Философия жизни
Освальд Шпенглер
Шпенглер сравнивал историю с деревом, у каждой ветви которого есть свой жизненный цикл из четырех этапов. В этой части обсудим его теорию.
Поговорим о еще одном представителе философии жизни — немецком философе и историке Освальде Шпенглере.
👨👩👧👦 Освальд Шпенглер родился в небольшом немецком городке Бланкенбурге в семье почтового чиновника.
📚 Шпенглер изучал математику, естественные науки и философию в университете города Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах.
💁🏻♂️ Он получил докторскую степень по философии в университете Галле, затем работал учителем в Гамбурге, а после начал академическую карьеру в Мюнхенском университете и преподавал там математику.
🏛 Освальд Шпенглер — один из основоположников современной философии культуры. В первом и главном своем произведении — «Закат Европы» он выдвинул концепцию культуры, оказавшую большое влияние на общественную мысль 20 столетия.
🖋 Шпенглер пытался заниматься публицистикой, но после прихода к власти нацистов в 1933 году ему пришлось вести уединенную жизнь. Его книги «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития» изъяли и запретили упоминать имя философа в печати.
😔 Философ умер из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года в возрасте 55 лет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Освальд Шпенглер описал циклическую концепцию истории. Посмотрим подробнее на ее четыре стадии.
🌳 Главная идея циклической концепции истории заключается в том, что история — это не единая линия, разбитая на строго определенные эпохи. Это — многолинейное дерево, где у каждой культуры есть своя ветка, свой путь, совершенно уникальный и не сводимый к истории других культур. Для Шпенглера каждая культура — это живой организм: она рождается, развивается, растет и потом умирает, как живое существо. Как цикличность свойственна любому живому существу, так и любой культуре по Шпенглеру рано или поздно суждено умереть.
Философ описал основные стадии развития, которые проходит каждая культура 👇
1️⃣🗿 Мифо-символическая — стадия зарождения культуры. На этой стадии в форме мифов, символов и архетипов закладываются главные способы мироощущения, формируются базовые метафоры, интуиции культуры. Еще нет ясного понимания этих символов, попыток проанализировать их и разложить на законы, правила. Эта стадия — предчувствие последующей истории.
2️⃣🏛 Ранняя культура — в это время возникают уникальные, специфические изобретения, через которые культура пытается развить то мироощущение, которое содержится в мифах и символах. Например, В Древней Греции возникает уникальная древнегреческая трагедия — никакая другая культура не изобрела такой формы. Древнегреческая культура впитала в себя мифологию и превратила ее в произведение искусства, которое заставляет зрителя переживать вместе с героем, испытывать катарсис и в итоге изменяться. Также для Древней Греции характерно особое представление о связи статического и динамического. В древнегреческой скульптуре помимо объема появляется движение.
3️⃣🏦 Метафизико-религиозная (высокая) культура — стадия, на которой она достигает своего расцвета. Это стадия, на которой культура уже порождает полную законченную систему социальных институтов, норм, ценностей и правил, которые раскрывают суть ее жизненного порыва, суть ее культуры, ее отношение к себе, миру, истории. На данной стадии появляются высокие религии, как христианство в западном мире, появляются высокие политические формы, как национальное государство. Когда появляются право, искусство, философия — это значит, что культура достигла расцвета.
4️⃣🏚 Старение и гибель — эту стадию можно оттягивать, но она неизбежна. Парадокс состоит в том, что на этой стадии внешне все выглядит хорошо. Культура со стороны кажется на пике своего могущества, возможно, в этот момент она даже побеждает и порабощает другие культуры, но внутри нее происходит что-то необратимое. То, что когда-то было живым и цветущим, превращается во что-то застывшее и окаменевшее, неподвижное. Культура превращается в цивилизацию, в систему жестких норм, бюрократических предписаний, ожиданий. Пропадает энергетика, живое начало, и, несмотря на триумф технологий, эта культура обречена.
Описав жизненный цикл каждой культуры, Освальд Шпенглер предложил типологию культур, в которой отдельно рассматривает каждую из них. Он выделяет 8 реализовавшихся культур и одну, которой только предстоит реализоваться.
1️⃣ Китайская культура все еще существует, но она во многом утратила свою самобытность, подчинившись европейской культуре и переняв многие ее черты.
2️⃣ Вавилонская культура расцвела и исчезла, оставив после себя наследие.
3️⃣ Египетская культура, когда-то великая, согласно Шпенглеру, тоже осталась в истории Древнего мира.
4️⃣ Индийская культура похожа на китайскую. Какие-то ее обломки все еще существуют, но из-за вестернизации ее самобытность уже практически потеряна, считает Шпенглер.
5️⃣ Античная — культура Древней Греции и Рима осталась в прошлом.
6️⃣ Византийско-арабская культура пребывает в подавленном состоянии. Западноевропейская культура сильно навязывает ей свои формы, правила и представления. Но византийско-арабская культура пока еще не умерла, она все еще способна порождать новые живые принципы и ценности. Интересно, что несмотря на разные религии (христианство и ислам) Шпенглер объединяет эти культуры в одну. Их объединяет не только общий географический ареал, но и базовые символы и метафоры.
7️⃣ Западноевропейская или «фаустовская» сейчас находится на пике своего расцвета, но входит в стадию заката. Она уже переходит в стадию цивилизации и омертвевает изнутри.
8️⃣ Культура майя. Шпенглер впервые выделяет культуру другого континента как полноценную.
9️⃣ «Пробуждающаяся» русско-сибирская культура. Шпенглер видел будущее, особый цивилизационный путь русско-сибирской культуры.
🕊 Шпенглер утверждает, что в основе каждой культуры лежит особая «душа». Культуры — живые организмы, значит, их дух, своеобразие, портрет должны быть описаны в каком-то персонифицированном ключе. Философ описывает каждую культуру, как бы рисуя ее портрет.
Рассмотрим несколько примеров 👇
🌟 В основе античной культуры лежит аполлоновская душа. Аполлон — бог разумного, светлого, высокого начала. В основе античной культуры — порыв к светлому, разумному, правильному, солнечному из темного, титанического хаоса животворящих сил природы в мир светлой, рациональной гармонии, культуры и философии.
🔮 В основе византийско-арабской культуры лежит т.н. магическая душа. Из этого региона в Европу проникают эзотерические учения, мистика, магия — все выходящее за пределы разумного и иррациональное.
👹 В основе господствующей сегодня культуры Запада лежит фаустовская душа. Образ доктора Фауста — это искушение, претензия обрести почти божественное могущество, но за это продать свою душу. Вся европейская культура построена на этом дерзновении сравняться с богом, совершить невозможное.
❗️ Постижение культурных форм, по мнению Шпенглера, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни». Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего, тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира.
Что такое псевдоморфозы культуры?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день