Эдуард Мане
Юность и учеба
Мане обладал великим талантом живописца и слабым характером человека. Давайте посмотрим на художника в юные годы, а перед этим выделим несколько главных особенностей творчества.
🤯 Импрессионисты называли Мане «отцом импрессионизма», хотя сам Мане никогда не считал себя импрессионистом и не участвовал в их выставках.
↔️ Мане отличался от импрессионистов прежде всего верностью традициям: он придавал большое значение рисунку, использовал в палитре серые и черные тона, переосмыслил композиционные приемы и сюжеты старых мастеров, и в целом был склонен к бытовому жанру.
💡 Мане первым начал экспериментировать с композицией и светом. Его главное кредо: «Надо быть современником и писать то, что видишь».
🥺 Всю жизнь Мане боролся за признание Салона и искренне не понимал, почему его работы вызывают насмешки.
💰 Мане родился 23 января 1832 года в обеспеченной семье потомственных юристов. Когда Мане решит стать художником, он сможет не беспокоиться о продаже своих картин.
▪️ Семья была типично буржуазной — доход составлял около 25 000 франков в год, и отец Мане пророчил сыну профессию юриста.
😖 Мане плохо учился. Сначала он посещал пансион Пуалу, но успехов не делал, поэтому в 12 лет отец решил отдать Мане в интернат на полный пансион в колледж Роллен. Там Мане тоже не делал успехов, и в пятом классе даже остался на второй год.
▪️ В колледже он познакомился с Антоненом Прустом, который станет его другом на всю жизнь.
🎨 Мане набирается смелости и заявляет отцу, что не хочет быть юристом, а хочет стать художником. Отец в гневе и предлагает Мане выбрать любую другую профессию кроме художника.
🛳 Мане решает стать моряком. В это время выходит указ, что те, кто совершит плавание на судне за экватор, смогут сдать экзамен не в 16, а в 18 лет. Мане нанимается на судно «Гавр и Гваделупа», хозяин которого, узнав об указе, набирает команду из желающих поступить в Мореходное училище. Корабль отправляется в Рио-де-Жанейро.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭдуард Мане
1. Зарисовки на корабле
2. Этюды в Бразилии
Вернувшись из плавания в Париж, Мане снова заявляет отцу, что будет художником. Отец наводит справки и выясняет, что профессия художника не так уж плоха, особенно если работы примет Салон.
☝️ Этим объясняется маниакальное желание Мане в будущем заслужить признание Салона. Мане всю жизнь будет пытаться доказать своей семье и отцу в первую очередь, что он не зря выбрал путь живописца.
😠 Отец предлагает Мане поступать в Школу изящных искусств, но Мане вновь проявляет упорство и отказывается идти учиться академической живописи.
👨🏫 Мане хочет учиться у Тома Кутюра и поступает в его мастерскую. Это молодой, но уже очень известный художник. Ему всего 31 год, а его работа «Римляне времен упадка» уже имела огромный успех на Салоне 1847 года.
▪️ Кутюр поглощен техникой. Он работает гибкими линиями, предпочитает простые тона, не смешанные на палитре краски, тонкий почти прозрачный красочный слой. Его напутствие ученикам звучало так: «Ищите, ошибайтесь, но прежде всего привыкайте быть искренними».
👨🏻🎨 Мане понимает, что его призвание — это живопись. По утрам Мане посещает мастерскую Кутюра, а во второй половине дня работает в свободной академии и каждую минуту рисует. Постепенно у него формируется свое понимание живописи.
Тома Кутюр
1. Римляне времен упадка, 1847
2. Маленькая купальщица, 1849
3. Арлекин и Пьеро 1857
4. Барабанщик, 1857
5. Мыльные пузыри, 1859
Через полгода учебы Мане начнет критиковать учителя. Посмотрим, из-за чего качался конфликт.
👀 Мане хотел писать то, что видят его глаза. Он не хотел писать полотен на античные и мифологические сюжеты. Ему не нравилось сидеть в мастерской среди натурщиков, когда за стенами его ждало столько сюжетов.
🗣 «Все, что мы тут видим, просто смехотворно. Свет фальшив, тени фальшивы. Когда я прихожу в ателье, мне кажется, будто я в могиле. Я прекрасно понимаю, что посреди улицы натурщика не разденешь догола. Но ведь существуют луга, поля, и хоть летом-то можно было бы писать за городом обнаженную натуру; обнаженная натура — это, пожалуй, альфа и омега живописного искусства».
😤 Мане все больше раздражала классическая манера преподавания. Он начал спорить с Кутюром и натурщиками. Обычно натурщики занимают место на помосте и принимают отработанные годами позы. Мане же начинает требовать от них вести себя естественно.
▪️ Он дважды уйдет от учителя, но затем вернется благодаря стараниям отца.
🇮🇹 Кутюр внушил Мане любовь к итальянским мастерам, например, Тинторетто и Тициану. В 1848 году Мане с братом Эженом отправились в Италию. Мане не терпелось увидеть полотна великих итальянских мастеров. Там Мане копирует знаменитые работы.
👋 Вернувшись, Мане копирует мастеров в Лувре, отдавая предпочтение испанцам. В 1856 году он окончательно покидает мастерскую, чтобы начать работать самостоятельно.
1. Тинторетто. Чудо Святого Марка, 1548
2. Тинторетто. Происхождение млечного пути, 1575
3. Тициан. Любовь небесная и любовь земная, 1514
4. Тициан. Венера Урбинская, 1538
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день