angle-down facebook instagram vkontakte warning

Философия жизни

Хосе Ортега-и-Гассет

Ортега-и-Гассет учил оставаться живым человеком в мире, полном механизации. В этой части узнаем о его философии — рациовитализме.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Эту часть мы посвятим испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету.

💁🏻‍♂️ Хосе Ортега-и-Гассет (1883 — 1955) — крупнейший испанский философ 20 века, эссеист, один из основоположников теории массового общества, а также основоположник рациовитализма, учения, пытающегося придать живое лицо разуму.

🤓 Изучал философию в университетах Мадрида, Лейпцига, Берлина и Марбурга.

👨‍🏫 Был профессором метафизики в Мадридском университете.

🧳 Эмигрировал из Испании в Латинскую Америку во время гражданской войны и вернулся в Европу в 1945 году.

🎓 В 1948 году основал Институт гуманитарных наук, где читал курсы лекций по философии истории и социологии.

📚 Ортега-и-Гассет написал много работ по самым различным философским проблемам: философской антропологии, философии техники, эстетики, философии истории, истории науки. Полное собрание его сочинений насчитывает одиннадцать томов.

Хосе Ортега-и-Гассет

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рациовитализм — учение Xоссе Ортеги-и-Гассета, в котором обосновывается идея единства жизни и разума. Рассмотрим его основные идеи.

🌿 Истинной реальностью является жизнь. Хосе Ортега-и-Гассет соглашается с Анри Бергсоном в том, что разум не является окончательной реальностью, и отождествлять законы разума с законами бытия по принципу «что разумно, то и действительно» неверно. На самом деле действительным оказывается далеко не то, что разумно. Философ убежден, что истинной реальностью является не разум, а жизнь. Жизнь включает в себя разум, но не исчерпывается им.

🔹 Разум — это формы, в которых субъект отражает и постигает объект.

🔹 Жизнь — это единство субъекта и объекта.

➡️ Разум позволяет субъекту занять внешнее положение, со стороны смотреть на объект, объективным образом его описывать и объяснять. Но жизнь не терпит этого разделения, она каждый раз доказывает, что субъект и объект связаны, они едины.

🙅🏻‍♂️ Человек не может вырвать себя из своих обстоятельств. Нельзя сказать: «есть Я и есть весь остальной мир, мои обстоятельства», потому что «Я» в какой-то степени и есть мои обстоятельства. Хосе Ортега-и-Гассет использует для обозначения «Я» следующую формулу 👇

Я = «Сам + мои обстоятельства»

➡️ Согласно Ортеге, наше подлинное «Я» — это единство того, что мы о себе думаем, и тех обстоятельств, в которых мы находимся. Противопоставлять себя этим внешним обстоятельствам неправильно. Важно узнать себя, свою связь с этими обстоятельствами и зависимость от них.

Кто я такой? Отсюда вытекает важный вызов — дать собственный ответ на вопрос «кто ты?». Этот вопрос оказывается нетривиальным, он не сводится просто к интроспекции, то есть взгляду внутрь. Отвечая на этот вопрос, надо описать, в каком мире ты живешь, каковы твои обстоятельства. Ответ на вопрос «Кто я такой?» заключается не в том, чтобы описать, кто ты такой, а в том, чтобы стать самим собой. Нельзя просто найти самого себя в каком-то законченном виде, надо создавать себя.

❗️ Кем я буду? Человек сам для себя — это задача, проект. В этом решении «Кем я буду» заключается суть ответа на вопрос «Кто я такой?». Получается, что важнейший ингредиент познания — это свобода. Познание — это всегда познание себя, а познание себя — это созидание себя, а созидание — это всегда выбор, выбор пути, образа. Хосе Ортега-и-Гассет предвосхищает французского философа Жана-Поля Сартра и говорит, что человек обречен на свободу.

🗣 «Человек есть существо, обреченное перевести необходимость в свободу».

➡️ Отталкиваясь от своих обстоятельств, человек изобретает себя. Важно относиться к себе как к проекту, а не как к чему-то уже законченному.

Пытаясь ответить на вопрос, как можно оставаться живым человеком в мире, где господствует механизация, массовая культура, культ заурядности, Ортега-и-Гассет описывает такое явление как восстание масс.

🏢 Восстание масс. Для философии жизни важно чтобы человек оставался самим собой. Но как это возможно, когда наш мир превратился в мир больших групп, неуправляемых толп? Ортега-и-Гассет отмечал симптомы восстания масс еще до начала Первой мировой войны. Философ обращает наше внимание на то, что города устроены так, чтобы быть пространством для больших масс. Современный город — это не только огромные площади и стадионы, это торговые центры, концертные залы, большие партии, группы в соцсетях — кажется, будто бы сама наша эпоха предлагает нам превратиться в массы. Восстание масс — явление не количественное, а качественное. Разделение общества на массу и творческое меньшинство было всегда. Но всегда масса ориентировалась на меньшинство, принимала созданные им смыслы и идеалы, стеснялась своей посредственности. В 20 веке картина качественно изменилась — человек массы стал господствующим типом, стал подавать пример всем.

Философ объясняет восстание масс тремя причинами 👇

1️⃣ Скачок в росте народонаселения. Благодаря тому, что в 19 веке медицина и гигиена улучшились, население значительно увеличилось.

2️⃣ Распространение идеалов Просвещения. Произошли изменения в мышлении. Плохо понятые идеалы свободы и равенства привели к оправданию посредственности, превратили ее в нечто законное и нормальное.

3️⃣ Выравнивание качества жизни. Из-за скачка в развитии науки и техники люди стали жить намного комфортней, качество жизни выровнялось.

Черты «человека массы» 👇

🤩 Довольство собой. Человек массы, как ребенок, инфантильно доволен собой и не пытается предъявлять к себе какие-то требования. Он оправдывает свою посредственность.

🗣 «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

🤑 Беспрепятственный рост жизненных запросов. Это человек, который уверен, что все окружающие ему что-то должны, государство, мироздание, природа — все, ему что-то должны.

😒 Принципиальная неблагодарность. Человек массы привык ориентироваться на свои потребности и запросы, но его не интересует, какой ценой все это куплено. Он относится ко всему, что берет, без благодарности.

😠 Агрессивность, навязчивость. Человек массы агрессивно утверждает свое право быть именно таким, быть именно здесь.

🤫 Нетерпимость к инакомыслию.

⚡️ Парадокс оригинальности. Ортега-и-Гассет приходит к выводу, что человек массы — человек, который не живет своей жизнью. Возникает парадокс оригинальности — человек массы убежден в том, что он живет именно своей жизнью, но это не так. Каждый уверен, что он очень оригинален, но если спросить, в чем он оригинален и в чем заключается его мнение, то выясняется, что это мнение, которое человек разделяет с сотней других людей. Человек думает, что отстаивает свое мнение и свою оригинальность, на самом деле отстаивает популярную схему, не наполняя ее своим содержанием, не пропуская ее через себя. Он не потрудился над этой формой, он просто позаимствовал ее.

Мы часто замечаем парадокс: все хотят быть не такими, как все. А по-настоящему оригинальными в итоге оказываются те, кто не ставил себе цели «быть оригинальным». Как вы думаете, почему так происходит?

Ортега-и-Гассет был знаменит своими блестящими эссе по философии современного искусства. В них он всегда находил тонкие и ясные формулировки, показывающие, что значат те или иные находки музыкантов, художников и писателей модерна, с точки зрения непосредственных форм жизни. То есть того, как мы проживаем свою жизнь здесь-и-сейчас: переживаем, чувствуем, принимаем важные решения, сомневаемся, надеемся.

🎨 Так, в авангардной живописи и музыке Клода Дебюсси он усматривает черты «дегуманизации искусства», стремления выйти на новые, не человеко-размерные рубежи восприятия и дать совершенно новый взгляд на реальность. Это как бы движение искусства в сторону от непосредственной жизни.

✍🏼 С другой стороны, он отмечает и те произведения, в которых, наоборот, прослеживается движение к непосредственной человеческой жизни. Например, он ценит придуманный Марселем Прустом тип «романа-машины» как предприятия по «обретению утраченного времени». Работа Пруста с формами времени и пространства завораживает испанского философа 👇

🗣 «Не случайно он дал своему произведению общий заголовок „В поисках утраченного времени“. Пруст предстает исследователем утраченного времени как такового. Он наотрез отказывается навязывать прошлому схему настоящего, практиуя строгое невмешательство, решительно уклоняясь от какого-либо конструирования. Из ночной глубины души отделяется, воспаряя, воспоминание, и это похоже на то, как в ночи над горизонтом загорается созвездие. Пруст удерживает желание восстановить воспоминание и ограничивается описанием того, что сохранилось в памяти. Вместо того чтобы реставрировать утраченное время, он довольствуется созерцанием его обломков. Поэтому можно сказать, что жанр Memoires у Пруста обретает достоинство чистого метода».

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;