angle-down facebook instagram vkontakte warning

Дэвид Линч

«Синий бархат»: загадки нуара

«Синий бархат» вызвал неоднозначную реакцию: от номинаций на престижные премии до обвинений в чрезмерном показе насилия. Посмотрим, как создавался фильм и чем он интересен.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Связь фильма «Синий бархат» с фильмом «Дюна»

Кадр из фильма «Синий бархат»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🔹 Фильм «Синий бархат» выходит на экраны в 1986 году и реабилитирует карьеру Линча после провала «Дюны».

⭐️ Фильм вызвал неоднозначную, но бурную реакцию: одни хвалили его и восторгались, другие писали, что это треш, и снимать такое нельзя. Особенную реакцию вызвали откровенные сексуальные сцены и насилие, но это не помешало американской киноакадемии номинировать Дэвида Линча на Оскар за лучшую режиссуру, а Американский институт кино, где Линч учился, включил его в список «100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет истории» и в 10-ку лучших американских фильмов в 10-ти классических жанрах.

В одном из интервью 1986 года Линч сказал, что все началось просто со слов из песни «Синий бархат».

Затем появилась вторая идея — это образ отрезанного человеческого уха, которое лежит в поле.

Линч говорит 👇
🗣 «Я не знаю, почему это должно было быть ухо, за исключением того, что было необходимо некое отверстие, в некую часть человеческого тела. Дыра, путь в которой ведет куда-то еще. И ухо, которое находится непосредственно в голове, ведет прямо в мозг, подходит совершенно идеально для роли этого самого отверстия».

✍️🏻 Закончив работу над фильмом «Человек-слон», Линч вспомнил о мечте снять фильм, как бы подглядывая из шкафа в комнате девушки, пока не обнаружится ключ к загадочному убийству. Вооружившись еще и образом уха в поле и синим бархатом, Линч написал несколько вариантов сценария.

💰 Помочь с продюсированием вызвался Дино де Лаурентис, с которым они вместе работали над «Дюной». После «Дюны» Линч наслаждался работой, потому что никакого надзора над ним не было, он делал по-настоящему авторское кино. В обмен на свободу де Лаурентис сократил гонорар режиссера и общий бюджет фильма в два раза.

Давайте посмотрим, как снимался фильм, что лежит в основе эстетики Линча и какие приемы он использовал 🔻

🏡 Основные съемки «Синего бархата» проходили на студии города Уилмингтон, Северная Каролина — это типичная в меру благополучная Америка. Помните про страсть Линча работать именно с такими местами?

В фильме есть черты эстетики нуара 👇

😎 детективное начало
😇 сюжет «искушения невинного»
💃🏻 среди главных героев типичная для нуара femme fatale — роковая женщина
🌓 двойственность героев, в каждом из них есть светлые и темные стороны
🔲 контрастный свет
👥 множество теней

Все это призвано вызвать у зрителя беспокойство, ощущение опасности и нестабильности.

🌀 Чтобы показать, что герой уже никогда не отделается от пережитого, Линч использует повторы: фильм заканчивается теми же сценами, которыми начинается, некоторые сцены, например, когда герой оказывается в шкафу или поднимается по лестнице, мы видим дважды.

🌺 Очень важное значение для картины имеет цвет: Линч вдохновлялся насыщенными естественными цветами поп-арта, которые помогли изобразить благополучную реальность еще более пластмассовой. Вспомним кадр с оградой из начала фильма — небо слишком голубое, а цветы слишком красные.

Самые пугающие сцены картины создаются с помощью зума — приближения. Это метафора ключевой идеи фильма: даже самый благополучный мирок при близком рассмотрении оказывается не тем, чем кажется.

Ну, и снова нельзя не отметить сюрреалистичность происходящего.

Актриса фильма Изабелла Росселлини пишет 👇

🗣 «В фильмах Дэвида в большей степени транслируется чувственный опыт, чем рассказывается история. Это не исследования характеров с антропологической или психологической точки зрения. Это сюрреалистические впечатления».

Посмотрим, кто снялся в этом фильме 🎭

💃🏻 Главную роль сыграла Изабелла Росселлини — девушка Дэвида Линча, дочь великой актрисы Ингрид Бергман и великого режиссера Роберто Росселлини.

🚶🏻‍♂️ На главную роль юноши, который расследует это преступление, был выбран Кайл Маклахлен, который к тому времени уже имел опыт сотрудничества с Линчем, они вместе делали «Дюну». Линч выбрал именно его благодаря умению актера играть любопытство, быть наивным и одержимым одновременно.

👩🏼 Девятнадцатилетняя Лора Дерн сыграла девушку главного героя. Ее выбрали из нескольких десятков претенденток, среди которых были и более опытные актрисы, но Линч предпочел именно ее нестандартную внешность.

👹 Роль негодяя-антагониста сыграл Деннис Хоппер. Он мечтал сыграть маньяка, психопата, садиста и сексуального извращенца Фрэнка Бута, и когда узнал о кастинге, тут же позвонил Линчу и сказал, что будет играть Фрэнка, «потому что я и есть Фрэнк».

У Хоппера была жуткая репутация, он же был наркоман, алкоголик и лечился много лет от зависимости. С ним продюсеры и режиссеры не хотели иметь ничего общего. Он пообещал Линчу, что будет трезвым и работать как надо. И не подвел. Он вносил в образ героя свои коррективы: например, в сценарии не было написано, что именно вдыхает главный злодей фильма, чтобы быть под кайфом. Хоппер, как знаток различных веществ, решил, что это должен быть изоамилнитрит, и, отталкиваясь от собственного опыта, сыграл соответствующую реакцию. Злодей получился действительно жутким, инфернальным. Эта роль — великая и входит в разные рейтинги величайших злодеев в истории кино.

🎼 В «Синем бархате» сыграл любимый композитор Линча Анджело Бадаламенти. Он появляется за спиной Изабеллы Росселлини в ночном клубе в роли пианиста. Именно с этого фильма начинается их сотрудничество.

Линч пишет👇

🗣 «Я познакомился с Анджело Бадаламенти на съемках „Синего бархата“, и с тех пор он пишет музыку ко всем моим фильмам. Он стал мне почти братом. Обычно мы работаем так: я нахожусь рядом с ним за фортепиано и начинаю говорить. А Анджело играет, буквально играет мои слова. Хотя порой он не вполне понимает меня, и музыка получается плохой. И тогда я ему говорю: „Нет, Анджело, не то“. И стараюсь сформулировать свои мысли иначе. Он начинает играть по-другому, но что-то опять не выходит. Тогда я повторяю: „Нет-нет, Анджело“. И ищу новые слова. Иногда по ходу дела он что-то улавливает и я восклицаю: „Есть!“. А он продолжает свое волшебство и все становится на свои места. Я обожаю этот процесс. Если бы Анджело был моим соседом, я бы проводил так каждый день. Но он живет в Нью-Джерси, а я в Лос-Анджелесе».

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;