Логические уловки: приемы античных философов и современных политиков
Логические уловки в пропаганде
Йозеф Геббельс настолько умело использовал логические уловки, что смог манипулировать целой страной. В этой части узнаем о его приемах.
Поговорим о методах ведения пропаганды и узнаем, как Йозефу Геббельсу удавалось манипулировать массовым сознанием.
📣 Йозеф Геббельс (1897–1945) занимал целый ряд высоких постов в нацистской Германии. Но особую известность он получил, будучи рейхсминистром народного просвещения и пропаганды.
📻 Геббельс установил жесткий государственный контроль над средствами массовой информации и культурой: он сосредоточил в своих руках все рычаги управления прессой, радио, кинематографом.
🗣 За счет сочетания демагогической риторики, умелой постановки массовых мероприятий и эффективного использования радио и кино в целях пропаганды ему удалось индоктринировать широкие слои немецкого народа идеями национал-социализма и опорочить коммунистов, социал-демократов, евреев и служителей церкви.
⚫️ В ходе антисемитской пропаганды и таких акций, как ноябрьский погром 1938 года, он идеологически подготовил депортацию и уничтожение евреев и тем самым стал одним из главных идейных вдохновителей Холокоста.
🤯 Его речь о тотальной войне, с которой он выступил в берлинском Дворце спорта в феврале 1943 года, служит наглядным примером манипуляции массовым сознанием.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как же Геббельсу удалось так «промыть мозги» целой стране и заставить поверить в то, что можно истребить целый народ?
Виртуоз пропаганды придерживался пяти принципов (пять «П») 👇
1️⃣ Принцип полуправды. В любом ложном сообщении должен быть элемент всем известной правды — так легче поверить во что угодно.
2️⃣ Принцип предельной наглости. «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят».
3️⃣ Принцип простоты. Чем примитивнее послание, тем охотнее ему верят.
4️⃣ Принцип понятности. «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках — один для столицы, другой — для провинции, один — для рабочих, другой — для служащих».
5️⃣ Принцип повторения. «Бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих».
Геббельс умело использовал жестикуляцию 👆
🔹 Поза акимбо (руки-в-боки) должна была внушать слушателям властный статус и быть сигналом превосходства.
🔹 Вытянутая рука с указательным жестом — выражение угрозы или предостережения.
Один из референтов Геббельса, Вильфрид фон Овен, в последние годы войны записал главные идеи министра пропаганды 👇
🔻Пропаганда всегда является лишь средством, а не целью.
🔻 Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идет ни о чем другом, как о его бытии.
🔻 Пропаганда является «воистину грозным» оружием в руках знатока.
🔻 Пропаганда должна вестись как можно более метко и тем самым успешно, так как в войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели.
🔻 Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять.
🔻 Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений.
🔻 Пропаганда должна не развлекать, а быть средством достижения политической цели. Поэтому развлечение является смертельным врагом ее успеха.
🔻 Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важной предпосылкой ее успеха.
🔻 Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
Геббельс додумался до приема привлечения внимания, повсеместно используемого современными рекламщиками, — серии загадочных объявлений.
✍️ Став в 1927 году главным редактором национал-социалистической газеты «Der Angriff» («Атака»), он сначала разместил на рекламных щитах загадочное обращение «В атаку с нами?».
💥 Второй плакат возвещал: «Мы атакуем 4 июля!».
📰 Наконец, третий объяснял, что «Атака» — это новое еженедельное издание.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день