Логические уловки: приемы античных философов и современных политиков
Манипуляции в современном обществе
Мы постоянно сталкиваемся с логическими уловками в СМИ и выступлениях политиков. В этой части научимся их распознавать и разоблачать.
Обсудим статью Ноама Хомского «10 методов манипулирования массами с помощью СМИ», составленную им по мотивам книги «Тихое оружие для спокойных войн».
💁🏻♂️ Ноам Хомский (р.1928) — профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте, лингвист, философ, общественный деятель и политический аналитик. Рассмотрим описанные им методы манипулирования и пропаганды, характерные для современного общества.
1️⃣ 🚧 Отвлечение внимания. Базовым элементом социального контроля является стратегия отвлечения. Цель — отвлечь внимание общественности от важных вопросов, решаемых политическими и экономическими элитами, с помощью технологии «наводнения» или «затопления» непрерывными отвлечением и незначительной информацией. Стратегия отвлечения важна, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекайте внимание граждан от настоящих социальных проблем, держа их в плену вопросов, не имеющих реального значения. Общество должно быть занятым, занятым и занятым, оно никогда не должно думать: прямо с поля — в загон, к другим животным» (из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2️⃣ 💣 Создать проблему — предложить решение. Этот метод также называют «проблема-реакция-решение». Создается проблема, «ситуация», вызывающая определенную реакцию общественности — чтобы люди сами начали желать ее решения. Например 👇
Допустить рост насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ограничивающей гражданские свободы. Или инициировать экономический кризис, чтобы принять как необходимое зло ограничение гражданских прав и демонтаж государственных органов.
3️⃣🔗Стратегия постепенности. Чтобы внедрить непопулярные решения, нужно просто применять их постепенно, капля за каплей, годами.
Именно так были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах: ограничение роли государства, приватизация, ненадежность, гибкость, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. То есть все те изменения, которые при одновременном внедрении вызвали бы революцию.
4️⃣📆 Стратегия откладывания. Еще один способ принять непопулярные решения, это представить их как «болезненные и необходимые» и добиться в данный момент согласия граждан на их осуществление в будущем. Гораздо проще воспринять любые жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому что народ в массе всегда склонен питать наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему», и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени, чтобы привыкнуть к мысли об изменениях и смиренно принять их, когда придет время.
5️⃣🤱Сюсюканье с народом. Большинство рекламы, которая направлена на широкую публику, пользуется языком, аргументами, символами и, особенно, интонациями, рассчитанными на детей. Будто зритель очень маленький ребенок или имеет умственную недоразвитость. Чем сильнее ты хочешь обмануть, тем инфантильнее должен быть тон общения. Почему?
«Если вы обращаетесь к адресату, будто ему 12 лет или менее, то согласно законам восприятия есть вероятность, что он будет отвечать или реагировать некритично — как ребенок». Из книги «Тихое оружие для спокойных войн».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
6️⃣😱 Больше эмоций, чем размышлений. Использование эмоционального аспекта — это классическая технология для блокирования рационального анализа и критического восприятия индивидуумов. Кроме того, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное, чтобы доставлять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждение или нужные модели поведения.
Когда люди слышат о страшных терактах, массовой гибели, голодных африканских детях, несправедливости власти, они испытывают страх, ужас, грусть, скорбь, жалость, другие неприятные эмоции, но точно не мысли о причинах этих явлений. Достоверна ли информация, которую мы получаем? Почему допускаются те или иные события? Действительно ли нельзя было предотвратить их? Переполненный эмоциями человек не в состоянии осознать настоящие причины происходящего.
💡 Французский психолог, социолог, антрополог и историк Гюстав Лебон (1841—1931) в книге «Психология народов и масс» отмечает, что доминирование эмоционального мышления над рациональным — характерная черта психологии толпы.
7️⃣😦 Держать людей в невежестве и посредственности. Создание зависимого общества, неспособного к пониманию технологий и методы социального контроля и угнетения.
«Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно скуднее и посредственнее, чтобы разрыв невежества между низшими и высшими социальными классами оставался и его невозможно было преодолеть». (Из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
8️⃣📺 Побуждать массы увлекаться посредственностью. Внедрять в массы мысль, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.
💡 Испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) в книге «Восстание масс» пишет: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».
9️⃣😔 Усиливать чувство вины. Сделать так, чтобы индивидуумы считали, что они сами виноваты в своих бедах и неудачах из-за недостатка интеллекта, способностей или усилий. Таким образом, вместо того, чтобы восстать против существующей системы, индивидуумы чувствуют себя беспомощными, занимаются самоедством. Это приводит к депрессивному состоянию, эффективно способствует сдерживанию действий человека.
Такой прием очень действенен, потому что, когда к человеку обращаются, как к ребенку, неспособному критически мыслить, велика вероятность, что он отреагирует именно так, как свойственно малышу — наивному и внушаемому. Конечно, этот метод действует не на каждого человека. Но на широкий круг аудитории, которая находится под влиянием выше и ниже описанных манипуляций, инфантилизация будет иметь колоссальное воздействие.
🔟👁 Знать о людях больше, чем они о себе. В течение последних 50 лет научные достижения привели к стремительному росту разрыва в знаниях между основной массой общества и теми, кто принадлежит к правящим элитам или используется ими. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» пользуется передовыми знаниями о человеческом существе, то физически или психологически. «Система» способна лучше понимать обычного человека, чем человек знает себя. Это означает, что в большинстве случаев, «система» имеет больше контроля и больше власти над индивидуумами, чем индивидуумы над собой.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день