angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Эдуард Мане

Борьба за признание Салона

Всю жизнь Мане пытался получить признание Салона. Давайте посмотрим, как он готовился к выставкам, и чем заканчивались его попытки.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

О работе «Завтрак на траве»

1. Джорджоне. Сельский концерт
2. Рафаэль. Суд Париса
3. Эдуард Мане. Завтрак на траве

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🔁 В январе 1863 года меняются правила выставления картин в Салоне: теперь показать можно только три полотна. Мане выбирает «Купание» и две испанские работы.

🤞 Перед Салоном, чтобы привлечь внимание, Мане выставляет свои работы в галерее Мартена, парижского коллекционера и скупщика картин, и надеется на одобрение публики. Но к его большому разочарованию публика картин не принимает. Особенно «Музыку в Тюильри».

▪️ Критики пишут: «месиво из красок», «ни моделировки, ни пространственной глубины», «до чего небрежны мазки! Где полутона?», «мазня, у которой нет никакого значения», «шутник, который хочет привлечь к себе внимание скандалом».

🙅‍♂️ Салон отвергает все три работы Мане. В тот год Салон отверг 2800 картин, и император Наполеон III принимает решение показать отвергнутые работы на отдельном салоне после того, как методы отбора Салона были раскритикованы публикой.

✋ Многие художники не рискнули выставляться на Салоне Отверженных из-за страха, что публика их не примет, а жюри салона в следующий раз отомстит.

😈 Академики делают все, чтобы Салон Отверженных провалился: на видные места вешаются самые слабые работы, каталог остается незавершенным.

🥺 Мане был уверен, что публика его работы оценит и поймет. Но Мане ошибся. Публика его работы не приняла. «Купание» окрестили «Завтраком на траве» и откровенно обсмеяли.

👍 Зато другие художники на опыте Мане сделали другой вывод: Мане освистан, но знаменит благодаря скандалу.

✊ Для молодежи Мане становится фигурой, воплощающей бунтарский дух. Хотя сам Мане был далеко от всего этого и мечтал о славе Салона.

1. Эдуард Мане. Олимпия
2. Тициан. Венера Урбинская
3. Александр Кабанель. Рождение Венеры
4. Джорджоне. Спящая Венера

Но Мане не сдается. Он решил, что публику смутили расположенные рядом с обнаженной женщиной одетые мужчины, и надо просто написать одну обнаженную. Посмотрим, как Мане создавал «Олимпию».

🔙 В поисках идеальной композиции Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз это «Венера Урбинская» Тициана. Возможно, к созданию картины на такой сюжет Мане подтолкнул тот факт, что Салон, который отверг его «Купание», отдал первый приз работе Кабанеля «Рождение Венеры».

▪️ Для композиционного равновесия Мане вводит в сюжет служанку. Но чтобы не отвлекать, он пишет ее чернокожей. Вместо собаки Мане добавляет черного кота — свое любимое животное.

🔘 В картине почти нет пространственной глубины, всего два плана — фигуры и темный интерьер на заднем плане. Выделяется сильный цветовой контраст между обнаженным телом, написанным светлыми красками, и темным фоном.

🐈‍⬛️ На изображение модели повлиял сборник стихов Бодлера «Цветы зла». А в замысле работы, скорее всего, мелькает метафора «женщина-кошка», которую Бодлер использовал, говоря о своей любовнице Жанне Дюваль.

▪️ На современность модели указывают туфли, бархотка на шее, цветок на голове.

💭 Современники наделили работу скрытыми смыслами. Имя Олимпия в сознании французского общества стойко соотносится с дамами полусвета. C таким подтекстом все звучит двусмысленно: служанка несет букет от поклонника, орхидея — это афродизиак, бархотка на шее делает даму похожей на подарок, а котенок символизирует эротические излишества. Нервировал и прямой взгляд модели на зрителя без малейшего стеснения.

🤷‍♂️ Но Мане просто любил писать современность, поэтому бессмысленно искать в его работах вызов обществу. Он всего лишь передавал нам дух современного Парижа, при этом переосмысливая произведения прошлого.

😔 Мане был уверен, что его Венера — шедевр, но из-за сомнений он не решается выставлять работу на Салоне.

1. Эдуард Мане. Бой быков
2. Эдуард Мане. Мертвый тореадор
3. Диего Веласкес. Мертвый воин
4. Эдуард Мане. Мертвый Христос с ангелами
5. Тинторетто. Христос с ангелами
6. Эдуард Мане. Поругание Христа

Мане не оставляет попыток завоевать признание Cалона. Давайте посмотрим, что готовил Мане на следующий Салон, на который допускалось выставлять только две работы.

🤔 Мане решил написать бой быков, над которым уже работал, и что-нибудь на христианскую тему, чтобы воздействовать на критиков.

©️ Для главной части «Эпизода с быками» Мане берет за основу «Мертвого воина» Веласкеса, а для картины «Мертвый Христос с ангелами» — Тинторетто.

😬 Но c Христом Мане случился конфуз. Мане копировал композицию, поэтому изображал героев в зеркальном отражении. От этого рана у Христа оказалась на левой части груди. Бодлер указал Мане на этот факт и посоветовал переписать рану, чтобы не давать повода для насмешек. Но Мане не стал.

😈 В этот раз жюри принимает обе картины. Но не потому что они понравились, а чтобы доказать публике бездарность художника.

😤 Публика была безжалостна. В отзывах критиков Христос звался жалким рудокопом, а Мане, по их мнению, писал с помощью сапожной щетки.

▪️ После этого Мане изрежет полотно «Эпизод с быками», оставив только два фрагмента: вид арены около амфитеатра и фигуру убитого тореро. Все остальное он уничтожит.

🔁 На Салоне 1865 года Мане все-таки решается показать Олимпию и очередную религиозную работу — «Поругание Христа». Жюри снова принимает работы с той же целью — в очередной раз доказать, что работы Мане непристойны.

▪️ В день открытия салона происходит забавная ситуация. Когда Мане зашел в зал, его стали поздравлять «с удачными маринами». Мане в шоке проходит в зал с художниками на букву «М» и видит работы какого-то Клода Моне. Так состоялось знакомство двух знаковых фигур эпохи.

😔 Отзывы страшно огорчают Мане. Говорят, что он осквернил высшую форму искусства, ударился в порнографию, написал проститутку, а рядом повесил карикатуру на Христа. Мелькает выражение «самка гориллы».

🌪 После этого возникает давка из желающих увидеть картину. Недовольство публики столь велико, что картину Мане перевешивают повыше. Наблюдая весь этот шум вокруг Мане, Дега с завистью говорит ему: «Вот вы и знамениты как Гарибальди». Расстроенный Мане отправляется в путешествие в Испанию. Это будет его первая встреча с так полюбившейся страной.

Эдуард Мане

1. Флейстист
2. Портрет актера Рувьера в роли Гамлета
3. Балкон
4. Завтрак в мастерской
5. Портрет Эмиля Золя
6. Расстрел императора Максимилиана

1. Диего Веласкес. Портрет Пабло де Вальдолида

В течение нескольких лет Салон вновь и вновь отвергает работы Мане: «Флейтист», «Портрет актера Рувьера в роли Гамлета», «Балкон», «Завтрак в мастерской».

🆕 В этих работах проявляются новые черты творчества Мане:
➖ отсутствует внешнее действие и сюжетная завязка;
➖ бытовые сцены приобретают характер групповых портретов;
➖ каждый персонаж приобретает индивидуальность;
➖ в качестве натурщиков Мане использует своих близких и друзей: например, Берта Моризо (сидит) и скрипачка Дженни Клаус (стоит) в работе «Балкон»;
➖ все жанры сличаются вместе.

🎨 При работе над «Флейтистом» Мане вдохновляется портретами Веласкеса. Здесь нет фона, зато есть воздух. Сама работа выполнена в технике импасто (густая накладка красок для усиления света и фактуры) в ограниченной палитре.

▪️ Возможно, на портрете угадываются черты сразу двух прототипов: музыканта Леона Леенхоффа, сына Мане и Викторины Меран.

👏 Картину приобретет Дюран-Рюэль, кроме того, она очень нравится Эмилю Золя, который посвящает ей хвалебную речь в газете «Эвенман». В благодарность за поддержку Мане пишет портрет Золя.

🔎 В портрете Эмиля Золя Мане много внимания уделяет деталям обстановки, которые дополнительно характеризуют Золя.

▪️ В руках у Золя «История живописи» Бодлера. На столе с бумагами видна брошюра со статьей об Эдуарде Мане. На стене висит черно-белая репродукция «Олимпии», которая закрывает часть картины Веласкеса «Триумф Вакха, или Пяьница» и японскую гравюру с изображением японского борца. В левой части картины написана японская ширма.

🍎 Мане обвинили в том, что вместо портрета он написал натюрморт. Но натюрморт на картине рассказывает зрителю не только об увлечениях Золя, но и его характере. Например, тарелка с ножом среди творческого беспорядка на столе говорит о том, что писатель часто забывает есть и пить во время работы и делает это на ходу.

🌩 Мане всегда удавались простые сюжеты, но с драмой были проблемы. Один из таких неудачных примеров — «Расстрел императора Максимилиана». В картине практически отсутствует конфликт и хоть какой-либо психологизм.

🤝 Публика не принимала работы Мане, но зато именно во время борьбы с Салоном он нашел верных друзей: Легро, Фантен-Латур, Бракемон, Уистер, Дега, Клод Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн, Базиль.

👯‍♂️ С 1866 года встречи художников стали регулярно проходить в квартале Батиньоль в кафе Гербуа, и вскоре Эдуард Мане стал главой нового художественного направления, получившего название «Батиньольская группа».

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;