Ференц Лист
Игра на пианино и новаторская техника
Cверхвиртуозная игра Листа на фортепиано и мощный артистический темперамент принесли ему популярность. Обсудим, какую революцию он совершил в музыке.
👨🎤 Лист — отец современного пианизма. Сама природа создала его пианистом: фортепиано было его вторым «я», его «языком», его жизнью. Листа называли «царем виртуозов» и «Паганини фортепиано». Лист полностью преобразил фортепианную технику и манеру игры. То, насколько он отличался от предшественников и современников, можно представить, если сравнить звучание изящной музыкальной шкатулки и Deep Purple на хорошем музыкальном центре.
🙌 За счет чего возник такой контраст? Лист видел фортепиано иначе: «В объеме семи октав фортепиано заключает в себе объем всего оркестра, и десяти человеческих пальцев достаточно для воспроизведения гармоний, который в оркестре могут быть переданы только соединением многих музыкантов». Да, Лист понимал, что объективно рояль не так всемогущ, как оркестр, на нем элементарно нельзя взять одновременно такое количество нот, как это могут сделать музыканты оркестра. Но он поставил целью своей жизни найти такие приемы, такие способы игры, чтобы в техническом, а главное — красочном отношении сравнять оркестр и фортепиано.
👨🏼🏫 У Листа был всего один настоящий учитель фортепиано — Карл Черни, у которого Ференц занимался лишь полтора года. Лист пришел к нему совершенно «сырым» мальчиком-самоучкой, с непоставленными руками и пальцами, но феноменальной одаренностью. Черни, известный педагог и автор сборников этюдов, по которым занимаются во всем мире до сих пор, уделял главное внимание технике и быстро превратил Ференца в пианиста, способного самые сложные пьесы играть с листа. Под руководством Черни он прошел и весь «обязательный» репертуар: от Баха до модных сочинений виртуозов того времени — Джона Фильда, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса.
🎻 Переломным моментом в судьбе Листа стала поездка в Париж в начале 1830-х. Город был буквально наводнен виртуозами и акробатами фортепиано; над ними возвышалась фигура Фридриха Калькбреннера — кумира того поколения, которого молодой Шопен называл «великаном». Но карьера салонного виртуоза была не для Листа. Выбрать путь ему помогла встреча с Никколо Паганини. Услышав его 9 марта 1831 года, Лист буквально потерял покой. Игра Паганини произвела на него впечатление «сверхъестественного чуда». Лист словно переродился: он стал работать «как двое каторжников», 4-5 часов в день играл упражнения и писал другу: «Ах, если я не сойду с ума, то ты найдешь во мне опять художника!».
🤔 Лист не мог просто копировать Паганини. Но он решил: раз скрипач может извлекать такую музыку из всего лишь скрипки, то что может сделать пианист, под руками которого находится инструмент, равный целому оркестру?
🛰 Год спустя Лист окончил большую бравурную фантазию на «Кампанеллу» Паганини. Написанная в форме вариаций, она отразила все переживаемые настроения и новаторские стремления Листа.
→ Послушайте ее в исполнении Лан Лана (или Ланг Ланга, если так привычнее).
🤨 Ошеломляющий успех пришел к Листу далеко не сразу. Все, кто слышали игру пианиста в молодости, отмечали ее неистовый характер, увлечение крайностями и преувеличениями, безумные переходы от фортиссимо к пианиссимо и так далее. Писали, что в его игре «оттенки дошли до последней границы возможного и приличного, далее было бы карикатурно». Глинка слышал Листа и описал его исполнение классики как «котлетное». Мошелес называл Листа «разрушителем фортепиано», один из биографов Бетховена называл появление Листа в искусстве несчастьем, а Фильд однажды спросил: «Уж не кусается ли он?».
🚀 Конечно, тем, кто привык к филигранной игре Фильда и Гуммеля, было трудно принять мощную, красочную, стихийную игру Листа. Но за ним было будущее.
→ Сравните, например, изысканный ноктюрн Фильда
→ С листовской транскрипцией увертюры Россини к «Вильгельму Теллю».
Поговорим о фортепианной технике Листа.
📚 В 1851 году, то есть спустя 20 лет после встречи с Паганини, Лист опубликовал окончательную редакцию 6 больших этюдов по Паганини. Это энциклопедия виртуозной фортепианной техники, в ней можно найти все приемы, преобразившие облик фортепиано и заставившие его звучать совершенно иначе.
👐 Есть несколько главных отличительных признаков фортепианной техники Листа.
Мгновенный охват всех регистров фортепиано: до Листа обычно никогда вся клавиатура не была так активно задействована, композиторы выборочно использовали регистры, а крайние привлекали лишь для каких-то особых целей.
Как охватить все регистры? Есть несколько способов: пассажи через всю клавиатуру (гаммы обычные и хроматические, арпеджио), глиссандо и цепочки широких аккордов. Все это Лист применяет в изобилии.
🥾 Использование педали — то есть способа продления звука. До Листа педалью пользовались аккуратно, чтобы «подхватить» какие-то звуки, поддержать гармонию, намного реже — чтобы создать красочный фон. «Жирная» педаль считалась грязной. Лист с его широкой фресковой манерой игры использует педаль постоянно, она помогает ему достигать ощущения огромной «оркестровой» массы звука и создавать разнообразные красочные эффекты.
☄️ Виртуозные технические приемы — Лист придумал много новых:
🔅 первый так часто и смело стал использовать перекрещивание рук;
🔅 изобрел множество разнообразных способов исполнения трелей — не изящных и деликатных, как прежде, а необычайно продолжительных и мощных;
🔅 ввел в постоянный арсенал прием martellato — когда две руки, быстро чередуясь, играют одну и ту же фактуру (аккорды или октавы), создавая эффект огромной плотности звука;
🔅 виртуозно распределял функции голосов, например, помещая мелодию в средний регистр и окружая виртуозным сопровождением сверху и снизу;
🔅 максимально задействовал крайние верхний и нижний регистры как для мелодии, так и для виртуозной техники.
🎼 Плотность фактуры — очень часто состоит из нескольких слоев, и Листу периодически не хватает для записи двух нотных строк, он использует три или даже четыре. Но у исполнителя по-прежнему всего лишь две руки!
✍️ Давайте послушаем две первых пьесы из Больших этюдов по Паганини. Даже если вы совсем не знаете нот, то получите большое впечатление и удовольствие от того, как это выглядит! И, конечно, звучит. Попробуйте отметить для себя отличительные черты пианизма Листа.
→ Играет Марк-Андре Амлен.
Этюд №1
Аудио-пример на Ютубе
Этюд №2
Аудио-пример на Ютубе
Факультативно можно послушать и последний, шестой этюд, написанный по знаменитому Капрису №24.
Аудио-пример на Ютубе
🌈 В том же 1851 году Лист сделал третью редакцию «Трансцендентных этюдов» — пьес, также требующих от слушателя экстраординарных технических возможностей. Но этот цикл — не только техника. Это 12 безумно сложных характерных пьес, где на первый план выходит не техника (она подразумевается априори), а красочные образы.
🌺 Мы уже слушали мощный этюд «Мазепа». А теперь по желанию можно познакомиться с четырьмя другими знаменитыми этюдами из этого цикла. Послушайте, насколько они живописны и отличны друг от друга по характеры, как Лист полностью ставит технику на службу музыкальному образу, и как превосходно это у него получается.
→ Играет Даниил Трифонов
«Блуждающие огни»
Аудио-пример на Ютубе
«Дикая охота»
Аудио-пример на Ютубе
«Вечерние гармонии»
Аудио-пример на Ютубе
«Метель»
Аудио-пример на Ютубе
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о самых виртуозных жанрах в творчестве Листа.
💥 Вся фортепианная музыка Листа виртуозна. Но есть жанры, где виртуозность — определяющее качество. Мы уже поговорили об этюдах, а есть еще три группы сочинений, исполнять которые под силу лишь настоящим виртуозам.
Фортепианные транскрипции
🎹 Транскрипции — это переложения для фортепиано любой музыки, написанной для другого состава. Переложения были невероятно популярны, потому что в эпоху, когда не существовало аудиозаписи, а количество концертных и театральных площадок было значительно меньше, именно переложения давали возможность знакомиться с новой музыкой и играть любимую. Большие концертные переложения превратились в жанр транскрипций — виртуозные пьесы, которые радовали публику вдвойне: она наслаждалась знакомой музыкой и феноменальной техникой исполнителя.
🗂 В первый день мы слушали транскрипцию Шестой симфонии Бетховена. Но Лист перекладывал, кажется, вообще все, что ему нравилось, в его каталоге больше 100 транскрипций от органных сочинений Баха, симфоний Бетховена, песен Шуберта и музыки русских композиторов до известных номеров из опер и популярных пьес современников, чьи фамилии сейчас забыты.
🌹 Листовские транскрипции симфонических сочинений особенно интересны и великолепны. В большинстве случаев ему удается сохранить всю ткань партитуры, передать ее плотность, тембры солирующих инструментов, и при этом оставаться пианистичным. От исполнителя эти транскрипции требуют не только заоблачной техники, но и великолепных ушей и огромного богатства туше (прикосновения), способность прослушать и передать все богатство оркестрового звучания.
🦹🏻♂️ Одна из самых известных транскрипций — «Пляска смерти» Сен-Санса.
→ Давайте послушаем ее в исполнении Владимира Горовица — оно отличается меньшей брутальностью, чем мы привыкли сегодня.
→ Кстати, Горовиц сделал свой вариант этой транскрипции, теперь ее часто играют в тройном авторстве: Сен-Санс-Лист-Горовиц.
→ Послушайте транскрипцию знаменитого Марша Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
🌳 Песня Шуберта «Лесной царь» — и так страшный сон пианистов, нужно обладать сильной техникой и огромной выносливостью, чтобы сыграть аккомпанемент. А Лист делает транскрипцию, совмещая фортепианную партию с партиями солистов и еще добавляя красок от себя.
→ Послушаем ее в исполнении Юйцзи Ван.
🗣 Парафразы стоят рядом с транскрипциями. Но если транскрипции часто предполагали более бережное отношение к исходному материалу, то парафразы — свободные концертные фантазии на известные темы.
Послушаем парафраз на тему квартета из последнего акта оперы Верди «Риголетто». Лист сумел средствами одного лишь фортепиано передать звучание всего оркестра и четырех солирующих голосов.
→ Играет соотечественник Листа, легендарный венгерско-французский пианист-виртуоз Дьёрдь Цифра.
🇭🇺 Венгерские рапсодии тоже относятся к виртуозной музыке. Лист сочинял их на протяжении всей своей жизни, оставив в общей сложности 19 рапсодий. В них ярче всего проявился венгерский ген музыки Листа: для рапсодий он черпал вдохновение в народных мелодиях, песнях и танцах, в национальных жанрах. В них он подражает приемам игры на народных инструментах, да и само название «рапсодия» отсылает нас к свободной фантазийной форме, в которой свои рассказы строили рапсоды — народные сказители.
🌗 Лист — основоположник жанра инструментальной рапсодии. Он строит форму на контрасте двух разделов — медленного и быстрого: первый импровизационного склада, второй — быстрый, вариационный. Это отражение народной практики.
⚔️ Музыка медленных частей — горделивая, романтически-приподнятая, то в характере медленного воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ, то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений.
🎻 Быстрые части — это картины народного веселья, огненные пляски — чардаши. Лист использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и скрипки, своеобразие ритма и ладовых оборотов стиля вербункош с характерными пунктирные кадансами (по ним безошибочно узнается венгерская музыка).
→ Для хорошего настроения всегда можно послушать Вторую рапсодию. Играет Марк-Андре Амлен.
→ А для гурманов и тех, кто просто не может перестать это слушать, — Шестая рапсодия в исполнении Марты Аргерих.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день