Мануэль де Фалья
Работа с Дягилевым и балет «Треуголка»
Работа с народной андалусской музыкой и случайное знакомство с Дягилевым приводит к созданию одной из самых ярких работ де Фальи — балету «Треуголка». Узнаем историю этой работы и имена тех, благодаря кому она появилась.
Обсудим еще один балет де Фальи — «Треуголка», название которого изначально было другим. Давайте узнаем историю его создания.
🎵 В 1916-м году де Фалья, двигаясь по намеченной им линии погружения и освоения традиционной андалусской музыки, решает взять для балета какой-то уже существующий в литературе текст. Он берет новеллу андалусского писателя Педро Антонио де Аларкона «El corregidor y la molinera». Испанское «corregidor» на русский переводится плохо, по смыслу самое близкое — устаревшее «исправник». Это человек, который направлен в какую-то область из столицы, где располагался королевский двор, чтобы следить в этой области за порядком. Это управленец с большой властью и широко трактуемыми полномочиями.
👱♂️ Де Фалья начинает работать над балетом, и тут к нему в Испанию приезжает Дягилев после очень болезненного разрыва с Нижинским. Их знакомит Стравинский, которого Фалья знал еще с парижских времен, и Дягилев просит показать музыку к балету. Де Фалья соглашается, и Дягилев начинает работать над балетом. И здесь под уже существовавшим названием «Исправник и мельничиха» балет подвергается переработке и получает новое название — «Треуголка».
📆 Все это происходит в один год: в 1916-м Фалья знакомится с Дягилевым, в 1917-м в Мадриде проходит премьера балета «Исправник и мельничиха», и летом Дягилев вместе с хореографом Леонидом Мясиным благодаря де Фальи знакомится с танцором фламенко Феликсом Фернандесом-Гарсией, и они втроем — Дягилев, Мясин и Гарсия — отправляются в путешествие по Испании.
🕺 Если поставить на народную испанскую музыку классическую хореографию, то это будет что-то вроде танцев народов мира в «Щелкунчике», и конечно, Дягилеву в свой репертуар хотелось включить такую экзотику. Поэтому они путешествуют по всей Испании — Севилья, Гранада, Кардоба, Сарагоса — все крупные центры. Гарсия искал местных выдающихся танцоров, Мясин перенимал хореографию, а Дягилев все организовывал.
Давайте узнаем, что получилось в ходе испанского путешествия Дягилева, Гарсии и Мясина.
✨ В итоге результат получился очень интересным. У Мясина, который заканчивал Московское театральное училище, конечно, не было такого классического иерархичного мышления, как, например, у Мариуса Ивановича Петипа, но все же школа классического балета у него была и основных принципов он придерживался.
❓ Что главное в балете? Не подъем стопы, не лексика — в основе классического танца лежит ритм. Ведь когда хореограф заказывает партитуру композитору, он пишет размер и характер музыки и количество тактов. Например, 36 тактов на 2/4 торжественной музыки и 73 такта на 3/4 музыки легкой, воздушной, очаровательной. А в фламенко ритм есть, но это всегда в большой степени импровизация. Есть какие-то точки, от которых танцор отталкивается, но, по большому счету, он свободен, и в этом содержится очарование этих танцев.
🩰 А чтобы поставить балет, нужно сделать хореографию и привязать его к ритму. Для Гарсии это было страшно непривычно — он не понимал, зачем это делать. Дягилев его довел до нескольких нервных срывов, после чего у него самого помутился рассудок и обострилась ревность. Когда его покинул Мясин, он был в ужасном эмоциональном состоянии, однако Гарсию можно понять.
🎼 «Треуголка» была закончена в 1918-м, но постоянно что-то случалось, и балет не могли отрепетировать. В итоге премьера состоялась только в 1919-м в Лондоне в театре «Альгамбра» (The Alhambra Theatre of Variety, то есть театр разнообразия). За несколько лет до открытия «Фоли-Бержер» там уже проводились разного рода танцевальные шоу, оперетты, и «Альгамбра» стала идеальным место для «Треуголки». Самого де Фальи на премьере не было — из Мадрида пришло известие, что его мать умирает, и он срочно выехал туда.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяДавайте узнаем, что это за история.
🌅 Дело происходит в Андалусии, и история начинается с эпизода, где мельник учит дрозда подсказывать, который час. Дрозд никак не хочет исполнять команды, но не потому что глуп, а потому что хитер. Мельник дает ему виноградинку, и дрозд чирикает, как положено. Мельник с женой хохочут и принимаются за работу.
👤 Мимо проходит исправник с женой и телохранителем. Он хочет завладеть женой мельника. Мельник с женой шутят над ним шутку, мельничиха танцует, мельник прячется, и как только Коррехидор пытается ей овладеть, выскакивает мельник и бьет его палкой. После этого мельник и мельничиха возвращаются к работе, затем они собирают у себя гостей, но в разгар вечера мельника арестовывают и увозят.
👀 Мельничиха ложится спать в одиночестве, но под покровом ночи к ней подкрадывается Коррехидор, он страшно неуклюж. Мельница стоит на воде, и Коррехидор падает в речку, затем он снимает одежду и вешает треуголку сушиться, шмыгает внутрь мельницы и засыпает в постели мельника (у супругов тогда еще были раздельные постели). Ночью мельник сбегает из-под стражи и видит, что в его кровати лежит Коррехидор. В отместку он отправляется на поиски его жены.
🥾 Вскоре Коррехидор просыпается и обнаруживает, что его одежды нигде нет, а есть одежда мельника. Ему приходится надеть ее, и тут приходит его телохранитель, которые не узнает Коррехидора и пытается его арестовать, думая, что это мельник. Здесь в комнату врывается жена мельника, которая думает, что пытаются арестовать ее мужа, и она присоединяется к драке, пытаясь отбить «мужа». Тут возвращается мельник и видит, что его жена участвует к какой-то драке, присоединяется, чтобы ее защитить, а дальше Коррехидор все же рассказывает, как все было на самом деле. Давайте посмотрим этот балет
→ Мануэль де Фалья. «El sombrero de Tres Picos»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 45 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день