Эдуард Мане
Позднее творчество и последние работы
В поздний период творчества Мане вернулся от импрессионизма к прежнему стилю: более строгий рисунок, сдержанный колорит, темные тона. Среди картин в этот период преобладают портреты, пастельные работы, натюрморты. Узнаем, почему художник обратился к пасте
Эдуард Мане
1. Портрет Малларме
2. Портрет Клемансо
3. Портрет Рошфора
4. Портрет Антонина Пруста
5. Портрет мадмуазель Изабель Лемонье
6. Слива
7. Улица Монсье украшенная флагами
8. Концерт в кафе
9. В лодке
10. В оранжерее
👤 Отойдя от импрессионизма, Мане пишет много портретов. В мужских ярко выражен индивидуальный характер моделей, в женских всегда присутствует особе обаяние. Кроме того, его по-прежнему влечет Париж, оживленные улицы и кафешантаны.
👨⚕️ В 1879 году у Мане диагностирована атаксия — нервно-мышечное заболевание, при котором нарушается координация движений. Осознавая, чем ему грозит болезнь, Мане начинает усердно работать.
↪️ На салоне 1879 года он выставляет две работы. Это уже знакомая нам картина «В лодке» и портрет семейной пары «В оранжерее». Салон принимает обе работы.
🔀 Мане по-прежнему смешивает жанры. В работе «В оранжерее» фигуры выписаны в импрессионистической манере, но очень точно. Перед нами и портрет, и пейзаж одновременно.
🎨 Заметна и продуманная цветовая гамма: цвет брюк мужчины сочетается с цветом аксессуаров спутницы.
💪 К тому времени и членам жюри Салона, и критикам становится очевидно, что Мане оказал влияние на весь художественный мир. Мане изменил все: выбор сюжетов, приемы, эстетику. Молодые художники, благодаря Мане, стали видеть по-другому.
▪️ Как писал один из критиков, Мане указал путь, по которому нужно следовать.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭдуард Мане
1. У папаши Латюиля
2. Женщина, подвязывающая чулок
3. Блондинка с обнаженной грудью
4. Брюнетка с обнаженной грудью
5. Женщина в вечернем платье
6. Жанна Мартен в розовом платье
7. Парижанка. Этюд Эллен Андре
8. Женщина с золотой брошкой
9. Молодая женщина в круглой шляпке
10. Женщина читает
Эдуард Мане
1. Осень (Мери Лоран)
2. Весна (Жанна де Марси)
3. Лето или Наездница (Генриетта Шабо)
Из-за прогрессирующей болезни Мане начинает использовать пастель, благодаря которой может применить все достижения импрессионистов в области работы с цветом, сохраняя при этом свое представление о форме. Посмотрим на его редкие обнаженные натуры и нарядных женщин.
🖍 Пастель открыла Мане новые яркие цвета и изменила манеру письма, которая стала более мягкой.
💃 Мане пишет несколько работ в жанре ню, но обнаженная натура его не привлекает — Мане больше нравится писать женщин во всем блеске своих туалетов.
👯♀️ В 1881 году Мане начинает серию картин «Времена года», заказанную его другом Антоненом Прустом. Картины должны были изображать четыре сезона в образе женских фигур. Закончить Мане смог только одну картину («Весна»), а работу на темы замы не успел даже начать, так как в это время был уже серьезно болен.
👗 Выражать время года должна была мода — во всех работах серии Мане уделяет много внимания одежде женщин.
▪️ Для «Весны» позировала актриса Жанна де Марси, для «Осени» — Мэри Лоран, последняя любовь Мане. Лето олицетворяла работа «Наездница», моделью для которой стала дочь парижского книготорговца Генриетта Шабо.
👏 «Весна» участвовала в Салоне и имела успех. Мане также рассчитывал и на «Наездницу», для которой успел создать три версии: одна в профиль и две в анфас.
1. Эдуард Мане. Бар в Фоли-Бержер
2. Здание бара Фоли-Бержер в Париже
Эдуард Мане
1. Лимон
2. Ветчина
3. Связка спаржи
4. Персики
5. Букет в хрустальной вазе
6. Букет цветов
7. Гвоздика и клематис в хрустальной вазе
8. Сирень и розы
В последние годы жизни здоровье Мане сильно ухудшается, но он наконец-то смог добиться признания своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Давайте посмотрим на натюрморты, которыми Мане увлекся в свои последние дни.
🎖 В декабре 1881 года Мане был награжден орденом Почетного легиона по рекомендации Антонина Пруста, друга детства художника и нового министра культуры. К художнику наконец пришли слава и признание.
💐 Летом 1882 года Мане пишет много натюрмортов. Он снял небольшую виллу. Там служанка каждое утро приносила художнику цветы, которые он с вдохновением писал. Почти каждый день его навещали друзья.
🍋 В натюрмортах Мане очень много тончайших оттенков цвета, хотя сами картины очень просты. Один из лучших натюрмортов Мане — изображение лимона. Его размер всего 14 на 22 см.
💔 Мане становилось все труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через одиннадцать дней он скончался в страшной агонии. Проститься с великим художником собрался весь артистический Париж.
🥺 Салон 1883 года открылся уже без Мане. Когда это известие пронеслось по залам Салона, все мужчины сняли шляли.
Чтобы познакомиться с личностью Мане и его творчеством еще ближе, мы подготовили несколько книг.
📕 Анри Перрюшо. «Эдуард Мане»
Классика для любителей импрессионизма. Анри Перрюшо — известный французский исследователь творчества импрессионистов. В книге много документального и фактического материала, но мало описания и разбора картин. Читается легко. Есть онлайн-версия.
📗 «Эдуард Мане». Электронная книга из серии «Великие художники мира»
Отличный вариант для беглого ознакомления с художником. Творчество Мане разложено по периодам с краткой характеристикой творческой манеры художника на каждом этапе его творчества.
📘 «Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников»
Книга отлично подойдет тем, кто любит изучать искусство не со слов искусствоведов, а погружаясь в мир художника через его высказывания, письма, воспоминания друзей и современников. Особое внимание стоит уделить вступительной статье Валерия Прокофьева.
📙 Мария Чернышева. «Мане», «Бельведер»
Автор — кандидат искусствоведения. Изначально книга рекомендована для студентов и аспирантов факультета искусствоведения. Хорошая авторская подача. Одна из немногих книг на эту тему, вышедших на русском языке за последние 20 лет.
Весь урок мы говорили об Эдуарде Мане. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.
💪 Эдуард Мане — один из самых выдающихся художников 19 века. Его творчество ознаменовало переход от реализма к импрессионизму, сделав его одновременно и великим классиком, и первым современным художником.
💰 Мане родился 23 января 1832 года в обеспеченной семье. В детстве он плохо учился. Его отец был недоволен тягой Мане к живописи, и Мане всю жизнь будет пытаться доказать отцу, что он не зря выбрал путь живописца.
👥 Натура Мане очень противоречива, в нем будто бы уживаются несколько личностей. Это отражалось и на формировании его художественного стиля.
👀 Мане хотел писать то, что видят его глаза. Он не хотел писать полотен на античные и мифологические сюжеты. Во время учебы ему не нравилось сидеть в мастерской среди натурщиков, когда за стенами его ждало столько сюжетов.
🔙 В своем раннем творчестве Мане много обращался к старыми мастерам, увлекался испанской темой. Ему всегда удавались простые сюжеты, но не хватало драмы в сложных работах.
💡 Мане первым из художников своего времени начал экспериментировать с композицией и светом. Его главное кредо: «Надо быть современником и писать то, что видишь».
🤯 Импрессионисты называли Мане «отцом импрессионизма», хотя сам Мане никогда не считал себя импрессионистом и не участвовал в их выставках. Он обратился к импрессионизму лишь на несколько лет, попав под влияние Клода Моне, но быстро понял, что ему не подходит их незаконченность и неясность.
↔️ Мане отличался от импрессионистов прежде всего верностью традициям: он придавал большое значение рисунку, использовал в палитре серые и черные тона, переосмыслил композиционные приемы и сюжеты старых мастеров, и в целом был склонен к бытовому жанру.
🥺 Всю жизнь Мане боролся за признание Салона и искренне не понимал, почему его работы вызывают насмешки. Он готовился к каждому салону, пытаясь удачно подобрать работы.
✊ Для молодых художников-современников Мане стал фигурой, воплощающей бунтарский дух благодаря упорной борьбе с Салоном. Мане оказал влияние не только на свое окружение, но и на весь художественный мир. Он изменил все: выбор сюжетов, приемы, эстетику. Молодые художники, благодаря Мане, стали видеть по-другому.
🤝 Поддержка друзей всю жизнь имела большое значение для Мане. Мане, Базиль, Фантен, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Берта Моризо, Писсарро, фотограф Надар часто собирались в кафе на бульваре Батиньоль, за что их группа и получила соответствующее прозвище. Таких разных художников объединяла нелюбовь к официальному салонному искусству и поиски правды жизни.
💪 Салон признал Мане только под конец жизни, а весь его творческий путь сопровождали частые провалы и редкие взлеты. Его долго не принимал Салон, не понимала публика и не щадили критики. Только в последние годы жизни Мане наконец-то смог добиться признания своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся.
Тренажер.
Путаница с фамилиями Мане и Моне — самый очевидный, но не единственный повод сравнить двух художников, которые оказались в одном городе, в одно время, на одной большой выставке и стали близкими друзьями, повлиявшими на творчество друг друга.
Проверьте свои силы в новом тренажере — всегда ли вы с уверенностью сможете сказать, где Моне, а где Мане?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день