Лучники
Творческий метод Пауэлла и Прессбургера
В фильмах Пауэлла и Прессбургера много фантазии, опоры на пластику, декорации и спецэффекты. Запомним их приемы и особенности.
Когда «Лучники» снимали «Жизнь и смерть полковника Блимпа», они хотели пригласить на главную женскую роль Уэнди Хиллер. Но не удалось. Однако Прессбургер написал Хиллер письмо. И оно стало манифестом «Лучников». Изучим творческие методы режиссеров 👇
🗣 «Мы никому не обязаны, кроме тех, кто спонсирует нас; перед ними мы несем полную ответственность за то, чтобы приносить прибыль, а не убыток. Каждый шаг в наших фильмах является исключительно нашей ответственностью и ничьей больше. Мы отказываемся следовать или подчиняться любому мнению, кроме нашего собственного».
👣 Это очень близко к тому, что мы называем «авторское кино». Режиссеры стоят у истоков английского авангарда, они сильно повлияли на возникновение теории авторского кино и творческой независимости.
🗣 «Начиная работу над новой идеей, мы должны опережать не только наших конкурентов, но и само время на год. Настоящему фильму нужен год от идеи до реализации. Или больше».
🚀 Они настроены быть новаторами от начала и до конца, опережать английское кино в развитии. Хотя в Англии в то время были сильные режиссеры-новаторы: Лоуренс Оливье и его «Король Генрих V» и Кэрол Рид и его «Третий человек»
🗣 «Ни один художник не верит в эскапизм. И мы втайне считаем, что никто из зрителей тоже не верит в него. В любом случае, мы доказали, что публика заплатит, чтобы увидеть правду не только потому, что она голая».
🔮 Но фильмы Пауэлла и Прессбургера как раз можно назвать эскапистскими. В них много фантазий, сказки. Но возможно они сами считали, что имеют дело с правдой жизни, пусть и поэтизированной.
🗣 «В любое время и особенно сейчас самоуважение всех участников съемочного процесса, от звезды до ассистента на площадке, поддерживается или падает в соответствии с темой и целью фильма, над которым они работают».
🧠 Важна тема картины. Она должна быть актуальна и для общества, и для отдельных людей.
Как устроена авангардность лучников
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Калиф наслаждается воздушной прогулкой на лошади на одном из первых в истории дорожных матов с синим экраном Technicolor для фильма «Багдадский вор», 1940
2-6. Кадры со съемок фильма «Багдадский вор», реж. Людвиг Бергер, Майкл Пауэлл, Тим Уилан, Александр Корда, Золтан Корда, Уильям Кэмерон Мензиес, 1940
Что характерно для фильмов режиссеров 👇
✨ Очень много фантазии. Она позволяет героям преодолевать границы между реальным и вымышленным миром. Это происходит в «Красных башмачках». Или преодолевать границу между земным и потусторонним, как в «Лестнице в небо». Полусказочные мотивы есть даже в болеереалистических картинах. Например, в «Кентерберийской истории».
☄️ Опора на пластику, декорации и спецэффекты. На режиссеров повлиял «Багдадский вор» Александра Корды. Он продюсировал и режиссировал его вместе с Пауэллом. В этом фильме множество сложных декораций и спецэффектов.
🎨 Лучшие фильмы сняты в цвете. Несмотря на черно-белые шедевры «Я знаю, куда я иду» или «Кентерберийская история», вершин мастерства «Лучники» достигли именно в цветном кино. Они повлияли на развитие цветного кино и британского киноаванграда и в своей стране, и в мире.
🎭 Театральность. Тема театра есть в «Красных башмачках», «Сказках Гофмана».
🎼 Много музыки. Прессбургер был музыкантом и это особенно чувствуется в тех же «Красных башмачках» и «Сказках Гофмана».
Как создавались фильмы Пауэлла и Прессбургера 👇
🗒 Оригинальные истории придумывал Прессбургер. Он вдохновлялся сказками Андерсена или Гофмана, но все равно оставался автором сюжета и большинства сценарных идей. Конечно, Пауэлл тоже участвовал в работе над сценарием и добавлял идеи и реплики.
👁 Режиссурой чаще занимался Пауэлл. А Прессбургер больше выступал в в качестве продюсера, но всегда подключался к Майклу в съемках.
🧩 Прессбургер занимался монтажом. Когда съемки заканчивались, Пауэлл отправлялся, например, на отдых в Шотландию, а Прессбургер начинал монтировать картину. Его захватывали звуковые и музыкальные эффекты: прежде он жил в Венгрии и играл на скрипке в оркестре.
🎞 Как они писали о себе в титрах? Они одновременно указывали себя и как сценаристов, и как режиссеров, и как продюсеров вне зависимости от того, что они реально делали на съемочной площадке.
🤝 Они оба действительно были продюсерами. Но Прессбургер чаще занимался администрированием, потому что Пауэлл был взрывным и Прессбургеру иногда приходилось сглаживать углы.
💰 Работали под покровительством продюсера Ранка. В любом фильме 40-х и начала 50-х мы сначала видим логотип Ранка, а потом «Лучников». Ранк не вмешивался в производство, только спонсировал.
👉 Перейдем к историям о съемочной группе. Сначала послушаем про актера Антона Уолбрука, а потом познакомимся с оператором Джеком Кардиффом.
Антон Уолбрук — актер «Лучников»
Что нужно знать об операторе Джеке Кардиффе, который сотрудничал с Пауэллом, Прессбургером, Хичкоком и Хьюстоном 👇
🎙 Родился в британском Норфолке в семье артистов мюзик-холла. С 4 лет выступал вместе с родителями и снимался в немом кино.
📽 В 15 лет стал помощником кинооператора. В 17 работал в команде, снимавшей «Нечестную игру» Хичкока.
🎬 С 1935 стал самостоятельным оператором. С начала Второй мировой снимал социальные и агитационные ролики для правительства.
🏹 Важнейшим этапом творчества стало сотрудничество с «Лучниками». Особенно фильмы «Красные башмачки», «Жизнь и смерть полковника Блимпа», «Лестница в небо», оскароносный «Черный нарцисс».
👏 Во второй половине 50-х Кардифф стал режиссером. Он снимал не особенно удачные фильмы, но его «Сыновья и любовники» номинировалась на 7 «Оскаров». В 70-е практически бросает режиссуру и возвращается к операторству.
🌟 Кардифф — лауреат двух «Оскаров» и двух «Золотых глобусов». А еще офицер ордена Британской империи.
✨ Написать сценарий Прессбургеру помогли сказки — он вдохновлялся Гофманом и Андерсеном. Может, и у вас есть та самая сказка, которую хотелось бы увидеть в полнометражном кино?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день