Лучники
«Подглядывающий»
«Подглядывающий» — фильм 1960 года, который Пауэлл снял без Прессбургера. Они поссорились? Так это или нет — сейчас узнаем.
Кадры из фильма «Подглядывающий», 1960
📝 Аннотация. Молодой человек Марк снимает на кинокамеру проститутку. Он снимает искаженное ужасом лицо, когда камера приближается к ней. В это время из ножки штатива внезапно высовывается пика и убивает ее. Позднее он снимает момент, когда труп проститутки забирает полиция. Марк фотографирует обнаженных молодых женщин в студии, расположенной под бутиком, владелец которого приторговывает фотографиями голых женщин.
🎥 Съемочная группа. Майкл Пауэлл был режиссером, Лео Маркс — сценаристом, главные роли сыграли немецкий актер Карл Бем, Анна Мэсси и Мойра Ширер.
👤 Фильм хвалят за психологическую сложность. Она предполагает использование саморефлексирующей камеры и обсуждение скользких тем. Например, садомазохизма, педофилии и вуайеризма.
😲 После британской премьеры ни один человек не подошел к Бему и Пауэллу. Обычно все поздравляют, но этого не случилось. The Telegraph объявила конец карьеры Пауэлла, но вскоре фильм обрел культовый статус. Режиссер в своей биографии вспоминал: «Я сделал фильм, который никто не хотел смотреть. А теперь, 30 лет спустя, каждый хочет увидеть этот фильм».
🏆 Пауэлл успел застать триумф фильма до своей смерти. В 2004 Total Film поставил его на 24 место в списке лучших британских фильмов, а в 2005 году отдал ему 18 место в списке величайших хорроров. Фильм упоминается в «Последнем танго в Париже».
😏 Происхождение названия. Оно происходит от классического прозвища подглядывающего и вуайериста «Peeping Tom» — расхожее выражение в Великобритании и США.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как менялось отношение к «Подглядывающему»
Что стоит знать о сюжете и съемках 👇
🔪 Фильм определяют как британский психологический триллер и иногда относят к хоррору. Интересный момент: до этого мы говорили о драмах, романтических комедиях, сказках, а в 55 лет Пауэлл захотел снять кровавую, страшную и скандальную картину. Это пример эволюции стиля режиссера.
⚡️ Сначала критики и зрители не приняли фильм. Но потом все изменилось, он приобрел культовый статус. А еще в нем нашли истоки слэшера, как и в «Психо» Хичкока. Слэшер — это вид фильмов ужасов, где есть преследующий убийца-психопат.
👨👦 На поверхности — чисто фрейдистская картина об отношениях молодого человека с отцом. Он пытается разобраться с родственником и для этого убивает молодых женщин.
👁 Некоторые критики считают, что под поверхностью драмы лежит история о самой сути кино. Ведь и режиссер, и оператор, и зрители всегда являются вуайеристами.
Вот что сказал Мартин Скорсезе, который сопоставил фильм с «Восемь с половиной» Феллини:
🗣 «Я всегда чувствовал, что „Подглядывающий” и „Восемь с половиной” говорят все, что только можно сказать о создании фильмов, о процессе создания фильмов, о том объективном и субъективном, которое проявляется в этом процессе создания фильмов, а также о той путанице, которая возникает между субъективным и объективным в процессе создания фильмов».
📺 «Восемь с половиной» показывают блеск и радость съемок, а «Подглядывающий» демонстрирует агрессию. В образах героев угадываются реальные люди.
🎁 Сценарист Лео Маркс основывал текст на опыте взросления. Он был сыном Бенджамина Маркса, владельца книжного магазина Marks and Co в Лондоне. Он помнит интересных покупателей и отражает их образы на экране. Например, проститутка Дора срисована с реальной девушки, которая периодически заходила в книжный магазин.
👨 Главную роль хотели отдать известному Дирку Богарту. Но из-за другого контакта он не смог участвовать, на смену пришел Лоуренс Харви, который вскоре тоже оставил проект. Тогда Пауэлл выбрал своего приятеля, молодого актера немецко-австрийского происхождения Карлхайнца (Карла) Бема.
🚀 Съемки шли 6 недель с октября 1959. Он вышел в 1960 одновременно с «Психо» Хичкока. Фильмы похожи по тематикам, но не похожи по исполнению и подходу. Еще похожими по темам были «Ужасы в черном музее» и «Цирк ужасов».
📆 В Америке фильм выпустили позже. В 1962 дистрибьютор Astor Pictures прокатывал его и как хоррор, и как артхаус, и как эксплуатационный фильм. Но он не нашел аудитории, его убрали из проката, а Национальный легион благочестия в Америке присудил рейтинг B за нарушение морали.
⚖️ Несмотря на кодекс Хейса, в картине есть сцены насилия. Еще роль сыграло то, что фильм Пауэлла цветной — это было достоянием. Но Хичкок считал, что черно-белая картина еще страшнее.
Пауэлл и Хичкок: чем интересен дуэт
Почему начало «Подглядывающего» — грандиозное
Напоследок — постеры к фильму из разных стран.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день