Ференц Лист
Значение Листа, биография и стиль
Лист — вундеркинд, пианист-виртуоз, селебрити своего времени и меценат. Познакомимся с личностью артиста, его работами и особенностями исполнения.
🤩 Представьте, что вы пришли на концерт всемирно известного пианиста-селебрити. С огромным трудом вы достали билеты: появление этой легенды в вашем городе — редкий подарок, ведь он безостановочно гастролирует по миру. Вы пришли заранее в наполненный возбужденными людьми зал. Все ждут. На сцене — только рояль; весь вечер в программе будут одни фортепианные опусы, подобранные так, чтобы составлять концептуальное высказывание, и вместе с тем — разящее наповал упражнение в пианистическом атлетизме.
🕴 Наконец, выходит солист: чуть отрешенный, какой-то особенный, не принадлежащий привычному миру, он бросает короткий взгляд в переполненный зал и без всяких прелюдий приступает к исполнению программы. Не только божественная игра является частью его звездного образа: это и продуманный сценический облик, и загадочное поведение, и тянущийся за ним шлейф слухов — например, о его смелых политических убеждениях, духовных увлечениях и бурной личной жизни. Вы слушаете и понимаете, что проживаете особый, трансцендентный, формирующий опыт; вы знаете, что не забудете это никогда.
👏 Нам может казаться, что концерты, которые выглядят и функционируют так, по определению являются частью музыкального искусства; что они существовали всегда. Для многих людей в наш век именно этот типаж артиста и эта разновидность концерта — главные ассоциации с самим понятием «классическая музыка». Невероятно, но на самом деле мы обязаны всем этим одному-единственному человеку, ставшему одной из главных сенсаций своего века — и это Ференц Лист.
💫 В 30-40-е годы 19 столетия Лист был безусловно одним из самых известных людей в Европе (не музыкантов, а людей вообще). Он вызывал благоговение или ненависть, но отрицать его феноменальность не мог никто. Если вы помните кинохронику 60-х годов, где зрители беснуются, кричат и плачут на концертах «Битлз», то можете представить примерно, как реагировала публика на само появление Листа на сцене 180 лет тому назад.
🎩 Лист создал общественную нишу и артистический тип, которому так или иначе в дальнейшем будут принадлежать все пианисты, играющие романтический репертуар: от Сергея Рахманинова до Люки Дебарга. Он ввел в обращение все атрибуты пианистической звездности — от ряда виртуозных техник до структуры концерта, от внешнего образа до инструментов пиара.
🖤 Кроме того, Лист — квинтэссенция своего века: 19 столетия, эпохи романтизма. Мы можем открыть энциклопедию и вспомнить ключевые музыкальные тенденции этого времени: романтики сближали музыку с литературой, философией и религией; исповедовали ее священную силу, преображающую (а вовсе не украшающую) жизнь индивида и общества; исследовали технические пределы возможного на инструменте; искали в музыке национальное; изобретали новые и перепридумывали старые жанры; любили исключительное, упоительное и мрачное.
💦 Как в капле воды, все это сходится в фигуре Листа: человека, который стал одновременно воплощением и создателем романтического канона, звезды, мудреца, философа и демиурга. Понять его фигуру — куда более сложную, чем кажется вначале — значит получить инструменты для понимания целого столетия.
Поговорим о жизни Листа.
🇭🇺 В старых русскоязычных источниках Листа называли Францем. При этом, если вы полетите в Будапешт, в маршрутной квитанции будет написано, что вы летите в Liszt Ferenc Nemzetközi Repülőtér — «Международный аэропорт Ференц Лист». Вопрос национальной принадлежности Листа очень сложный. Он считал себя венгром, не говоря на венгерском; родными языками для него были немецкий и французский; он — плод сразу многих национальных культур.
👪 Лист родился на территории Австрийской империи в 1811 году — сейчас это северо-запад Венгрии. Его отец Адам Лист был смотрителем овчарни в 50 тысяч голов, работавшим у князя Эстерхази, — представителя той самой семьи, что были нанимателями Гайдна полувеком ранее. Лист-старший помнил Гайдна, был знаком с Бетховеном, играл на нескольких инструментах и обожал музыку.
🙇♂️ Мальчик был вундеркиндом; сперва он занимался с отцом, в 8 начал сочинять, дебютировал на сцене в 9 лет. Посетив его концерт, группа меценатов предложила Адаму Листу профинансировать обучение его сына в столице империи. В Вене Лист учился у Карла Черни, ученика Бетховена, а также у Антонио Сальери; был представлен Бетховену и Шуберту; особую нежность к музыке последнего Лист пронес через всю жизнь.
✍️ Затем Лист перебрался в Париж. Там он встретился с тремя композиторами, оказавшими на него решающее влияние:
— Никколо Паганини потряс воображение 21-летнего Листа сверхчеловеческой инструментальной виртуозностью;
— Гектор Берлиоз поразил его блещущей пиротехникой своего оркестра и романтическим буйством образов;
— Фридерик Шопен — аристократической утонченностью и звуковой поэзией.
👨🏼🎤 30-е и особенно 40-е годы стали временем так называемой «листомании» (термин Генриха Гейне). Лист давал 3-4 концерта в неделю в Европе, Турции и России; его игра, внешность и образ вызывали нечто вроде массовой истерии. По воспоминаниям современников, видя и слыша Листа, люди обоих полов переживали род мистического опыта; они плакали, впадали в эйфорию.
🙅♂️ В 1847 году Лист завершил карьеру пианиста. Ему было 35 лет; он заработал больше, чем мог потратить за несколько жизней, и добился как пианист всего, о чем можно было помыслить. Он обосновался в Веймаре, где вокруг него сформировался целый «двор»: все силы в течение следующих 12 лет он отдает дирижированию и композиции.
🙏 В начале 60-х Лист потерял двоих детей — 20-летнего сына и 26-летнюю дочь. Впервые он хотел постричься в монахи за 30 лет до этого в Париже, однако его удержала от этого шага мать. Теперь 50-летний Лист перебирается в Рим, живет нарочито простой жизнью в монастыре и за несколько лет добивается принятия духовного сана. Он немного участвует в итальянской музыкальной жизни, дирижируя в основном духовными сочинениями.
🖤 Последние годы жизни Листа прошли между Римом, Веймаром и Будапештом, где он стал главной движущей силой в основании музыкальной академии: Лист был ее лицом и ведущим преподавателем. Он умер от пневмонии в Байройте — городе, где его дочь Козима Вагнер участвовала в организации фестиваля музыки своего мужа; Листу было 74 года.
💑 Лист был человеком феноменального обаяния; остроумным и харизматичным. Он никогда не был женат; две главных любовных истории в его жизни были связаны с необычными, сильными и эмансипированными женщинами, не боявшимися общественного осуждения — это писательница Мари д’Агу и польская аристократка Каролина Ивановская (в замужестве Витгенштейн).
💰 Священной для него идеей — более важной, чем религия — была его артистическая философия, фигура Артиста, приподнятого над рутиной общественной жизни. В рамках этого мировоззрения Лист, например, стал первой суперзвездой, тратившей деньги на благотворительность: со всеми учениками он занимался бесплатно, а суммы, направленные им на поддержку бедных, восстановление памятников, открытие учебных заведений, возведение церквей — буквально не укладываются в голове.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Ари Шеффер, портрет 26-летнего Листа, 1837
2. Лист в 1860 году в возрасте 49 лет
3. Лист, одна из поздних фотографий 70-х годов
Про Каролину Витгенштейн — спутницу жизни Листа, писательницу и неординарную женщину
Поговорим о слагаемых музыкального языка Листа.
💞 Лист — эталонный романтик; один из наиболее серьезных и последовательных в истории. В его языке сочетаются внешние черты романтизма — вулканический темперамент, техническое щегольство, пылкость, байроническая мрачность — и гораздо более сложные для понимания, глубокие его элементы, связанные с романтическим взглядом на смысл и задачи искусства вообще.
🦾 Одна из важных сторон музыки Листа — виртуозность, воспринятая им от Паганини, перенесенная на фортепиано и превращенная в развитый язык, которым пользовались все композиторы, писавшие для этого инструмента впоследствии. Лист разработал целую палитру звучаний, ввел в употребление огромный лексикон приемов, изобрел саму материю блестящего виртуозного пианизма. Он может быть тончайшим, эфирным, но чаще всего Лист ассоциируется со сногсшибательным «крупногабаритным» пианизмом, как в знаменитом этюде «Мазепа»:
→ Играет Даниил Трифонов
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
🎹 Пианизм Листа — особенный, симфонический. Он был убежден в том, что десяти пальцев достаточно для создания фонических эффектов, сравнимых с оркестровыми и даже более богатых. Лист сделал фортепианные версии всех бетховенских симфоний; часто в его фортепианной музыке можно отчетливо услышать голоса разных инструментов — к примеру, виолончельные темы или зовы труб.
🌿 Послушаем чудесную транскрипцию 1 части 6-й, «Пасторальной» симфонии Бетховена. Обратите внимание на то, как органично, легко и естественно звучит бетховенская материя на «листовском» фортепиано.
→ Играет Гленн Гульд.
⚡️Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12 минут.
📚 Вообще, транскрипции — особая часть листовского языка. Он писал их сотнями, перекладывая для новых инструментальных составов свою и чужую музыку. Часть из них — вполне проходные, писавшиеся для пополнения своего репертуара, а часть — абсолютно гениальные, одновременно свободные и бережные к оригиналу, составившие целый пласт уникальной литературы и подготовившие техники, в которых будут работать с чужими текстами композиторы 20 века.
💌 Послушаем транскрипцию одной из поздних шубертовских песен, «Вестник любви». Лист очень любил Шуберта (довольно неординарная привязанность для его времени) и сделал огромное количество транскрипций его музыки.
→ Играет Юйцзя Ван.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
👺 Огромный интерес представляют симфонические работы Листа. Воспринятый им от Берлиоза сияющий оркестр он использует как инструмент для передачи философских и образных смыслов, центральных для своей музыки. Это сочно, мастерски выписанная «дьявольская» тема, связанная то с Фаустом, то с дантовским «Адом», то с образом пляшущей смерти. А еще — мадьярская патриотическая линия: пылкая, окрашенная элементами венгерского городского фольклора.
🇭🇺 Послушаем фрагмент из симфонической поэмы «Венгрия»; обязательно дождитесь ключевой тут маршевой темы — симфонического варианта листовского же фортепианного венгерского марша.
→ Играет Лондонский филармонический оркестр, дирижирует Бернард Хайтинк.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: по желанию.
🌄 Особым густым, как бы закатным светом озарен мир позднего Листа. Спокойный, знающий взгляд человека в конце жизненного пути, мягкий интроверсивный тон, философские размышления, декламация, духовные созерцания, чувство абсолютной свободы, ностальгия переплетаются со старой привычкой к инструментальному шику и блеску, создавая совершенно не похожий ни на что звуковой ландшафт.
😴 Послушаем пленительную «Колыбельную» из цикла «Рождественская елка». Лист посвятил его своей внучке.
→ Играет Альфред Брендель.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день