angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ференц Лист

Цикл миниатюр «Годы странствий»

Гениальный трехтомный альбом пьес «Годы странствий» — своеобразный дневник в нотах, который вместил практически всю жизнь композитора. Попробуем повторить его маршрут.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Попробуем повторить музыкальный маршрут по Швейцарии и Италии.

🦅 Название отсылает нас к Гёте и его знаменитой дилогии «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Романтическая идея странствования, пилигримажа — старая и очень важная для европейской, и особенно немецкой культуры. Ее не выразить на русском одним словом: здесь перемешаны идеи паломничества, духовного пути, путешествия, романтической бесприютности и первооткрывательства.

☄️ Одно из очень важных направлений романтизма — стремление к синтезу искусств, сверх-языку, в котором переплелись бы все существующие способы художественного выражения: музыка, живопись, архитектура, скульптура, литература, поэзия и т.д. Этим языком в романтической утопии должна была быть создана теургия: от Вагнера до Скрябина поздние романтики мечтали о действе-вспышке абсолютного искусства, чистой культуры, которая вознесла бы человека к богу.

🚀 Эта идея сложнее и тоньше, чем просто программная (то есть сюжетная — по книге или картине) музыка. Мечта о пан-искусстве была мечтой о выходе за пределы понятийно постижимого — описуемого словом или изображением. «Всеискусство» романтиков говорило языком концентрированного смысла, более точным, чем просто музыка, образ или стихи.

🖼 Отражения этой мечты просматриваются у романтиков во всем — от мегаломанских проектов, таких, как вагнеровские музыкальные драмы, до самых домашних явлений, вроде подарков, бытовавших в семьях Мендельсонов или Шуманов: совместная поездка куда-то увековечивалась в каскаде музыкальных пьес, каллиграфически записанных среди стихов, иллюстраций, вложенных цветов, лент и т.д.

🧭 В «Годах странствий» Листа — немного от одного и другого. В чем-то это — действительно альбом звуковых воспоминаний о кристальной красоте альпийской природы и жемчуге ренессансного искусства. Так, первые два тома (два «года», как они называются — хотя пьесы, составляющие их, писались не за два календарных года) посвящены Швейцарии и Италии.

👨‍👩‍👧‍👧 В 30-е годы молодой Лист и его подруга Мари д’Агу провели несколько лет в Швейцарии (и навлекли на себя гнев жителей кальвинистской Женевы из-за неофициальности своих отношений), а затем, в конце 30-х — начале 40-х гастрольные маршруты Листа то и дело приводили его в Италию. Первый том — это бирюзовые озера и родники, часовня Вильгельма Телля и колокольный звон над Женевой. Второй — Микеланджело и Рафаэль, Данте и Петрарка.

🏰 Но вместе с тем, эти небольшие пьесы сложнее, чем просто сувениры из путешествий. С их литературными эпиграфами, заголовками-аллюзиями, поэтическими строчками, вписанными в ноты, клубком культурных коннотаций, они составляют удивительный, полижанровый художественный текст-миф о европейском искусстве в целом.

Послушаем несколько пьес из 1-го сборника «Год первый. Швейцария».

🛶 Цикл открывается «Часовней Вильгельма Телля»: это место на озере Ури, недалеко от Люцерна, где Лист и Мари д’Агу начинали свой швейцарский вояж. Легенда гласит, что именно там Вильгельм Телль, швейцарский национальный герой 14 века, выпрыгнул из лодки, сумев спастись от злобного австрийского наместника Гесслера. Лист и Мари, правда, видели не ту часовенку, что мы можем наблюдать на озере сегодня: нынешняя была построена в 1879 году. Послушайте, как трубные гласы созывают человечество на борьбу с тираном.

Играет Лазарь Берман.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/6v3OKFy64wSmKQ
Время прослушивания: 6 минут.

🌊 Вторая пьеса — восхитительный ноктюрн «На валленштадском озере», где буквально слышишь, как вода тихо дышит над камнями. Этой пьесе предпослан эпиграф из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона, где речь — о водах чистого источника, омывающих усталого путника. Образ воды, несущей прохладу и очищение, важный для Листа: завтра мы увидим, какое звучание он приобретает в третьей тетради «Годов странствий».

Играет Альфред Брендель.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/-oqc62zJ3se3gQ
Время прослушивания: 3,5 минуты.

☀️ Тот же образ — в следующей нашей пьесе, «У родника», с эпиграфом из стихотворения Шиллера Morgenfantasie (нем. «Утренняя фантазия»), где речь идет о моменте, в котором все берет свое начало — день, дуновение ветра, исток чистой воды.

«Играет Мюррей Перайя

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/TLeL135Oz-4f6A
Время прослушивания: 3,5 минуты.

🤦‍♂️ «Долина Обермана» — центральная пьеса тетради, названием обязанная эпистолярному роману французского писателя Этьена Пивера Сенанкура «Оберман», действие которого происходит в Швейцарии. Его главный герой — квинтэссенсный романтический тип: страдающий и скучающий, разочарованный и задающийся проклятыми вопросами. Два письма, которые цитирует здесь Лист, относятся к ночным сценам: на берегу озера, среди шороха волн и листьев наш герой шепчет «Кто я? Чего я хочу?». Слушайте внимательно: с одной стороны, тут можно вспомнить нисходящую гамму, с которой начиналась си-минорная соната; с другой — арию Ленского «Что день грядущий мне готовит» (она будет написана через 20 лет).

Играет Владимир Горовиц.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/fUfJ8d08SUAb1Q
Время прослушивания: 13 минут.

🔔 Цикл завершают сказочные «Женевские колокола» с эпиграфом из Байрона, где речь — о том, что душа человека обитает как бы за пределами тела, в природе. Тема «Я и природа» — вообще сквозная для этой тетради: лирические герои пьес Первого года вслушиваются в ночную тишину, погружаются в воду родников и озер, стремясь ощутить свою принадлежность громадному, чистому, упорядоченному высшим законом органическому мирозданию.

Играет Даниель Баренбойм.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/RN4o6BBuMKp_VQ
Время прослушивания: 6 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Габриэль Лори. «Часовня Вильгельма Телля на озере Ури», литография 1822
2. Валленштадское озеро, Швейцария

Послушаем 2-ю тетрадь цикла «Год второй. Италия».

💍 Она открывается одной из известнейших и лучших листовских пьес; трогательным и возвышенным «Обручением». Пьеса связана с картиной Рафаэля «Обручение девы Марии» (1504), увидеть которую можно сегодня в миланской пинакотеке Брера. Лучезарность рафаэлевских красок на этом маленьком алтарном образе, щегольское совершенство оптической игры в изображении глубины как будто отражены в звенящих гармониях и чеканной форме этой пьесы. Вся она развертывается по направлению к кульминации, фантастическим венчальным колоколам.

Сравним две версии:

играет Владимир Софроницкий; не обращайте внимания на среднее техническое качество записи.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/aie4LYsNQar4eg
Время прослушивания: 8 минут.

Играет Вильгельм Кемпф.

⚡ Аудио-пример: yadi.sk/i/7AVVRjBLkVAO2Q
Время прослушивания: 7 минут.

🥀 Вторая тетрадь содержит целых три «Сонета Петрарки». История этих пьес — пример петлистой судьбы, которую мог прожить музыкальный текст в руках Ференца Листа: они появились как песни, потом реинкарнировались в нескольких фортепианных версиях разной сложности, а на закате жизни он превратил их обратно в вокальные работы. У Листа и Петрарки — величайшего итальянского поэта раннего Ренессанса, жившего за 500 лет до композитора, — было много общего: оба были путешественниками и гедонистами, оба приняли духовный сан, оба никогда не женились. Речь здесь — о мятущейся поэтической душе:

«Мне мира нет, — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет —
И падаю, низверженный, на землю».

Играет Клаудио Аррау

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/vO60-728kqu5sg
Время прослушивания: 6 минут.

⛪️ Главное событие этого сборника — фантазия quasi una sonata (ит. «в духе сонаты») «По прочтении Данте». Как явствует из названия, она связана с «Божественной комедией», а сам заголовок — аллюзия на Виктора Гюго (у него есть одноименное стихотворение). Фантазию можно считать си-минорной сонатой в миниатюре. Здесь тоже две тематические зоны: первая, ре-минорная (тональность ада, скорби и «Дон Жуана» Моцарта), связанная с мучениями душ в адских пределах, а вторая — генетически близкая ей хоральная тема в светоносном фа-диез мажоре, вызывающая литургические ассоциации: из ада — в рай.

Играет Аркадий Володось.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/sIsmc_S5p_LXoA
Время прослушивания: 17 минут.

🚣‍♀️ «Второй год», однако, состоит не только из таких сложных, многозначных номеров; есть в нем и обаятельные, легкие зарисовки. Послушайте одну из добавленных Листом чуть позже пьес-картинок Венеции и Неаполя с песней гондольера, проплывающей как бы в туче водяных брызг.

Играет Хорхе Болет.

⚡️ Аудио-пример: yadi.sk/i/1iTF0CFLBAGgbA
⏱ Время прослушивания: 6 минут.

🌚 Третья тетрадь «Годов странствий» отстает от второй на много лет и очень отличается от нее по языку: на смену шквальной виртуозности, сочным краскам, эпикурейскому воспеванию сладости жизни и байронической мрачности приходит совсем другой — поздний Лист, философ и отшельник.

Рафаэль Санти, «Обручение св. Девы Марии», 1504

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;