angle-down facebook instagram vkontakte warning

Мануэль де Фалья

Возвращение в Мадрид и балет «Любовь-волшебница»

После возвращения в Мадрид де Фалья по-новому вдохновляется народной музыкой. Поговорим об этом периоде в жизни композитора и изменениях в музыкальной и танцевальной культурах того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Сегодня обсудим балет «El Amor brujo» — «Любовь-волшебница», который де Фалья написал, вернувшись в Мадрид. Давайте подробнее поговорим про это время.

⚡️ Итак, начинается Первая мировая, и де Фалья, как и многие представители испанской диаспоры во Франции, возвращаются на родину. К этому моменту де Фалья испытывает уже достаточно серьезные проблемы со здоровьем из-за туберкулеза. Тогда его еще не умели лечить, но более теплый и сухой климат Испании подействовал благотворно. Особенность туберкулеза в ранней стадии в том, что он вызывает всплеск активности. то есть если человек занимается творчеством, для которого не нужно прилагать больших физических усилий, то болезнь каким-то образом стимулирует творческое воображение, и произведения выходят очень яркими. Ближайший пример — Шостакович, который тоже в молодости болел туберкулезом и, к счастью, смог от него излечиться.

🧳 Де Фалья возвращается в Мадрид, и его увлечение традиционной музыкой находят богатейшую почву — его завораживают цыгане. Дело в том, что для того времени цыгане были символом не только опасности, но и свободы. Они не подчинялись правилам, жили, как хотели, и в их существовании была какая-то тайна: с ними были связаны гадания, магия.

💃 Вспомним образ цыган в музыке 19 века — они практически все несут в себе какую-то тайну. Их природа может быть и сексуальной, как у Кармен в опере Бизе, или магической, как у колдуньи Ульрики в опере Верди. Но де Фалья создает балет ни на что непохожий — это не только балет: здесь и танцуют, и поют.

🎶 Если раньше, к примеру, в первой половине 19 века, композиторы как бы улучшали народную музыку, приспосабливали ее к правилам гармонии, то в начале 20 века народная музыка видится как способ выйти за рамки этой классической гармонии, за рамки системы, в которой стало тесновато. Не то что количество комбинаций было исчерпано, ведь до сих пор пишут тональную музыку, которая достаточна индивидуальна в этническом отношении — вспомним Валерия Гаврилина, просто меняется сам дух времени.

📈 Тональная музыка связана с иерархией. У нас есть тоника — она главная: у нас есть нота до, вокруг которой все пляшет. У нас есть трезвучия — до-ми-соль, оно устойчиво. Трезвучие ре-фа-ля — оно как бы теряет баланс и стремится к устойчивой ноте. Это объяснение апостериори, и оно применимо не ко всем музыкам всех культур, но такая тональная система могла сформироваться в обществе с совершенно четкой иерархией, с понятным и логичным, с точки зрения людей того времени, устройством музыки и ее правилами.

А 20 век занимается тем, что все правила ставит под сомнение, и тревога перед Первой мировой особенно влияет на людей искусства, чье восприятие обострено. Они прислушиваются к себе и к окружающему. И то, что мы называем искусством модернизма в широком смысле (это и модернистские произведения 80-х годов 19 века) — это в некотором смысле начало той линии, которая очень логично и стройно получается в 20-х годах века 20-го.

Давайте обсудим сюжет балета и узнаем, какая из версий Фальи считается наиболее популярной.

🔥 Перед нами разворачивается история цыганки Канделас и ее любви к Кармело. С Кармело она быть никак не может, так как еще в детстве была обещана другому. Свадьба состоялась — с одной стороны, у цыган свобода — они не платят налогов, могут не ходить в церковь по воскресеньям (да и попробовали бы они туда прийти), а с другой — среди этой свободы все равно есть какие-то правила, которым надо подчиняться. Позже муж Канделас умирает, но не оставляет в покое и является к ней в виде призрака каждую ночь.

👆 Здесь обратим внимание на один психологический момент. Жители деревни, где происходит действие, прекрасно знают про призрака и про то, что Канделас танцует с ним каждую ночь, но все равно считают ее сумасшедшей. У де Фальи, как у человека с ярким воображением, склонным к религиозности, наверняка были высокие духовные переживания, которые всегда являются вещью индивидуальной. Человек переживает то, что он раньше никогда не переживал, он выходит с этим к миру, но встречает насмешку и непонимание — и де Фалье это было известно.

🎵 Давайте послушаем и посмотрим музыкальный номер — танец Канделас с призраком — «Танец страха». Существует несколько версий балета, так как де Фалья часто возвращался к своим произведениям и перерабатывал их. Самая известная из версий — 1924 года, которую он создал в 1915-м году для небольшого оркестра. Там был несколько другой порядок номеров, он создал аранжировку для ансамбля. А мы сейчас посмотрим, как исполняют этот этот танец финская танцовщица и оркестр с фортепиано, а также гитарный квартет

Мануэль де Фалья. «Танец страха» из балета «Любовь-волшебница»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

Мануэль де Фалья. «Танец страха» из балета «Любовь-волшебница» в исполнении гитарного квартета
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрев на финскую танцовщицу, исполняющую «Танец страха», мы бы никогда не подумали, что это балет — просто какие-то народные танцы под симфоническое звучание. Где здесь пуанты? Где па-де-де, где батман, где арабески? Давайте разберемся.

🎵 До того, как появился контемпорари денс, балет тоже искал выходы за пределы классической иерархии. А балет — самое иерархичное из искусств в отношении структуры самого спектакля, в которой отражалось положение артистов в труппе, где есть примы, корифейки, кордебалет (такого жесткого деления в опере не было, хотя первые и вторые роли тоже складывались в иерархии). Это не соответствовало духу времени, и балет тоже начал меняться, оставаясь при этом балетом.

🩰 Величайший хореограф 20 века — Баланчин, оставил эту жесткую структуру, убрав нарратив. Иерархия в его балетах выражена не везде, но нарратива почти нет, это чистая эстетика. В контемпорари денс нет такого лексического богатства, однако он существует, чтобы пересобрать балет. У Стравинского есть посвящение, когда он берет эти знаменитые повторяющиеся аккорды вступления, и мы видим людей, у которых ноги поставлены с обратной вывернутостью. Классический балет — ноги наружу, а там вовнутрь: то же пространство, но с другой стороны.

👤 Оставаясь в русле этой традиции, Мясин делает вид, будто традиции не было. Можно сказать, что это подлинно народная хореография, которая перенесена на большую сцену в академический контекст — и выглядит она, будучи исполненной надлежащим образом, поразительно. Именно такие примеры показывают силу народного духа.

Мы продолжаем говорить о балете «El Amor brujo» и фламенко. Следующий музыкальный номер — это «Танец огня», «Danza del Fuego», и он появляется после разговора Канделас с другими женщинами.

💔 Канделас узнает, что ее муж был ей не верен. А неверность мужа у цыган является серьезным основанием для женщины, чтобы убрать его из своей жизни и быть свободной к любви других мужчин. «Танец огня» призван изгнать призрака, ритм музыки ускоряется, ускоряется, ускоряется — и в конце призрак должен исчезнуть. Этот номер приобрел известность благодаря фортепианной транскрипции — ее мы слышали , а теперь послушаем в другой инструментовке. На этой записи танцуют испанские танцоры Кристина Ойос и Антонио Годес.

Мануэль де Фалья. «Танец огня»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

💫 Обратим внимание, в скольких вариантах существует эта музыка, и как она может звучать: в сопровождении оркестра, в сопровождении голоса и гитары, просто быть фортепианной, и она при этом не теряет своего очарования. Симфонию, например, можно сыграть на фортепиано, но это будет не то. Оркестровку может убить разница в подразумеваемой композитором выразительности, но здесь эта музыка настолько многолика, что открывает какие-то новые грани. К примеру, когда она играется на фортепиано, то лучше слышна ее структура, она достаточно жесткая: часть А — часть B — часть C повторяется в том же порядке и завершается кодой. Это можно не заметить за всем очарованием линий фламенко. Давайте послушаем несколько версий.

Мануэль де Фалья. «Танец огня» в исполнении балета Альгамбра
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Мануэль де Фалья. «Танец огня» в исполнении Росио Хурадо
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 3 минуты

Мануэль де Фалья. «Танец огня» в исполнении Израильского симфонического оркестра Беэр-Шевы
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

👤 Но призрак мужа никуда не девается, ему нужна живая душа. И Канделас заманивает любовницу мужа — Люсию, якобы устроить ей свидание с красавчиком Кармело, И она начинает танцевать с призраком мужа и в последний момент подставляет Люсию вместо себя, и призрак мужа забирает ее. Канделас и Кармело могут быть вместе и жить счастливо.

🎶 Если в классических произведениях и балет, и оперу каким-то образом собирала структура (в опере нет формы, но есть структура), то в произведениях более поздних эта структура очень часто заменена ритуалом. Сейчас постдраматический театр часто балуется этим, тогда как раньше — по Станиславскому, по Чехову — мы видим ритуал как полное отсутствие игры в прежнем понимании этого слова. Обратим внимание, что ритуал можно исполнять как в академической манере, так и в виде фламенко — и музыка ничего не теряет, она удивительно многолика.

🎞 Посмотреть балет целиком:

Мануэль де Фалья. «El Amor brujo» (часть 1)
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 9 минут

Мануэль де Фалья. «El Amor brujo» (часть 2)
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 9 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;