток, ее текучую континуальность.
📈 Теория эволюции и континуальный характер жизни. Эволюция — это величайшее открытие человеческой мысли, связываемое с именами Спенсера, Дарвина и Ламарка. Может показаться, что философ просто берет биологическую науку и заимствует из нее понятие эволюции, но это не так. Бергсон подводит под понятие эволюции более глубокий философский фундамент, которого не было ранее. Он говорит, что эволюция дает ключ к пониманию того, что подлинная реальность длительна и континуальна. Теория эволюции — это попытка посмотреть на мир и на жизнь, всерьез рассматривая их процессуальный и континуальный характер.
💥 Материя — энергия. Материя — это не какая-то субстанция, электроны, протоны, частицы, материя — это энергия. Фундаментальную эквивалентность материи и энергии показал Альберт Эйнштейн. Его знаменитая формула Е=mc^2 демонстрирует, что материя, по сути своей, есть энергия. В своих воспоминаниях великий физик признавался, что на него повлияли идеи Бергсона.
🗣 «Сама материя — это скорее течение, чем вещь».
🌊 Жизненный порыв. Двигателем самой эволюции Бергсон считает жизненный порыв — некоторый заряд энергии, позволяющий переходить от простых форм организации материи к сложным. Жизненный порыв есть материальная реальность. Этот заряд энергии настолько велик, что порождает всегда избыточное количество различных форм.
🐟 Одна из аксиом теории эволюции заключается в том, что жизнь порождает при помощи случайных мутаций и изменений огромное разнообразие форм, впоследствии многие из этих форм отмирают, потому что не могут адаптироваться к реальности. Именно потому, что в каждый момент жизнь с избытком порождает множество вариаций, может осуществляться естественный отбор, и жизнь может продолжаться.
➡️ Бергсон заложил универсальные основы теории эволюции. Он показал, что эволюция — это общая схема развития всей реальности, а не только живого мира. Сущность эволюции — это развитие по расходящимся линиям, порождение многообразия и последующий отбор.
🗣 «Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество».
Поговорим о том, как Анри Бергсон понимает познание.
🧠 Интеллект. Бергсон не принижает интеллект, как многие другие иррационалисты, но предлагает поставить его на место. Философ утверждает, что мы привыкли полагаться на разум в познании, но забыли, что интеллект не представляет собой внешнюю, вечную, самодостаточную силу, которая снаружи прилагается к нашей жизни. На самом деле интеллект — это порождение нашей жизни, орудие для выживания. Те формы, в которых интеллект существует сегодня, были подготовлены и порождены миллионами лет эволюции. Бергсон убежден, что мы оторвали интеллект от жизни и пытаемся относиться к нему как к царству вечных истин, а на самом деле он инструментален, не самодостаточен. Как только мы поставим интеллект на место и признаем, что он только орудие и не может заменять собою жизнь, мы поймем, что интеллект неспособен по определению открыть нам подлинную реальность, потому что, будучи орудием, он предназначен упрощать наши отношения с реальностью. Он предназначен описывать не саму реальность, а наше действие по отношению к ней.
💡 Интуиция. Если мы хотим иметь более прямой доступ к реальности, то лучше полагаться на интуицию. Интуиция — это особый акт познания, который совпадает с актом порождения действительности. Бергсон говорит, что поскольку жизнь — это постоянный поток, нужен такой способ ее постижения, который бы отражал ее и порождал одновременно. Нужен такой способ, который не отставал бы от жизни, которая все время убегает вперед, а за счет возможности порождать и предвосхищать, предугадывать то, что еще даже не свершилось, давал бы возможность видеть жизнь во всей ее полноте. Интуиция похожа на творчество — она не пассивно отражает, то что есть, а активно предвосхищает и в каком-то смысле порождает действительность, подобно тому, как художник заново создает действительность.
👀 Инстинкт — это то, что противопоставляется интеллекту и интуиции. Инстинкт не обладает ясностью интеллекта, он часто оказывается бессознательным, но в то же время он оказывается прямым выражением жизни и гораздо более непосредственно обслуживает жизненные потребности. Бергсон говорит, что в некоторых сложных случаях лучше полагаться на инстинкт, чем на интеллект, потому что инстинкт ближе к жизни. Но ведь интуиция тоже непосредственно близка к жизни? Отличие инстинкта от интуиции состоит в том, что инстинкт всегда подчинен конкретным сиюминутным потребностям, он зависим, инструментален и не освящен светом сознания. Согласно Бергсону, интуиция — это бескорыстный инстинкт, это инстинкт, который будто бы оторвался от конкретных потребностей и превратился просто в способ созерцания.
➡️ Человечество привыкло доверять интеллекту, и не доверять инстинкту и интуиции. Бергсон говорит, что инстинкт чаще бывает важнее интеллекта, а интуиция лучше открывает нам реальность, чем интеллект и инстинкт вместе взятые.
🎨 Искусство в философии Анри Бергсона приобретает гносеологическое и онтологическое значение, поскольку может открыть нам бытие, действительность. Философ считал, что восприятие искусства интуитивно, это позволяет нам отстраняться от понятийной фрагментации, свойственной деятельности интеллекта.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день