angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдуард Мане

Борьба за признание Салона

Всю жизнь Мане пытался получить признание Салона. Давайте посмотрим, как он готовился к выставкам, и чем заканчивались его попытки.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

О работе «Завтрак на траве»

1. Джорджоне. Сельский концерт
2. Рафаэль. Суд Париса
3. Эдуард Мане. Завтрак на траве

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🔁 В январе 1863 года меняются правила выставления картин в Салоне: теперь показать можно только три полотна. Мане выбирает «Купание» и две испанские работы.

🤞 Перед Салоном, чтобы привлечь внимание, Мане выставляет свои работы в галерее Мартена, парижского коллекционера и скупщика картин, и надеется на одобрение публики. Но к его большому разочарованию публика картин не принимает. Особенно «Музыку в Тюильри».

▪️ Критики пишут: «месиво из красок», «ни моделировки, ни пространственной глубины», «до чего небрежны мазки! Где полутона?», «мазня, у которой нет никакого значения», «шутник, который хочет привлечь к себе внимание скандалом».

🙅‍♂️ Салон отвергает все три работы Мане. В тот год Салон отверг 2800 картин, и император Наполеон III принимает решение показать отвергнутые работы на отдельном салоне после того, как методы отбора Салона были раскритикованы публикой.

✋ Многие художники не рискнули выставляться на Салоне Отверженных из-за страха, что публика их не примет, а жюри салона в следующий раз отомстит.

😈 Академики делают все, чтобы Салон Отверженных провалился: на видные места вешаются самые слабые работы, каталог остается незавершенным.

🥺 Мане был уверен, что публика его работы оценит и поймет. Но Мане ошибся. Публика его работы не приняла. «Купание» окрестили «Завтраком на траве» и откровенно обсмеяли.

👍 Зато другие художники на опыте Мане сделали другой вывод: Мане освистан, но знаменит благодаря скандалу.

✊ Для молодежи Мане становится фигурой, воплощающей бунтарский дух. Хотя сам Мане был далеко от всего этого и мечтал о славе Салона.

1. Эдуард Мане. Олимпия
2. Тициан. Венера Урбинская
3. Александр Кабанель. Рождение Венеры
4. Джорджоне. Спящая Венера

Но Мане не сдается. Он решил, что публику смутили расположенные рядом с обнаженной женщиной одетые мужчины, и надо просто написать одну обнаженную. Посмотрим, как Мане создавал «Олимпию».

🔙 В поисках идеальной композиции Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз это «Венера Урбинская» Тициана. Возможно, к созданию картины на такой сюжет Мане подтолкнул тот факт, что Салон, который отверг его «Купание», отдал первый приз работе Кабанеля «Рождение Венеры».

▪️ Для композиционного равновесия Мане вводит в сюжет служанку. Но чтобы не отвлекать, он пишет ее чернокожей. Вместо собаки Мане добавляет черного кота — свое любимое животное.

🔘 В картине почти нет пространственной глубины, всего два плана — фигуры и темный интерьер на заднем плане. Выделяется сильный цветовой контраст между обнаженным телом, написанным светлыми красками, и темным фоном.

🐈‍⬛️ На изображение модели повлиял сборник стихов Бодлера «Цветы зла». А в замысле работы, скорее всего, мелькает метафора «женщина-кошка», которую Бодлер использовал, говоря о своей любовнице Жанне Дюваль.

▪️ На современность модели указывают туфли, бархотка на шее, цветок на голове.

💭 Современники наделили работу скрытыми смыслами. Имя Олимпия в сознании французского общества стойко соотносится с дамами полусвета. C таким подтекстом все звучит двусмысленно: служанка несет букет от поклонника, орхидея — это афродизиак, бархотка на шее делает даму похожей на подарок, а котенок символизирует эротические излишества. Нервировал и прямой взгляд модели на зрителя без малейшего стеснения.

🤷‍♂️ Но Мане просто любил писать современность, поэтому бессмысленно искать в его работах вызов обществу. Он всего лишь передавал нам дух современного Парижа, при этом переосмысливая произведения прошлого.

😔 Мане был уверен, что его Венера — шедевр, но из-за сомнений он не решается выставлять работу на Салоне.

1. Эдуард Мане. Бой быков
2. Эдуард Мане. Мертвый тореадор
3. Диего Веласкес. Мертвый воин
4. Эдуард Мане. Мертвый Христос с ангелами
5. Тинторетто. Христос с ангелами
6. Эдуард Мане. Поругание Христа

Мане не оставляет попыток завоевать признание Cалона. Давайте посмотрим, что готовил Мане на следующий Салон, на который допускалось выставлять только две работы.

🤔 Мане решил написать бой быков, над которым уже работал, и что-нибудь на христианскую тему, чтобы воздействовать на критиков.

©️ Для главной части «Эпизода с быками» Мане берет за основу «Мертвого воина» Веласкеса, а для картины «Мертвый Христос с ангелами» — Тинторетто.

😬 Но c Христом Мане случился конфуз. Мане копировал композицию, поэтому изображал героев в зеркальном отражении. От этого рана у Христа оказалась на левой части груди. Бодлер указал Мане на этот факт и посоветовал переписать рану, чтобы не давать повода для насмешек. Но Мане не стал.

😈 В этот раз жюри принимает обе картины. Но не потому что они понравились, а чтобы доказать публике бездарность художника.

😤 Публика была безжалостна. В отзывах критиков Христос звался жалким рудокопом, а Мане, по их мнению, писал с помощью сапожной щетки.

▪️ После этого Мане изрежет полотно «Эпизод с быками», оставив только два фрагмента: вид арены около амфитеатра и фигуру убитого тореро. Все остальное он уничтожит.

🔁 На Салоне 1865 года Мане все-таки решается показать Олимпию и очередную религиозную работу — «Поругание Христа». Жюри снова принимает работы с той же целью — в очередной раз доказать, что работы Мане непристойны.

▪️ В день открытия салона происходит забавная ситуация. Когда Мане зашел в зал, его стали поздравлять «с удачными маринами». Мане в шоке проходит в зал с художниками на букву «М» и видит работы какого-то Клода Моне. Так состоялось знакомство двух знаковых фигур эпохи.

😔 Отзывы страшно огорчают Мане. Говорят, что он осквернил высшую форму искусства, ударился в порнографию, написал проститутку, а рядом повесил карикатуру на Христа. Мелькает выражение «самка гориллы».

🌪 После этого возникает давка из желающих увидеть картину. Недовольство публики столь велико, что картину Мане перевешивают повыше. Наблюдая весь этот шум вокруг Мане, Дега с завистью говорит ему: «Вот вы и знамениты как Гарибальди». Расстроенный Мане отправляется в путешествие в Испанию. Это будет его первая встреча с так полюбившейся страной.

Эдуард Мане

1. Флейстист
2. Портрет актера Рувьера в роли Гамлета
3. Балкон
4. Завтрак в мастерской
5. Портрет Эмиля Золя
6. Расстрел императора Максимилиана

1. Диего Веласкес. Портрет Пабло де Вальдолида

В течение нескольких лет Салон вновь и вновь отвергает работы Мане: «Флейтист», «Портрет актера Рувьера в роли Гамлета», «Балкон», «Завтрак в мастерской».

🆕 В этих работах проявляются новые черты творчества Мане:
➖ отсутствует внешнее действие и сюжетная завязка;
➖ бытовые сцены приобретают характер групповых портретов;
➖ каждый персонаж приобретает индивидуальность;
➖ в качестве натурщиков Мане использует своих близких и друзей: например, Берта Моризо (сидит) и скрипачка Дженни Клаус (стоит) в работе «Балкон»;
➖ все жанры сличаются вместе.

🎨 При работе над «Флейтистом» Мане вдохновляется портретами Веласкеса. Здесь нет фона, зато есть воздух. Сама работа выполнена в технике импасто (густая накладка красок для усиления света и фактуры) в ограниченной палитре.

▪️ Возможно, на портрете угадываются черты сразу двух прототипов: музыканта Леона Леенхоффа, сына Мане и Викторины Меран.

👏 Картину приобретет Дюран-Рюэль, кроме того, она очень нравится Эмилю Золя, который посвящает ей хвалебную речь в газете «Эвенман». В благодарность за поддержку Мане пишет портрет Золя.

🔎 В портрете Эмиля Золя Мане много внимания уделяет деталям обстановки, которые дополнительно характеризуют Золя.

▪️ В руках у Золя «История живописи» Бодлера. На столе с бумагами видна брошюра со статьей об Эдуарде Мане. На стене висит черно-белая репродукция «Олимпии», которая закрывает часть картины Веласкеса «Триумф Вакха, или Пяьница» и японскую гравюру с изображением японского борца. В левой части картины написана японская ширма.

🍎 Мане обвинили в том, что вместо портрета он написал натюрморт. Но натюрморт на картине рассказывает зрителю не только об увлечениях Золя, но и его характере. Например, тарелка с ножом среди творческого беспорядка на столе говорит о том, что писатель часто забывает есть и пить во время работы и делает это на ходу.

🌩 Мане всегда удавались простые сюжеты, но с драмой были проблемы. Один из таких неудачных примеров — «Расстрел императора Максимилиана». В картине практически отсутствует конфликт и хоть какой-либо психологизм.

🤝 Публика не принимала работы Мане, но зато именно во время борьбы с Салоном он нашел верных друзей: Легро, Фантен-Латур, Бракемон, Уистер, Дега, Клод Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн, Базиль.

👯‍♂️ С 1866 года встречи художников стали регулярно проходить в квартале Батиньоль в кафе Гербуа, и вскоре Эдуард Мане стал главой нового художественного направления, получившего название «Батиньольская группа».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;