Ференц Лист
Симфоническая музыка и «прелюды»
Лист изобрел особый жанр симфонической музыки — симфоническую поэму. Познакомимся с этим жанром на грани музыки и литературы и послушаем самую знаменитую из поэм.
📕 Мы все знаем, что главный жанр симфонической музыки — это симфония. У Листа их две: «Фауст» и «Данте». Обе они программные, то есть опираются на литературные источники. Основателем программной симфонии был Гектор Берлиоз с его знаменитой «Фантастической» симфонией, где он буквально пошагово расписывает музыкально-литературный сюжет сочинения.
🤓 Листу в целом очень нравился программный подход Берлиоза с его яркими, узнаваемыми, практически видимыми образами, игрой оркестровых красок и поиском новых выразительных эффектов, возможностью с помощью оркестра мощно и страстно говорить о самых волнующих темах. Но ему был не близок метод подробного повествовательного следования литературной программе. Помните симфонию «Фауст»? Там не пересказ драмы Гёте, а портреты трех героев, которые развиваются и меняются. Такой метод — не буквального сюжетного пересказа, а обобщенного следования идее литературного сочинения — называют обобщенной программой.
Это содержание, а что же с формой?
🤦♂️ 19 век получил в наследство откристаллизовавшиеся, совершенные в своей логике и гармоничности сонатную форму и форму четырехчастного симфонического цикла. Но романтиков влекли совсем другие идеалы в жизни и в искусстве: не гармония и порядок, а поиск, смятение, осознание несовершенства мира.
💔 Гейне исчерпывающе описал поэтику романтизма: «Мир раскололся надвое, и трещина прошла через сердце Поэта». Поэтому прежняя гармония даже формально уже не быxла возможна. На протяжении 19 века жанры, формы, да и сам принцип мажоро-минорной тональной системы, который складывался в творчестве венских классиков, разрушались. Шуберт всю жизнь искал новый путь симфонии, и свой шедевр — «Неоконченную» — не завершил. Берлиоз не написал ни одной «нормальной» симфонии: в них против норм все — количество частей, форма, состав инструментов.
🕰 Да, в 19 веке была и вторая линия — классическая. Не все были революционерами, многие продолжали писать по классической схеме, имена большинства из них сегодня забыты. Из гениев Мендельсон и Брамс, наиболее «классичные» романтики, не стремились сбросить классические формы с парохода современности, а искали способы нового музыкального и эмоционального наполнения.
Продолжаем разговор о симфонической музыке Листа.
📝 Лист не был академистом, он — новатор. И он выбрал линию Берлиоза, но решил проблемы симфонии радикально иначе. Он изобрел новый жанр — симфоническая поэма. Видите, уже в самом названии объединены музыка и литература. В отличие от симфонии, приоритет в построении формы тут имеет литературная или философская идея, поэтому каждая поэма уникальна.
📜 При этом Лист ставил своей задачей сохранить традиционную логику симфонической мысли. И он действительно сохранил две важнейшие черты симфонии:
1. диалектику и конфликтность сонатного allegro;
2. контур четырехчастного симфонического цикла: в симфонических поэмах Листа в разработке часто выделяются автономные разделы — медленный и скерцозный — соответствующие средним частями симфонии.
Но все это сжато в динамичную лаконичную форму, продолжительность симфонических поэм в среднем — около 17-20 минут. Образцом для Листа послужила концертная увертюра, например, «Леонора» Бетховена или «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, которые уже свободно трактовали сонатную форму.
✍️ Лист писал симфонические поэмы на протяжении всей жизни. Первая («Что слышно на горе») появилась в 1847 году, последняя (с символичным названием «От колыбели до могилы») в 1882, за 4 года до смерти.
🌍 Круг образов симфонических поэм Листа очень широк. Его вдохновляла мировая литература всех веков и народов — от античного мифа («Орфей», «Прометей»), английских и немецких трагедий 17-18 веков («Гамлет» Шекспира, «Тассо» Гёте) до поэм французских и венгерских современников («Что слышно на горе» и «Мазепа» Гюго, «Прелюды» Ламартина, «К Ференцу Листу» Вёрёшмарти). Как и в фортепианной музыке (об этом завтра), Лист в своих поэмах нередко воплощал образы живописи («Битва гуннов» по картине немецкого художника Каульбаха, «От колыбели до могилы» по рисунку венгерского художника Зичи) и т. д.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Знакомимся с самой знаменитой симфонической поэмой Листа — «Прелюды».
🏵 «Прелюды» — одна из ранних, третья по счету симфоническая поэма Листа, но сочинение такой силы и вдохновения, что до сих пор остается в числе лучших его творений.
📖 Показательно, что «Прелюды» были задуманы как увертюра к циклу из четырех мужских хоров на стихи французского поэта Жозефа Отрана «Четыре стихии» («Земля, Ветры, Волны, Звезды»). Но Лист не был удовлетворен и несколько раз переделывал сочинение, пока не прочел стихотворение известнейшего французского поэта первой половины 19 века Альфонса де Ламартина «Прелюды». В его поэзии смятенные настроения сочетались с элегичностью, осознанием бренности мира и христианским мотивом смирения, — все это было близко Листу. Стихотворение помогло композитору сформулировать главную идею сочинения и дало название симфонической поэме.
Хорошего перевода стихотворения Ламартина на русский язык до сих пор не существует, но познакомиться с его содержанием можно по ссылке.
📝 К середине 19 века уже считалось нормой предварять произведение программой, в которой подробно рассказывалось его содержание. Лист написал две программы. В первом варианте (1854) он подробно пересказал стихотворение, используя многочисленные поэтические цитаты и развивая лирические мотивы. Но в окончательном варианте (1856) резко сократил текст и усилил героическую линию, сохранив из Ламартина лишь одну цитату.
🖤 Удивительно, что самому жизнеутверждающему из своих произведений, далекому от трагизма и скорбных философских размышлений, Лист предпослал программу, в которой объявил жизнь прелюдией к смерти. В стихотворении такой фразы нет.
✍️ «Чем иным является наша жизнь, как не серией Прелюдий к тому неведомому напеву, первую и торжественную ноту которого интонирует смерть? Любовь образует волшебную зарю всего существования; но в чьей судьбе первое блаженство счастья не было разрушено бурей, смертельное дыхание которой развеяло прекрасные иллюзии, роковая молния разбила алтарь, и чья душа, жестоко израненная, выйдя из таких бурь, не стремится утишить свои воспоминания в блаженном покое сельской жизни? Однако человек не смиряется с длительным наслаждением благословенной негой, которая сперва так очаровала его на лоне природы, и „когда труба пропела сигнал тревоги“, он спешит на опасный пост, какая бы война ни звала его в свои ряды, чтобы вновь обрести в борьбе всю полноту самосознания и обладания своими силами».
Послушаем прелюды в исполнении Берлинского филармонического оркестра и Даниэля Баренбойма.
❓ «Прелюды» открываются вступлением, в котором зарождается основная тема. Подобно симфонии «Фауст», здесь формулируется некий глобальный вопрос, ответ на который предстоит найти герою поэмы.
🎺 И ответ постепенно рождается — это героическая главная тема поэмы. Она звучит в ясном до мажоре в ярком сиянии медных духовых (2:35).
🍃 Без всякого развития, без опровержения тезиса, вступает вторая тема — это связующая (3:27). Маршевая поступь сменяется нежным покачиванием. Музыка мечтательна, напевна, она воплощает все светлые надежды героя поэмы, его мечты о счастье, о любви, светлые грезы юности, и приводит к побочной (4:44) — одной из красивейших тем у Листа. Ее поют три засурдиненные валторны, и благодаря их тембру эти красота и нежность обретают возвышенный, приподнятый характер. Она напоминает колыбельную небесных ангелов младенцу, которому суждено стать великим героем. Она постепенно ширится, расцветает и становится все более ликующей.
⚔️ Разработка состоит из двух разделов, которые можно рассматривать как скерцо и медленную часть, сжатые до предела и вмонтированные в тело сонатного allegro. Первый (7.15) рисует картину битвы. Второй открывается манящей темой связующей партии, за ней следует пастораль с идиллическими наигрышами деревянных духовых — лирическая остановка после напряженного развития (9.20). Позже на пасторальном фоне появляется тема побочной партии. Она оказывается началом зеркальной репризы.
🏆 В репризе в полный рост встает фигура Бетховена, важнейшего предшественника Листа, с его идеей героического финала. Когда возвращается связующая тема, ее буквально нельзя узнать! Нежная мелодия превращается в торжественную фанфару, которую с восторгом трубят трубы (13.57). Вскоре снова возвращается побочная (14.28), тоже закованная в блестящие доспехи медных духовых. Ударные и тарелки придают им воинственный и ликующий характер.
🦹🏻♂️ И вот, наконец, во всем блеске возвращается главная тема (15.18). В ней большей нет никаких сомнений и вопросительных интонаций, это блистательный, героический победный гимн.
💪 А где же про смерть, спросите вы? Наверное, всю симфоническую поэму можно рассматривать как момент трансцендентного перехода, а финальный гимн — как гимн небесный. Неслучайно соло трех валторн перекликается с трио Третьей симфонии Бетховена, где две последние части (после Похоронного марша) можно рассматривать как прославление подвига героя — титана, обретшего бессмертие. И неслучайно так много общего в главных темах и трансцендентном ощущении реальности «Прелюдов» Листа и Симфонии № 3 Скрябина, носящей название «Божественная поэма» (послушайте самое начало).
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день