angle-down facebook instagram vkontakte warning

Эдуард Мане

Влияние Клода Моне и импрессионистов

На несколько лет Мане увлекается импрессионизмом, но быстро понимает, что этот стиль ему не подходит, и возвращается к своей традиционной манере письма. Посмотрим, почему Мане и импрессионизм несовместимы, а также разберем работы, написанные под влиянием

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

👨‍🔬 Импрессионизм в творчестве Мане — это, скорее эксперимент. Он быстро схватывает суть и понимает, что ему не подходит этот стиль. Прежде всего ему не подходит эта незаконченность и неясность. Для Мане важна основательность.

🙅‍♂️ Мане никогда не выставлял свои картины вместе с импрессионистами. Он мечтал только о признании Салона и хотел войти туда через парадный вход, а переход к импрессионизму только отдалил бы его от цели.

👨🏻‍🎨 Под влияние импрессионизма Мане подпадает благодаря Клоду Моне. Мане искренне восхищается работами Клода, называет его «Рафаэлем воды» и вслед за Моне начинает много работать на пленэре.

🎨 Клод Моне повлиял на колористическую манеру Мане и выбор тем. Мане перенимает от него светлые яркие краски и тоже начинает писать развлечения парижской публики.

Эдуард Мане

1. Семья Моне в саду в Аржантее, 1874
2. В лодке, 1874
3. Аржантей, 1874

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В этот период Мане создает несколько полотен под влиянием Клода Моне. Эти работы близки к импрессионизму, хотя и содержат черты, присущие собственному стилю Мане.

Работа «Семья Моне в саду в Аржантее»

Это полотно станет одной из самых ярких работ Мане в импрессионистском стиле.

👨‍👩‍👦 Мане пишет картину летом 1874 года, приехав к Моне в Аржантей. На картине изображены жена художника, Камилла, его сын Жан и сам Клод Моне.

▪️ В этот день Ренуар тоже написал такой же портрет семьи Клода, в адрес которой Мане высказал нелестный комментарий.

Работа «В лодке»

👥 На картине изображен шурин художника, Рудольф Леенхофф, а его спутница — возможно, первая жена Клода Моне — Камилла Донсье.

👀 Благодаря композиции, зрителю кажется, что он сам находится в лодке. Переднюю часть лодки Мане скрывает за пределами полотна, а фигуры располагает так, чтобы максимально приблизить персонажей к зрителю: мужчина сидит, а женщина полулежит. Дальше мы видим только заднюю часть лодки и небольшой кусочек паруса.

⤵️ Мане показывает вид с высокой точки. От этого вода кажется сплошной голубой стеной и напоминает сценическую декорацию. Этот прием Мане позаимствовал в японских гравюрах.

⚫️ Мане отказывается от темных цветов под влиянием манеры импрессионистов. Он обращается к ярким краскам, в основе которых лежит белый, синий и коричневый.

Работа «Аржантей»

В работе соединяются техника импрессионистов и стиль Мане. С одной стороны, перед нами великолепно исполненная пленэрная сцена, а с другой — обдуманная и четко выстроенная композиция.

✔️ Мане использует весь импрессионистский арсенал: техника письма свободными мазками, светлые краски, неестественно голубая река. Мане пишет людей на фоне пейзажа и старается передать ощущение свежести природы.

✔️ Но при этом старается не отступать от собственной манеры и строит композицию на сочетании вертикалей и горизонталей. Вертикали — мачта, заводская труба на заднем плане. Горизонтали — парапет, зонтик в руках мужчины и набережная. Полоски на платье дамы сочетаются с полосками на рубашке лодочника, поддерживая вертикально-горизонтальный ритм картины.

💭 Мане писал эту картину для Салона. Работа должна была продемонстрировать влияние импрессионистов на современное искусство.

🥺 На Салоне «Аржантей» подвергнется критике главным образом за... синеву воды. Сценка, написанная Мане, действительно скорее напоминает Средиземноморье, чем берега Сены. «Сена не бывает такой синей! Мане вновь издевается над нами!».

Эдуард Мане

1. Лодка-мастерская Клода Моне, 1874
2. Канал Гранде в Венеции, 1875
3. Стирка, 1875

Мане пишет еще одну работу, в которой можно наблюдать слияние стиля Мане и импрессионистской техники — картина «Лодка-мастерская Клода Моне».

➡️ Влияние импрессионистов выдают сразу несколько деталей:
➖ вода написана характерными продолговатыми мазками, а лица — условными штрихами;
➖ контуры размыты к горизонту, а колорит дополняют желтые и синие пятна;
➖ в самом пейзаже нет чистого черного цвета — Мане заменил его сочетанием отдельных разноцветных мазков.

⬅️ Но при этом Мане сохраняет черты собственного стиля:
➖ цвет лодки ровный, однородный, декоративный — такого цвета не бывает в природе;
➖ Мане не может полностью отказаться от черного цвета — это любимый цвет испанских художников. Он пишет им обувь и галстук, ставит несколько штрихов на дальних лодках и на траве.

🔚 Одну из последних работ, написанных Мане под влиянием импрессионистов, «Канал Гранде в Венеции», он создает после того, как совершает поездку в Венецию в 1874 году. В картине «Стирка» также еще можно увидеть характерные для импрессионизма яркие краски и насыщенные светом тени.

Бодлер и Мане

Эдуард Мане

1. Шарль Бодлер, 1862
2. Шарль Бодлер, 1865

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;