Ференц Лист
Цикл миниатюр «Годы странствий»
Гениальный трехтомный альбом пьес «Годы странствий» — своеобразный дневник в нотах, который вместил практически всю жизнь композитора. Попробуем повторить его маршрут.
Попробуем повторить музыкальный маршрут по Швейцарии и Италии.
🦅 Название отсылает нас к Гёте и его знаменитой дилогии «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Романтическая идея странствования, пилигримажа — старая и очень важная для европейской, и особенно немецкой культуры. Ее не выразить на русском одним словом: здесь перемешаны идеи паломничества, духовного пути, путешествия, романтической бесприютности и первооткрывательства.
☄️ Одно из очень важных направлений романтизма — стремление к синтезу искусств, сверх-языку, в котором переплелись бы все существующие способы художественного выражения: музыка, живопись, архитектура, скульптура, литература, поэзия и т.д. Этим языком в романтической утопии должна была быть создана теургия: от Вагнера до Скрябина поздние романтики мечтали о действе-вспышке абсолютного искусства, чистой культуры, которая вознесла бы человека к богу.
🚀 Эта идея сложнее и тоньше, чем просто программная (то есть сюжетная — по книге или картине) музыка. Мечта о пан-искусстве была мечтой о выходе за пределы понятийно постижимого — описуемого словом или изображением. «Всеискусство» романтиков говорило языком концентрированного смысла, более точным, чем просто музыка, образ или стихи.
🖼 Отражения этой мечты просматриваются у романтиков во всем — от мегаломанских проектов, таких, как вагнеровские музыкальные драмы, до самых домашних явлений, вроде подарков, бытовавших в семьях Мендельсонов или Шуманов: совместная поездка куда-то увековечивалась в каскаде музыкальных пьес, каллиграфически записанных среди стихов, иллюстраций, вложенных цветов, лент и т.д.
🧭 В «Годах странствий» Листа — немного от одного и другого. В чем-то это — действительно альбом звуковых воспоминаний о кристальной красоте альпийской природы и жемчуге ренессансного искусства. Так, первые два тома (два «года», как они называются — хотя пьесы, составляющие их, писались не за два календарных года) посвящены Швейцарии и Италии.
👨👩👧👧 В 30-е годы молодой Лист и его подруга Мари д’Агу провели несколько лет в Швейцарии (и навлекли на себя гнев жителей кальвинистской Женевы из-за неофициальности своих отношений), а затем, в конце 30-х — начале 40-х гастрольные маршруты Листа то и дело приводили его в Италию. Первый том — это бирюзовые озера и родники, часовня Вильгельма Телля и колокольный звон над Женевой. Второй — Микеланджело и Рафаэль, Данте и Петрарка.
🏰 Но вместе с тем, эти небольшие пьесы сложнее, чем просто сувениры из путешествий. С их литературными эпиграфами, заголовками-аллюзиями, поэтическими строчками, вписанными в ноты, клубком культурных коннотаций, они составляют удивительный, полижанровый художественный текст-миф о европейском искусстве в целом.
Послушаем несколько пьес из 1-го сборника «Год первый. Швейцария».
🛶 Цикл открывается «Часовней Вильгельма Телля»: это место на озере Ури, недалеко от Люцерна, где Лист и Мари д’Агу начинали свой швейцарский вояж. Легенда гласит, что именно там Вильгельм Телль, швейцарский национальный герой 14 века, выпрыгнул из лодки, сумев спастись от злобного австрийского наместника Гесслера. Лист и Мари, правда, видели не ту часовенку, что мы можем наблюдать на озере сегодня: нынешняя была построена в 1879 году. Послушайте, как трубные гласы созывают человечество на борьбу с тираном.
→ Играет Лазарь Берман.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🌊 Вторая пьеса — восхитительный ноктюрн «На валленштадском озере», где буквально слышишь, как вода тихо дышит над камнями. Этой пьесе предпослан эпиграф из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона, где речь — о водах чистого источника, омывающих усталого путника. Образ воды, несущей прохладу и очищение, важный для Листа: завтра мы увидим, какое звучание он приобретает в третьей тетради «Годов странствий».
→Играет Альфред Брендель.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
☀️ Тот же образ — в следующей нашей пьесе, «У родника», с эпиграфом из стихотворения Шиллера Morgenfantasie (нем. «Утренняя фантазия»), где речь идет о моменте, в котором все берет свое начало — день, дуновение ветра, исток чистой воды.
→ Играет Мюррей Перайя
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
🤦♂️ «Долина Обермана» — центральная пьеса тетради, названием обязанная эпистолярному роману французского писателя Этьена Пивера Сенанкура «Оберман», действие которого происходит в Швейцарии. Его главный герой — квинтэссенсный романтический тип: страдающий и скучающий, разочарованный и задающийся проклятыми вопросами. Два письма, которые цитирует здесь Лист, относятся к ночным сценам: на берегу озера, среди шороха волн и листьев наш герой шепчет «Кто я? Чего я хочу?». Слушайте внимательно: с одной стороны, тут можно вспомнить нисходящую гамму, с которой начиналась си-минорная соната; с другой — арию Ленского «Что день грядущий мне готовит» (она будет написана через 20 лет).
→ Играет Владимир Горовиц.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут.
🔔 Цикл завершают сказочные «Женевские колокола» с эпиграфом из Байрона, где речь — о том, что душа человека обитает как бы за пределами тела, в природе. Тема «Я и природа» — вообще сквозная для этой тетради: лирические герои пьес Первого года вслушиваются в ночную тишину, погружаются в воду родников и озер, стремясь ощутить свою принадлежность громадному, чистому, упорядоченному высшим законом органическому мирозданию.
→ Играет Даниель Баренбойм.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Габриэль Лори. «Часовня Вильгельма Телля на озере Ури», литография 1822
2. Валленштадское озеро, Швейцария
Послушаем 2-ю тетрадь цикла «Год второй. Италия».
💍 Она открывается одной из известнейших и лучших листовских пьес; трогательным и возвышенным «Обручением». Пьеса связана с картиной Рафаэля «Обручение девы Марии» (1504), увидеть которую можно сегодня в миланской пинакотеке Брера. Лучезарность рафаэлевских красок на этом маленьком алтарном образе, щегольское совершенство оптической игры в изображении глубины как будто отражены в звенящих гармониях и чеканной форме этой пьесы. Вся она развертывается по направлению к кульминации, фантастическим венчальным колоколам.
Сравним две версии:
→ играет Владимир Софроницкий; не обращайте внимания на среднее техническое качество записи.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
→ Играет Вильгельм Кемпф.
⚡ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут.
🥀 Вторая тетрадь содержит целых три «Сонета Петрарки». История этих пьес — пример петлистой судьбы, которую мог прожить музыкальный текст в руках Ференца Листа: они появились как песни, потом реинкарнировались в нескольких фортепианных версиях разной сложности, а на закате жизни он превратил их обратно в вокальные работы. У Листа и Петрарки — величайшего итальянского поэта раннего Ренессанса, жившего за 500 лет до композитора, — было много общего: оба были путешественниками и гедонистами, оба приняли духовный сан, оба никогда не женились. Речь здесь — о мятущейся поэтической душе:
«Мне мира нет, — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет —
И падаю, низверженный, на землю».
→ Играет Клаудио Аррау
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
⛪️ Главное событие этого сборника — фантазия quasi una sonata (ит. «в духе сонаты») «По прочтении Данте». Как явствует из названия, она связана с «Божественной комедией», а сам заголовок — аллюзия на Виктора Гюго (у него есть одноименное стихотворение). Фантазию можно считать си-минорной сонатой в миниатюре. Здесь тоже две тематические зоны: первая, ре-минорная (тональность ада, скорби и «Дон Жуана» Моцарта), связанная с мучениями душ в адских пределах, а вторая — генетически близкая ей хоральная тема в светоносном фа-диез мажоре, вызывающая литургические ассоциации: из ада — в рай.
→ Играет Аркадий Володось.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 17 минут.
🚣♀️ «Второй год», однако, состоит не только из таких сложных, многозначных номеров; есть в нем и обаятельные, легкие зарисовки. Послушайте одну из добавленных Листом чуть позже пьес-картинок Венеции и Неаполя с песней гондольера, проплывающей как бы в туче водяных брызг.
→ Играет Хорхе Болет.
⚡️ Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
🌚 Третья тетрадь «Годов странствий» отстает от второй на много лет и очень отличается от нее по языку: на смену шквальной виртуозности, сочным краскам, эпикурейскому воспеванию сладости жизни и байронической мрачности приходит совсем другой — поздний Лист, философ и отшельник.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день