Ференц Лист
Позднее творчество
Радикальное изменение стиля Листа в последние 20 лет — беспрецедентное явление для классической западной музыки. Поговорим о самом загадочном периоде жизни Листа и его удивительной музыке.
🖤 Поздним периодом называют огромный отрезок жизни Листа, всю последнюю треть — от начала 1860-х до смерти в 1886-м, то есть с 50 до 75 лет. Начало этого периода связано с чередой сильнейших личных потрясений и страшных потерь: сначала умер 20-летний сын Листа, затем после родов скончалась его 26-летняя дочь. Следом рухнула надежда на брак с Каролиной Витгенштейн: в последнюю минуту ей отказали в разводе с первым мужем, и они с Листом, оба уверившись в том, что счастье на этом свете, добытое грешным путем, им не светит, да и не нужно, навсегда оставили мысль о совместной жизни — страдая, они искупали грехи.
🤦♀️ Но на этом горести не кончились. Отказавшись во имя благочестия от личного счастья, Лист вдруг узнал, что его дочь Козима вступила в любовную связь с его дорогим другом Рихардом Вагнером и намерена оставить своего мужа — не менее дорогого Листу Ганса фон Бюлова. Роман Рихарда и Козимы перерос в настоящую и счастливую любовь, но тогда сопровождался громкими скандалами, и Лист фактически лишился третьего своего дитя: его отношения с Козимой и Рихардом были надолго разорваны. Впоследствии их омрачило еще и то, что ради брака с Вагнером Козима перешла из католицизма в протестантизм.
🙏 Череда несчастий укрепила Листа в решении принять духовный сан. К тому времени он поселился в Риме, его религиозность все росла, он верил, что найдет свое призвание в сочинении музыки для церкви и сможет полностью преобразить ее. Но для церкви Лист был автором симфоний «Фауст» и «Данте», и она не спешила принимать его в свои объятия.
⛪️ Лист удалился от мира, поселился в полузаброшенном монастыре, читал, размышлял и сочинял. Весной 1865 года он прошел процедуру выстрижения тонзуры, принял малый духовный чин: он не имел права служить мессу и проповедовать, но мог носить сутану и называться «аббат». Это не принесло ему спокойствия, напротив, породило множество сплетен. Истерзанный, уставший Лист писал: «Пятьдесят пять лет сделали меня стариком, и музыка моя одинока»; «уже с моей молодости я считаю, что умереть проще, чем жить».
🚂 Постепенно жизнь возвращалась в более привычное русло. Активность Листа последних 20 лет жизни связана с треугольником Рим — Веймар — Будапешт. Лето он проводил в Риме, на вилле д‘Эсте или при монастыре, где отдыхал и сочинял. Затем перебирался в Веймар: там он получил в свое распоряжение тихий скромный дом герцогского садовника, занимался с учениками, выезжал в другие города. С 1875 года он все больше времени проводил в Пеште, где преподавал и до этого, но теперь был избран президентом основанной Высшей школы музыки.
🌗 Лист снова стал много ездить и выступать, в основном в частных и благотворительных концертах. Но жизнь будто имела две грани: с одной стороны почести, приемы, почетные звания, приглашения, восторги, с другой — одиночество и непонимание. Многие пользовались добротой и безотказностью Листа, чтобы заполучить его в концерт и сделать полный сбор, заручиться его рекомендацией, и так далее.
🙅♂️ Из музыки Листа звучали лишь немногие произведения, потому что его язык становился все более радикальным. Лист смирился, и когда ему предлагали исполнить что-то из «непонятного», он отвечал, что собирается «неизменно спокойно сидеть в своем углу и работать над тем, чтобы мои произведения были еще более непонятными».
🌾 Интересно, что именно тогда Лист сильно увлекся русской музыкой, собирал и изучал партитуры, встречался с русскими композиторами, пропагандировал их в Европе. Бородин, посещавший Листа в Веймаре, оставил его портрет: «...насколько этот маститый старик молод духом, глубоко и широко смотрит на искусство; насколько в оценке художественных требований он опередил не только большую часть своих сверстников, но и людей молодого поколения; насколько он жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному; враг всего условного, ходячего, рутинного, чужд предубеждений, предрассудков и традиций — национальных, консерваторских и всяких иных».
Если прежде каждая страница его музыки была черна от нот — виртуозных пассажей, нагромождений аккордов, то теперь каждая нота и пауза были взвешены.
🍂 Послушайте первый из «Забытых вальсов». Кажется, мы слышим его сквозь дымку, это уже не вальс, а воспоминание о нем. Линии подчас так аскетичны и графичны, будто часть нот стерта.
→ Играет Владимир Горовиц
Аудио-пример на Ютубе
⛲️ Неизменной остается новаторская природа музыки Листа. Мы уже говорили о том, что он все больше выходит за пределы тональности — настолько, что одну пьесу он так и назвал: «Багатель без тональности», предсказав главное направление композиторской мысли в 20 веке. Не раз упоминали мы и о том, что Лист предвосхитил импрессионизм с его сосредоточенностью на игре красок и размытостью формы. Послушаем «Фонтаны виллы д'Эсте» из третьего тома «Годов странствий». Согласитесь, что если не знать автора, очень легко принять эту пьесу за сочинение Дебюсси.
→ Играет Альфред Брендель.
Аудио-пример на Ютубе
🌫 Сейчас, когда мы неделю провели с Листом, интересно будет вернуться и к записи пьесы «Серые облака» с ее тональной неопределенностью и абсолютно импрессионистскими наплывами планов.
→ Играет Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
🌪 «Серые облака» гораздо лучше, чем «Фонтаны виллы д'Эсте» отражают внутреннее состояние Листа. Он ежедневно боролся с демонами одиночества, отчаяния и смерти, создавая музыку, которая тогда не могла найти своего слушателя. Несомненно, новаторство Листа связано с тем, что ему было позволено заглянуть за границу обычного человеческого сознания, но стоило это знание очень дорого.
Степень психологической взвинченности и контрастных состояний можно уловить благодаря еще одной совершенно не вписывающейся в рамки традиции пьесе «Бессонница! Вопрос и ответ». На самом деле, никакого ответа тут нет, пьесу с тем же успехом можно было бы озаглавить названием одного из ключевых опусов 20 века — «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарлза Айвза.
→ Играет Андре Бонатта.
Аудио-пример на Ютубе
🥺 Эта пьеса относится к линии в позднем творчестве Листа, которую можно назвать линией отчаяния. Столь же важной была линия смерти, которая принесла Листу столько горя в последние годы. То, что он ощущал связь со смертью, говорит хотя бы тот факт, что только в последний год своей жизни он написал пьесы «Похоронная прелюдия», «Траурная прелюдия и траурный марш», «Печальная степь», «Рок». В 1883 году, во время своей последней встречи с Вагнером и Козимой в Венеции он написал пьесу «Траурная гондола». Лист говорил, что эта музыка родилась сама собой, когда он увидел траурную процессию на воде. Покинув Венецию, он вскоре получил известие о внезапной смерти Вагнера.
→ Играет Маурицио Поллини.
Аудио-пример на Ютубе
👿 «Траурная гондола» — одна сторона ощущения смерти, мрачно-элегическая. Но сильна была и другая — демоническая, связанная с образом пляски смерти. Именно в 1880-е появились три «Мефисто-вальса» и «Чардаш смерти» — жуткий танец без мажора и минора, построенный на пустых, как глазницы смерти, квинтах и квартах.
→ Играет Альфред Брендель.
Аудио-пример на Ютубе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
👼 С начала 1860-х Лист пишет много духовной музыки. Поселившись в Риме, он завершил ораторию «Легенда о святой Елизавете», которой при жизни композитора выпала самая счастливая участь: ее часто исполняли в Германии и Венгрии, нередко — под управлением автора.
✝️ Первым крупным итогом отшельничества и перерождения Листа стала оратория «Христос» на библейские тексты, рассказывающая о земной жизни, смерти и воскресении Христа. Это масштабное трехчасовое действо требует огромных исполнительских сил, и услышать ее сегодня можно очень редко. Но в свое время «Христос» был благосклонно принят королем Людвигом II, которому она напомнила традиционную баварскую мистерию.
📝 Помимо ораторий, Лист написал несколько месс, положил на музыку несколько псалмов и создал около полусотни отдельных духовных гимнов и сочинений для разных составов.
🚶♂️ Самое необычное из них — Via Crucis, «Крестный путь», имеющее подзаголовок «14 стояний (или остановок) креста». Это большая странная вещь, где хор поет строгие напевы, основанные на григорианском хорале, а орган сопровождает текст сдержанными, но глубоко эмоциональными музыкальными иллюстрациями и комментариями.
🗿 Однажды в Риме в Страстную пятницу Лист побывал в римском Колизее на Богослужении Крестного пути. Этот обряд был введен францисканцами в 16 веке: при помощи серии скульптур или святынь они воспроизводили Крестный путь Иисуса Христа. Изначально такие службы проводились на открытом воздухе, но постепенно в символичные изображения Крестного пути стали появляться в соборах — и сейчас на стенах католических храмов легко найти четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям Крестного пути. Во время богослужения у каждого стояния звучат молитва и пение.
🙇♂️ Под впечатлением от такого обряда Лист (а он вступил именно во францисканский орден терциариев) начал работу над своим Via Crucis, которая заняла 10 лет. Он мечтал, чтобы его музыка однажды прозвучала во время богослужения в Колизее в исполнении хора и огромной фисгармонии.
✍️ «Но даже этого было бы недостаточно, чтобы выразить те сокровенные чувства, которые потрясли меня, когда, находясь в рядах благочестивой процессии, я падал на колени и повторял слова “Благословен крест, наша единственная надежда!”», — признавался композитор.
🦸♂️ Via Crucis, как и многие другие поздние сочинения Листа, — выход на новые музыкальные территории, где он делает вещи, невозможные для того времени. Поговаривали даже, что Лист сошел с ума. Но он просто видел будущее.
🎞 Вы можете по желанию послушать оригинальную версию для хора и фисгармонии (органа). В этом видео есть картины, иллюстрирующие каждую из 14 остановок на крестном пути.
👂 Или послушайте гениальное исполнение нидерландского пианиста, композитора и дирижера Райнберта де Леу в авторском переложении для фортепиано.
Этот урок мы посвятили Ференцу Листу. Повторим, что мы узнали.
👩🎤 Ференц Лист — великий романтик, гениальный композитор и феноменальный пианист, кумир Европы и один из самых известных людей середины 19 века. Лист создал артистический тип, которому так или иначе в дальнейшем будут принадлежать все пианисты, играющие романтический репертуар, и ввел в обращение все атрибуты пианистической звездности — от ряда виртуозных техник до структуры концерта, от внешнего образа до инструментов пиара.
💕 Фигура и музыка Листа — квинтэссенция романтического века: он сближает музыку с литературой, философией и религией, исповедует ее священную силу, преображающую жизнь индивида и общества; исследует технические пределы возможного на инструменте; ищет в музыке национальное; изобретает новые и перепридумывает старые жанры.
🇭🇺 Лист считал себя венгром, не говоря на венгерском; родными языками для него были немецкий и французский; но в итоге он — плод сразу многих национальных культур.
🌎 Лист — человек мира (точнее, Европы), но главные точки на карте его жизни — это Париж, Рим, Веймар и Будапешт. Он никогда не был женат, две главные любовных истории в его жизни связаны с сильными и эмансипированными женщинами — это писательница Мари д’Агу и польская аристократка Каролина Ивановская (в замужестве Витгенштейн).
🎹 Лист равно велик как композитор и исполнитель. Правда, его прижизненная слава была именно славой пианиста-виртуоза. Лист — отец современного пианизма, фортепиано было его вторым «я», его «языком», его жизнью. Его пианизм — особого симфонического свойства. Музыка Листа, особенно новаторские поздние сочинения, с трудом находили признание.
Что создал
🔸 Фортепианная музыка
— Этюды: концертные, «Трансцендентные», «По Паганини»
— Транскрипции и парафразы
— Венгерские рапсодии
— Фортепианные концерты
— 2 сонаты: си минор и «По прочтении Данте»
— «Годы странствий», три тома
— Отдельные пьесы
🔹 Симфоническая музыка
— 2 симфонии: «Фауст» и «Данте»
— 13 симфонических поэм
🔺 Духовная музыка
— Оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
— Мессы
— Более 50 сочинений на духовные тексты
▪️Вокальная музыка
— Около 90 песен
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день