Ференц Лист
«Фауст-симфония» и «Мефисто-вальс»
Темой Фауста и Мефистофеля был одержим весь 19 век, а Лист — в особенности. Поговорим о его «дьявольских» произведениях.
🦹🏻♂️ Западную культуру в целом называют «фаустовской» по имени титульного персонажа драмы Гёте, алхимика и ученого, разочарованного, вечно ищущего истины, не находящего радости в земных наслаждениях. На самом деле его тоска другого свойства, ее можно определить словами Эрнста Теодора Амадея Гофмана — «бесконечное стремление». Сам образцовый романтик, двумя словами Гофман сформулировал самую суть романтического века.
😈 Однако больше, чем фигура Фауста, воображение читателей будоражил образ дьявола — Мефистофеля. Со стороны Гёте было смелым шагом сделать воплощение зла таким обаятельным и остроумным. Мефистофель знаменует важный поворот в сознании людей конца века Просвещения, когда многие мыслители пересматривали место зла во Вселенной. Зло теперь — не отсутствие Добра, скорее Зло — необходимый вечный антипод Добра. Неслучайно Мефистофель, представляясь Фаусту, аттестует себя так:
«Я — часть той силы,
что вечно хочет зла
и вечно совершает благо».
⚖️ Эта двойственность была свойственна Листу, которого называли «Мефистофель в сутане». Он был светским львом, кумиром тысяч и любимцем женщин, вечно в поиске; и в то же время — человеком невероятной доброты и щедрости, помогавшим всем, кому возможно, религиозным, принявшим в конце жизни духовный сан.
👨🎤 Его отношение к «Фаусту» Гёте было двояким. С одной стороны, он утверждал, что это одна из трех книг, которые он всегда держал рядом с собой, наряду с «Божественной Комедией» Данте и трактатом «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. А позднее — и Библией. С другой, он говорил, что «худший иезуит мне дороже, чем весь ваш Гёте», и чувствовал, что характер Фауста «решительно буржуазный», личность его недостаточно значительна. Зато образ Мефистофеля, на которого Лист сам был очень похож (конечно, мы не знаем, как выглядит дьявол, но что-то дьявольское в остром профиле и самой фигуре Листа легко почувствовать), сопровождал его на протяжении всей жизни.
🧟♂️ Тут надо добавить, что в первой половине — середине 19 века культура вообще была населена нечистью. Европа зачитывалась страшными новеллами Гофмана и леденящими кровь готическими романами, театральная сцена буквально кишела разного рода посланниками потустороннего мира, о Фаусте и Мефистофеле с большим успехом шли аж две оперы — «Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто.
🧛♂️ Но даже на этом фоне Лист написал какое-то удивительно большое количество дьявольской музыки. На вершине — программная симфония «Фауста», «фаустовская» фортепианная соната си минор (о ней подробнее поговорим завтра), «адская» симфония Данте, пьесы Totentanz («Танец смерти»), Malédiction («Проклятие»), четыре Мефисто-вальса и даже Мефисто-полька!
→ Давайте с польки и начнем. Играет Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
Обсудим «Фауст-симфонию» Листа — одну из важнейших симфонических партитур 19 века и новое слово в программной музыке.
📔 С Гётевским «Фаустом» Листа в 1830-е познакомил Берлиоз. Тогда же появились первые наброски симфонии, но завершена она была лишь в 1857 году — к открытию памятника Гёте в Веймаре.
📩 Хотя с «Фаустом» у Листа были сложные отношения, в Веймаре, где он тогда жил и работал, его буквально окружали напоминания о Гёте и легенде о Фаусте. В 1849 году он дирижировал на праздновании 100-летия Гёте фрагментами «Сцен из Фауста» Шумана, в следующие годы участвовал в создании Фонда Гёте и принимал в гостях французского поэта Жерара де Нерваля, в чьем переводе он впервые прочел «Фауста». Они много беседовали о драме Гёте, а затем переписывались о ней. Результатом многолетних размышлений стала «Фауст-симфония».
🔥 Лист не пытается пересказать историю Фауста. Полное название гласит «Симфония Фауст в трех характеристических картинах (по Гёте)». Она состоит из трех частей — трех портретов, раскрывающих глубокое понимание главных персонажей драмы: первая часть называется «Фауст», вторая — «Гретхен», третья — «Мефистофель». Лист говорил, что ему важнее не действия, а изображение аффектов, страстей, властвующих над душой Фауста.
⛓ Части связаны общим материалом: несколько тем, представленных в первой части, возвращаются в измененном виде в двух других частях, а тема Гретхен появляется в решающий момент развязки в финале. Особая техника сквозного тематического развития у Листа получила название «тематической трансформации». Она позволяет вне нарратива показать изменение этих персонажей и главных идей сочинения, не нарушая единства композиции.
👏 Лист посвятил симфонию Берлиозу, автору огромной драматической оратории «Осуждение Фауста» и создателю романтического программного симфонизма. Помните, Лист сделал фортепианное переложение его «Фантастической симфонии», где дьявольщины тоже в избытке.
🌗 Темы первой части раскрывают противоречивую природу души Фауста (и в более широком смысле, возможно, противоречивую природу немецкой души). Особенно примечательна и необычна первая тема в темном звучании виолончелей и альтов, изображающая душевные и научные блуждания Фауста. Это первая сознательно сочиненная двенадцатитоновая тема: то есть в ней последовательно звучат все двенадцать нот хроматической гаммы — техника, которая в начале 20 века радикально изменит историю музыки. Эта «тональная алхимия» прекрасно описывает характер Фауста.
Аудио-пример на Ютубе
🌿 Вторая часть наполнена идиллическим спокойствием, время от времени нарушаемым лишь одной из тем Фауста. Ее музыка воплощает чистоту невинной юности, то духовное и жизненное спокойствие, которого так не хватает Фаусту.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
👺 Финал — «Мефистофель», гигантское дьявольское скерцо. В нем нет оригинальных тем; вероятно, Листу была близка точка зрения, что Мефистофель — это зеркальное отражение Фауста, материализация его тайных страстей и желаний. Поэтому Мефистофель деформирует темы Фауста, искажает их, и они превращаются в чудовищную версию себя. Издевке подвергается все: и вопрос о смысле жизни, и поиски истины, и мечты о любви. На теме любви строится приплясывающее, насмешливое фугато. Лишь на миг возвращается идеальный, неискаженный образ Гретхен, но он разбивается на части.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
🕊 Однако злое торжество скерцо — это еще не финал драмы. Симфония завершается мужским хором с солирующим тенором, написанным на многократно повторяемое заключительное четверостишие гетевского «Фауста». Солист вступает с ключевой фразой «Вечно женственное влечет нас ввысь» — и светлая, ничем не замутненная тема Гретхен ставит последнюю точку над «i».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Закончим инфернальную тему «Мефисто-вальсами».
😈 Сама идея дьявольской пляски была настолько привлекательной для Листа, что он много раз возвращался к этой теме и за 25 лет написал 4 «Мефисто-вальса». Они существую в разных редакциях, вальсы №1 и №2 изначально созданы для оркестра.
💃 «Мефисто-вальс» № 1 — самый известный и популярный. Его полное название Der Tanz in der Dorfschenke — «Танец в деревенской таверне». В оригинале это была вторая из оркестровых пьес, написанных на сюжет двух эпизодов из стихотворной драмы «Фауст» Николауса Ленау. Первая называлась «Полуночная процессия» и сюжетно приводила к танцу в таверне. Но хитом мгновенно стал именно вальс, его страсть, чувственность и драматизм производили огромное эмоциональное воздействие на слушателей.
👰 В партитуре Лист так описал сюжет. В деревенском трактире празднуют свадьбу. Приходят Мефистофель и Фауст, и Мефистофель уговаривает Фауста принять участие в празднике. Мефистофель выхватывает скрипку из рук скрипача и извлекает из нее неописуемо соблазнительные, опьяняющие мелодии. Очарованный Фауст кружится с невинной деревенской красавицей в диком танце; в безумном вальсе он увлекает ее прочь из трактира. Звуки скрипки становятся все тише, и соловей поет любовную песню.
🎼 «Мефисто-вальс» №1 существует в трех вариантах: для оркестра, для фортепианного дуэта и для фортепиано соло.
Предлагаем послушать две версии.
Фортепианную исполняет Вэн Клайберн, а оркестровой дирижирует Георг Шолти.
✍️ «Мефисто-вальс» №2 появился через 20 лет после первого и тоже существует в трех версиях. Он очень интересен по гармонии и предвосхищает музыку 20 века — Скрябина и Бартока. Лист начинает и заканчивает вальс неразрешенным тритоном, диссонирующим интервалом, имеющим особое значение, — он делит октаву на две равные части. В музыке он всегда считался олицетворением дьявола. С него же начинается «Пляска смерти» Сен-Санса, написанная пятью годами раньше.
→ Играет Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
🦇 «Мефисто-вальс» №3 уводит нас еще дальше от традиционной гармонии, а значит, и от обыденного земного мира. Его трудно проанализировать по законам классической гармонии — Лист одой ногой уже вышел за ее рамки. Этот вальс не такой дикий, как предыдущие, романтическая инфернальность с ее «страшилками» уступает место неземной отрешенности, местами напоминая парение в небесных сферах — и непонятно, является ли злом то, с чем мы имеем дело. Лист выходит за границы не только тональности, но и обыденных человеческих понятий.
→ Играет Франс Клида.
Аудио-пример на Ютубе
☄️ «Мефисто-вальс» №4 Лист сочинял за год до смерти и не закончил, до 1955 года он оставался неопубликованным. Сейчас он стал репертуарным. Но, возможно, Лист не завершил его, так как хотел заменить другой пьесой. В его каталоге есть сочинение под названием «Багатель без тональности». А на автографе приписано «Четвертый Мефисто-вальс». По характеру, ритму, остроте и диссонантности он близок первым двум вальсам, но по гармоническому языку (как ясно из названия) — к третьему. В нем сложно найти хоть какой-то опорный звук, он весь соткан из тритонов и уменьшенных трезвучий. Обратите внимание, как он заканчивается: просто испаряется на полуслове, раз — и нет, как будто ничего и не было.
→ Играет Аркадий Володось.
Аудио-пример на Ютубе
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день