angle-down facebook instagram vkontakte warning

Логические уловки: приемы античных философов и современных политиков

Логические уловки в пропаганде

Йозеф Геббельс настолько умело использовал логические уловки, что смог манипулировать целой страной. В этой части узнаем о его приемах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим о методах ведения пропаганды и узнаем, как Йозефу Геббельсу удавалось манипулировать массовым сознанием.

📣 Йозеф Геббельс (1897–1945) занимал целый ряд высоких постов в нацистской Германии. Но особую известность он получил, будучи рейхсминистром народного просвещения и пропаганды.

📻 Геббельс установил жесткий государственный контроль над средствами массовой информации и культурой: он сосредоточил в своих руках все рычаги управления прессой, радио, кинематографом.

🗣 За счет сочетания демагогической риторики, умелой постановки массовых мероприятий и эффективного использования радио и кино в целях пропаганды ему удалось индоктринировать широкие слои немецкого народа идеями национал-социализма и опорочить коммунистов, социал-демократов, евреев и служителей церкви.

⚫️ В ходе антисемитской пропаганды и таких акций, как ноябрьский погром 1938 года, он идеологически подготовил депортацию и уничтожение евреев и тем самым стал одним из главных идейных вдохновителей Холокоста.

🤯 Его речь о тотальной войне, с которой он выступил в берлинском Дворце спорта в феврале 1943 года, служит наглядным примером манипуляции массовым сознанием.

Раздача радиоприемников малоимущим жителям Берлина в день рождения Геббельса, 1938 год.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Как же Геббельсу удалось так «промыть мозги» целой стране и заставить поверить в то, что можно истребить целый народ?

Виртуоз пропаганды придерживался пяти принципов (пять «П») 👇

1️⃣ Принцип полуправды. В любом ложном сообщении должен быть элемент всем известной правды — так легче поверить во что угодно.

2️⃣ Принцип предельной наглости. «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят».

3️⃣ Принцип простоты. Чем примитивнее послание, тем охотнее ему верят.

4️⃣ Принцип понятности. «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках — один для столицы, другой — для провинции, один — для рабочих, другой — для служащих».

5️⃣ Принцип повторения. «Бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих».

Геббельс умело использовал жестикуляцию 👆

🔹 Поза акимбо (руки-в-боки) должна была внушать слушателям властный статус и быть сигналом превосходства.

🔹 Вытянутая рука с указательным жестом — выражение угрозы или предостережения.

Один из референтов Геббельса, Вильфрид фон Овен, в последние годы войны записал главные идеи министра пропаганды 👇

🔻Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.

🔻 Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идет ни о чем другом, как о его бытии.

🔻 Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.

🔻 Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно, так как в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели.

🔻 Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.

🔻 Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.

🔻 Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения политической цели. Поэтому развлечение является смертельным врагом ее успеха.

🔻 Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой ее успеха.

🔻 Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.

Геббельс додумался до приема привлечения внимания, повсеместно используемого современными рекламщиками, — серии загадочных объявлений.

✍️ Став в 1927 году главным редактором национал-социалистической газеты «Der Angriff» («Атака»), он сначала разместил на рекламных щитах загадочное обращение «В атаку с нами?».

💥 Второй плакат возвещал: «Мы атакуем 4 июля!».

📰 Наконец, третий объяснял, что «Атака» — это новое еженедельное издание.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;